Ещё одна Рыбка...
Мысль, что все ухищрения Щуки, Конька-горбунка и Золотой Рыбки были направлены на то, чтобы неагрессивными методами захватить власть в стране с названием, ну например: РИ, уже высказывалась мною. Два, из указанных выше персонажей, выбирали самое слабое звено и потакая его амбициям приводили его к власти, а затем подменяли его на престоле своим человеком*.
Едва ли подлежит сомнению, что Рыбка сделала свою попытку раньше, чем Щука и Конек, так как они, проанализировав опыт Рыбки и сделав из него правильный вывод из её ошибок, выбрали для своих манипуляций субъектов хоть и глупых, но не лишенных амбиций, ибо какой дурак не хочет управлять государством (см. Дамоклов меч).
Вот их категории отбора. Претендент должен быть молод, глуп, ленив, склонен к неблаговидным, а лучше, к преступным деяниям. Он должен быть холостым, без перспективы женитьбы и вообще не дорожить родственными связями, но желал бы получать почести не по заслугам.
Рыбка же, в силу, вероятно, крошечности своих рыбьих мозгов** выбрала Старика, который совсем не соответствовал предлагаемой ему роли.
Темой же этого исследования является не качества, наличествующие или отсутствующие у Старика, а изменение состояния морской поверхности в течение всей сказки.
Едва ли Рыбка испытывала какое-то волнение, увидев в чьи руки попала и зная, что из любой ситуации может выйти без потерь. Когда же Старик отпустил её ни о чем не попросив, Рыбка не могла чувствовать ничего иного, кроме досады - её план не удался, а ведь как хорошо задумано было: Старик, а это значит, что есть проблемы со здоровьем, деньгами и … да мало ли ещё с чем! А тут согбенная и уже навсегда спина, потухший взгляд и полная покорность судьбе, от которой, кроме подвоха, уже ничего не ожидается.
Стоит ли удивляться, что визит Старика вызвал некоторое оживление у Рыбки: «… вот, мол, началось, Александр Сергеевич»***. А далее пошло и поехало! Первая просьба – хоть и пустячная, но всё же. Возбуждение моря, сиречь Рыбки, достигает своего апогея, когда Старик попросил Рыбку возвести Старуху на трон: «Вот-вот и всё сбудется»! Надо сказать, что в возбуждении от предчувствия успеха присутствовало и недоумение: «… а как же я буду манипулировать Стариком, когда у него нет никаких желаний и много ли корысти в Старухе»?
Шторм же в финале не более, чем отражение гнева Рыбки на самое себя: «Так это не я манипулировала ими, а они мною – ну и оставайтесь с чем были».
Только нарастающим возбуждением Рыбки от предвкушения успеха и её гневом на себя, кажется мне, можно объяснить переменчивость морской поверхности… ну ещё сезонными колебаниями погоды, что, впрочем, весьма вероятно, так как ожидать проявления бурных чувств от рыбы, этого образца хладнокровия, и не бьющейся за жизнь, не следует. Факт же, что рыбка возвращалась, говорит не о наличии сознания долга перед Стариком, а только о желании довести до конца ею задуманное.
______________
*- как бы ни было предвзято мое отношение к Емеле и Ивану-дураку, но должен признать, что какое-то, пусть своеобразное представление о чести и совести у них было, ибо с чего бы иного у них появилось желание кардинально изменить свою внешность, как не от спинномозгового, хотя бы, осознания … неправомочности всех своих деяний.
**- у Щуки мозг, разумеется, больше, так как соответствует размерам Щуки.
***- М.М. Зощенко «Мелкий случай из личной жизни».
Свидетельство о публикации №225071400549