Зигзаги воспоминаний вторая часть - окончание

Зигзаги воспоминаний (вторая часть — окончание)

А зигзаги Судьбы тоже продолжали удивлять меня и моих друзей. Как я уже упомянул выше, моя студенческая компания увлекалась лингвистикой. А для достижения успеха в таком благородном деле нужны были книги и пресса на языках зарубежных стран. С книгами вопрос постепенно решался в нужном направлении: в ташкентском книжном магазине №1 «Узкитаб» открылся отдел по продаже книг на иностранных языках, издаваемых в «странах народной демократии», а проблема с прессой пока что оставалась не решенной. И здесь вновь на помощь пришла семья Левы Коваля. Его папа был киоскером «Союзпечати». Он продавал газеты и журналы в киоске, расположенном на углу Пушкинской и Первомайской улиц, рядом со знаменитой тогда ташкентской парикмахерской. Вначале в нем была лишь пресса, издаваемая В СССР. Но положение изменилось, когда в его киоск стали поступать газеты, издаваемые на английском языке компартиями США и Великобритании, а затем и газеты и журналы, выпускаемые в странах социалистического лагеря, на языках этих стран. Так что наше настроение улучшалось буквально с каждым днем.

Вообще говоря, все в нашем мире взаимосвязано, поэтому мне даже стало казаться, что существует какая-то мистически доброжелательная связь между прекрасными людьми, жившими вблизи упоминаемого мной детского сада, его персоналом и дальнейшей позитивной Судьбой воспитанников этого заведения. А замечательных людей, проживавших вблизи него, было очень и очень немало. Как я упомянул выше, детсад размещался в доме №8. В доме №6 жил знаменитый ташкентский геолог И.М.Евфименко, принимавший участие в открытии многих крупных месторождений полезных ископаемых на территории Средней Азии. В доме №10 жил совершенно уникальный человек — Александр Львович Маркман -потрясающий интеллектуал, энциклопедист, доктор химических наук, профессор, Заслуженный деятель науки и техники УзССР, заведующий кафедрой аналитической химии на Химтехфаке САзПИ. В доме №12 жила Фаня Сауловна Песикова — Заслуженная учительница УзССР (в те годы это почетное звание присваивалось весьма редко). В доме №16 жил Михаил Иванович Астахов — ректор Ташкентского электротехнического института связи. В доме №18 жил участник Великой Отечественной войны Наум Семенович Певчин — директор проектного института «Тащгорпроект», впоследствии переименованного в «Ташгипрогор». Это был прекрасно эрудированный человек с очень широким кругозором, имевший боевые награды: орден Красной Звезды и медали. Весьма любопытной была одна особенность его семьи: жена Наума Семеновича, Вера Петровна, родила ему двух детей в один и тот же день 22 июня, но с разницей в 7 лет. Сын Виктор появился на свет 22.06.38, а дочь Лидия осчастливила наш мир своим появлением 22.06.45.

Мое первоначальное предположение о наличии такой доброжелательной связи между перечисленными мной выше профессионалами высочайшего класса, обладателями светлых умов, и дальнейшей позитивной Судьбой воспитанников этого детского сада крепло у меня год от года и впоследствии превратилось в своего рода святую убежденность, поскольку эти известные люди были до отказа начинены позитивной энергетикой, которую они явно непрестанно излучали в окружавшее их пространство, воздействуя необычайно благотворно на людей, находившихся поблизости, особенно на молодое поколение.

Я с детства был лично знаком с перечисленными мной выше выдающимися соседями: И.М.Евфименко,, А.Л.Маркманом, К.В.Бабиевским, Ф.С.Песиковой, М.И.Астаховым и Н.С,Певчиным. Все они были очень доброжелательными, внимательными людьми при общении со мной и моими ровесниками. В них не было даже малейшего следа надутости, чванства, самовозвеличивания и превосходства. Наличие таких негативных качеств обычно свойственно не очень умным людям. Безусловно, они прекрасно знали себе цену, объективно осознавая свои достоинства и возможности. До сих пор памятен и удивителен тот факт, что при разговоре с каждым из них у меня, по совершенно непонятной причине, холодела макушка головы. Думаю, что таким необычным образом мой организм подсознательно реагировал на идущее от них своего рода мощное позитивное излучение, поскольку при этом у меня не возникало никаких отрицательных эмоций, и даже наоборот, мне было чрезвычайно приятно такое общение. Должен обязательно добавить, что моя макушка никогда не холодела при общении с другими людьми. 

