Joshua Bell

Много лет назад, в каком-то «затёртом» году, я вернулась с концерта Джошуа Белла, непревзойдённого Мастера, гения, который звуками своей скрипки (Страдивари!) свёл меня с ума много лет назад...

 Впервые я услышала его игру в фильме "Red Violin" (музыка Джона Корильяно). Там он был за кадром (не знаю, почему такого красавчика не выпустили на экран!), но играл божественно! И когда моя приятельница пригласила меня пойти с ней на его концерт в Арт Центр в Ньюарке, я была просто вне себя от радости и от счастья. Ведь я УВИЖУ его! И услышу его игру вживую!!

 И вот, состоялось! И увидела, и услышала, и даже разговаривала!
После концерта Белл раздавал автографы, сидя за небольшим столом, предусмотрительно отгораживающим его от взволнованных поклонников его яркого таланта. Очередь выстроилась за версту... Но нам каким-то чудом  посчастливилось проскользнуть вперёд.
 Когда он подписывал мне программку, я не удержалась и сказала, что восхищена его игрой и, между прочим, сама скрипачка... Откуда у меня взялась такая смелость - сама теперь не знаю. Его аккомпаниатор вступил в разговор и спросил, как, по моему мнению, они сыграли Стравинского (ведь я тоже из России и должна знать творчество земляка!)

Признаюсь, Стравинский - не мой композитор. Я его никогда не играла и не очень тужу об этом. Так прямо им и сказала. Потом, правда, пожалела о своей наивной прямоте, но было уже поздно.  Зато Чайковский в их исполнении мне понравился. С тех пор прошло много лет. И я не помню всю программу концерта. Но  "Вальс-Скерцо" и феерическое стаккато Маэстро вверх смычком – незабываемо! Неужели и я когда-то, в консерватории, играла этот Вальс?!

 С тех пор минуло много лет, пока я снова побывала на концерте Джошуа Белла.
На этот раз,  было немного иначе.
Джошуа Белл выступал со своим камерным оркестром Academy of St. Martin-in-the-Fields, в котором является и дирижёром и солистом. Концерт состоялся в Принстоне, в Александровском Зале (Alexander Hall), одном из лучших концертных залов мира с превосходной акустикой.

В первом отделении они играли "Четыре времени года" Антонио Вивальди. Диск с этой музыкой (правда, не в их исполнении) в машине у моего мужа не залёживается. Почти каждый день по дороге с работы и на работу он слушает полюбившуюся ему музыку. И знает её уже наизусть. Что и говорить... Музыка бесподобная. Кто слушал - тот знает. В неё просто невозможно не влюбиться.

 Джошуа Белл со своим оркестром в двадцать человек сумел вдохнуть в неё новую жизнь. Это была хорошо известная нам музыка и... немного другая... Мне казалось, что я слышу не оркестр, а только одного музыканта, настолько слажено они играли, подчиняясь движениям своего Маэстро, который не дирижировал, о нет! Он летал! Он танцевал! Он пел! Он жил этой музыкой! И заряжал своей энергией и своим гением своих послушных музыкантов. Они творили на одной волне! Белл создал великолепный ансамбль.

Что меня больше всего поразило в их игре? Piano и pianissimo (тихо, ещё тише).
Оно было, как дуновение ветерка... как дыхание ребёнка... Нежное, тишайшее, и очень выразительное (заслуга и великолепной акустики!). А потом, как вихрь, звук взлетал в форте, фортиссимо! И это был ураган, несущийся к нам со сцены в округлую чашу  высокого, старинного зала...
Хотелось двигаться в ритме с музыкантами, хотелось... Больше всего на свете в тот момент мне хотелось быть с ними на сцене и тоже играть на своей (хотя и не Страдивари) скрипке!...

Я пыталась тихонечко сфотографировать его с оркестром, хотя нам было строго объяслено не фотографировать. Но было слишком темно, и мы сидели слишком далеко. Фотографии получились расплывчатые, как будто у музыкантов не по две, а по четыре руки. И я их не сохранила. Теперь жалею...

То, что я испытываю, слушая симфонический оркестр, не описать никакими словами. Много лет после приезда в Америку я не могла спокойно слушать игру симфонического оркестра. Это было так же больно, как встретиться с ушедшей навсегда любовью.

 В прошлом, оркестр был моей второй жизнью.  А вот играть  соло  я никогда не любила. Мешал страх перед сценой. Оркестр был самым подходящим для меня инструментом, когда не было страха, а только наслаждение от музыки.
Могу представить, что испытывает Джошуа Белл, когда играет соло и одновременно дирижирует оркестром! Счастливчик!... Ни с чем не сравнимое удовольствие!

Перед концертом выступил пожилой джентельмен (возможно, из администрации театра) и поблагодарил Джошуа Белла за то, что он оказал честь выступать в этом зале.

Мой муж перед концертом поинтересовался у меня, что же это за известный такой музыкант, что не гнушается играть на переферии. Я, как смогла, объяснила ему, что в знаменитом на весь мир зале Карнеги Холл выступать можно не каждый день. А расходы на жизнь каждодневны.
Не знаю, может я объяснила не слишком удачно. Но это такое счастье, что он приехал к нам, в не самый знаменитый на весь мир театр, и подарил нам это наслаждение!