Много-много лет тому назад телевизионный канал ГДР Deutscher Fernsehfunk выпускал одночасовую передачу для детей «Делай с нами, делай, как мы, делай лучше нас!». Уже давно нет этой телепередачи, нет даже ГДР, но это название прочно застряло в памяти. И во многом в этом «виноваты» превосходные профессионалы, с Судьбами которых соизволила пересечься моя собственная Судьба и жизненные пути других воспитанников этого детсада. Именно этот «зигзаг удачи» с позитивным мощным излучением, эманацией, исходящей из серого вещества могучих и светлых голов профессионалов, насколько я понимаю, благотворно повлиял на наше будущее. Многим из нас  в том числе, естественно, и мне, захотелось стать такими же, как они и, кто знает, может быть, даже лучше, чем они, по объему знаний, уровню образованности и жизненному опыту. 

Попытаюсь хотя бы вкратце рассказать о дальнейшей жизни некоторых из нас. Начну с частичного жизнеописания Лёки (Олега) Миллера. Его увлечение радиолюбительством плавно перешло в профессию. Он целый ряд лет работал в радиотехнической бригаде знаменитого филиала ОКБ О.К.Антонова на Ташкентском авиазаводе, то и дело отправляясь в многомесячные командировки в основное ОКБ в Киеве (причем даже жену импортировал их этого стольного украинского града). В годы войны в Афганистане перешел на работу в армейское подразделение ТуркВО (Туркестанского военного округа), занимавшееся ремонтом и восстановлением военной радиотехнической аппаратуры, причем с частыми командировками в воинские части, ведущие боевые действия на территории этой страны, для полного реанимирования там работы приемопередающих устройств, поврежденных в боях с афганскими моджахедами, после чего был признан специалистом очень высокого класса.

Следующий небольшой зигзагообразной поворот в моей истрии касается встречи и повторного знакомства в начале 70-х годов с новой сотрудницей ташкентского проектного института «Средазгипроцелинстрой», в котором я работал начальником электротехнического отдела. Когда я столкнулся впервые с ней в институтском коридоре, она неожиданно спросила меня, не был ли я в годы войны воспитанником детского сада на Жуковской улице? Я буквально остолбенел от этого вопроса, поскольку я не мог себе даже представить, что меня можно узнать по прошествии нескольких десятилетий. Оказалось, что идентифицировать всё-таки можно, поскольку я тогда еще был молод (около 35 лет). Сейчас она меня наверняка бы не узнала. Это была Наталья Феодосиевна Гуляйко (девичья фамилия — Брюханда), пришедшая работать в наш институт начальником отдела оформления и выпуска проектов. 

Естественно, я не имею никакого права забыть про еще одну «коллегу» по детскому саду — Ингу Мироновну Бендерскую, с которой меня связывало в моей жизни очень и очень многое. Прежде всего — она была самой близкой подругой моей жены Ани Культаковой в школьные годы и в период их совместной учебы в Ташгосконсерватории (ТГК). Инга была великолепной пианисткой и педагогом в ТГК. 

Очень интересным для меня оказалось знакомство на страницах «всемирной паутины» с Лидией Козловой, бывшей воспитанницей нашего детского сада, актрисой по профессии, ныне пенсионеркой. Она живет в Красноярске. У меня с ней оказалось много общего. В детстве жила на той же самой улице Жуковского в Ташкенте, в доме №2, буквально в 100 метрах от нашего дома, училась в той же самой школе №50. Но самое удивительное заключается в том, что она является великолепным знатоком, краеведом по призванию, прекрасно знает историю старого Ташкента и с удовольствием делится своими знаниями с почитателями нашего любимого города.

А теперь перехожу к своего рода финальному зигзагообразному повороту, посвященному самой прославленной воспитаннице нашего детского сада — Бернаре Рахимовне Кариевой —  балерине, балетмейстеру, хореографу, педагогу, Народной артистке СССР, Народной артистке Кыргызской Республики, Лауреату Государственной премии СССР. Естественно, не подлежит никакому сомнению тот факт, что ее талант был во многом предопределен великолепной генетической наследственностью, поскольку ее папа Рахим Меджидович Кариев, один из столпов, выдающихся деятелей искусства Узбекистана, был в свое время директором узбекской оперной труппы театра имени Свердлова.

Но, по крайней мере лично у меня, сохраняется уверенность в том, что в дополнение к такой превосходной генетике, Судьба не случайно направила Бернару Рахимовну именно в этот детский сад (в нашем мире ничего случайного не бывает!) по тем причинам, которым я посвятил много внимания в данном повествовании. Однако, самым главным качеством, которым наделило Провидение Настоящего Человека - Б.Р.Кариеву, явилось умение ставить перед собой почти невозможные для выполнения, в связи с их сложностью и трудностью, цели и задачи, чтобы затем, в течение всей своей последующей жизни, заставлять себя неуклонно доводить их до реального осуществления!  

Борис Пономарев


Рецензии