После концерта мы прошлись пешком до нашей машины, оставленной в гараже недалеко от театра.
Когда я снова услышу и увижу Вас, Джошуа Белл?...

Биографическая справка.
Отец гениального скрипача Алан Пол Белл родом из Шотландии. Мать Ширли Белл – еврейка. Её мама родом из Минска. Джошуа Белл идентифицирует себя, как еврей. 
В январе 2007-го, по инициативе журналиста 'Washington Post' Джина Вайнгартена, Белл в костюме обычного уличного музыканта сорок пять минут играл на станции метро. Только семеро из порядка тысячи прохожих остановились его послушать, и только один узнал скрипача. Общий доход за сорок пять минут составил 32 доллара 17 центов; двадцать из них пожертвовал узнавший Белла.


Рецензии
Здравствуйте, Ада!

Как прекрасно написали Вы о знаменитом скрипаче! Что ценно в Ваших заметках - это то, что Вы описываете концерты с точки зрения музыканта.

Нам посчастливилось слышать Джошуа Белла дважды в прошлом году. Один раз - в Киммел Центре с Филадельфийским симфоническим концертом, второй раз - с его оркестром в Ньюарке. На концерте в Ньюарке он играл и дирижировал концерт Брамса. К сожалению, в перерыве он не выходил к зрителям и не подписывал программки.

Насчет Стравинского соглашусь с Вами. Я не очень понимаю атональную музыку, но если есть любители такой музыки- пусть слушают.

Спасибо за Ваши работы!
Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   18.07.2025 00:15     Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!

Спасибо за Ваш интерес к моим рассказам о музыкантах! Благодарю за тёплый отзыв!

Как Вам понравилось выступление Джошуа Белла в Ньюарке? Это было, наверно, в New Jersey Performing Art Center? Меня интересует звучание скрипки. Дело в том, что 23 Марта этого года мы там слушали выступление Вадима Глузмана, который тоже исполнял концерт Брамса с оркестром. К сожалению, наши места были далеко вот сцены, на самой верхотуре на балконе. Поэтому насладиться игрой замечательного скрипача не было никакой возможности. Его просто не было слышно. В лучшем случае, до нас доносился «писк комара». Иначе это никак не назвать. Мне было обидно до слёз. Придти на концерт послушать скрипача и не услышать его? В чём тут дело? Плохая акустика зала? Или плохой звукорежиссёр? Не знаю. С концерта я ушла в большом огорчении.

С теплом и благодарностью,
Ада

Ада Цодикова Горфинкель   19.07.2025 06:24   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Ада!
Джошуа Белл играл хорошо, но показалось, что для концерта Брамса все же нужен дирижер. Он не успевал одновременно и играть и дирижировать, какие-то моменты получились… смазанными что ли. Может потому что слышал это произведение много раз. :)
А прошлом году мы были в Лос Анджелесе и просто поразились какая там акустика в Walt Disney Concert Hall. Там Лиза Батиашвили играла концерт Сибелиуса. Мы купили оставшиеся билеты и сидели довольно далеко. Но слышно было просто идеально с первой до последней ноты.

Всего Вам самого доброго!

Марк Лэйн   21.07.2025 02:08   Заявить о нарушении
Здравствуйте, Марк!

В своё время, дирижёр Ниязи (Маэстро - так к нему обращались все, начиная с музыкантов оркестра. Он был главным дирижёром симф. орк. им. Уз. Гаджибекова вплоть до своей кончины) любил проделывать такую "вольность": дирижируя одной своей музыкальной пьесой «Гайтагы» ("Лезгинка"),он "заводил" оркестр и неспешно уходил со сцены. Оркестр с воодушевлением продолжал играть в бешенном темпе, подчиняясь ритму ударника, и ни разу не было сбоя. Но это небольшая ритмическая пьеса, которую мы играли тысячу раз. Успех у зрителей был ошеломляющий.

Что касается такого произведения, как концерт (любой!) в трёх частях, со сменой ритмов и настроения, большого количества различных инструментов, это большая смелость для солиста одновременно дирижировать оркестром. Спиваков солирует и дирижирует одновременно своим оркестром, как Вы знаете. Слушала его и в Баку, и здесь несколько раз. Он и его оркестр единое целое.
Тот же феномен я отметила в случае, когда Белл играл со своим оркестром. Но тогда в оркестре было всего двадцать музыкантов.

Давид Ойстрах и некоторые другие музыканты продолжали свою карьеру, дирижируя оркестром. Но в руках была только дирижёрская палочка.

Побольше Вам и мне новых увлекательных концертов!
Всего Вам самого доброго!

Ада Цодикова Горфинкель   21.07.2025 03:41   Заявить о нарушении
Спасибо Вам, Ада, за такие интересные комментарии! Я как всегда запаздываю с ответами. Вы, наверное, уже сидите на чемоданах.

Желаю Вам хорошего полета, мягкой посадки, теплых встреч и всего наилучшего!

Марк Лэйн   22.07.2025 23:21   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 3 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.