Иван Павлович Копысов

Мы знаем Тютчева, Фета, Кольцова, Никитина. Мы суём их имена в названия улиц, скверов, ресторанов, конфет. Но мы не знаем, что всё их творчество вместе взятое не стоит нескольких строчек никому неизвестного поэта из воронежского городка Боброва. Поэта, который является (или, уже, являлся) нашим современником.
«...Россия, Россия, Россия!
Бесчестье предательство, ложь.
Разгульного пьянства стихия,
Кабацкий кровавый дебош...
В России всё жуткое вечно:
Убийства, грабёж и... кресты...»
Иван Павлович Копысов (Ив.Иванский) был недоволен всем. И всеми. Сталиным, Хрущёвым, Брежневым, Андроповым, Горбачёвым, Ельциным. За свою жизнь он испытал почти всё, что можно себе представить жуткого и бесчеловечного: война, ранения, фашистский плен и концлагерь. Когда его статью «Четвёртая гражданская война в России» стали передавать западные радиостанции, его осудили за «изготовление и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй». Вещественными доказательствами тогда фигурировали его стихи и проза. Несколько лет он провёл уже за нашей «колючкой». Это было при Брежневе.
«...Но руки скелетные в бурых изломах
Твоих не погладят ни плеч, ни седин.
Что звать...
Твой Ванюша не странь был, не промах,
Твой младший исчезнувший сын...
Тот бой... Он с винтовкой залёг у землянки.
В запасе – сухарик и пули... – пять штук.
Ползком, без гранат, на фашистские танки!
Шапчонка – на лбу, котелок – на портянке...
Прикончил его политрук.
За трусость...»
Принято считать, что XIX век дал России более сильных писателей, чем XX. На мой взгляд, в России всегда были, есть и будут таланты. Только со времён Пушкина и Лермонтова их в нашей стране научились «убивать» так, чтобы о них уже никто никогда не вспомнил.
«...Наш враг...
Мы в бой вступаем с ложью,
Рвём смело вязь идейных пут,
Но плохо крепим свой редут,
И наши головы к подножью
Они торжественно кладут.
Им – слава, честь, всех маршей звуки.
В темницах нам страдать и гнить.
Но сколь ни тяжки наши муки,
Им с ложью нас не примирить...»
Иванский надеялся, что «зажжётся его звёздочка», что «историк приговор напишет, осудив жестокости и дурь», и справедливость восторжествует, что люди станут жить как люди, а не как скоты... Но напрасно.
(На смерть Андропова.)
«...Ещё одна казённая потеря.
Ещё один тиран покинул нас.
Я у двери стою, в знаменье веря,
И жду свободы долгожданный час».
В том, что сегодняшний строй существует, немалая заслуга таких, как Иванский (но, безусловно, они хотели не этого). Однако, благами жизни сейчас распоряжаются в основном те, кто в то время, когда Иван Павлович томился за решёткой, ходили в детский сад или заседали в различных райкомах, обкомах, Советах и т.д. Нынешняя же власть совершенно забыла Иванского и ему подобных.
Власть, она тоже не вечна, а поэтому нужно успеть нахапать себе, а потом уже думать (если на это останется время) о народе, о Родине. Прямо как в песне, только наоборот.
«...Сколько можно?.. А на небе тучи.
Ворон кружит над седым холмом.
Эй, прокаркай на всю Русь гремуче,
Чтоб вселенский прокатился гром!
Вот тогда тебе, вещунья-птаха,
Я зажгу во здравье сто свечей
От замученных, кто шёл на плаху,
На штыки и пули палачей».

18.12.98 /для газеты «Русская версия» № 16/.
Публиковалось в небольшом сокращении (Неведомое имя «Иван Копысов из Боброва») в «Воронежских музах» № 8 (декабрь 1999).


Иван Павлович Копысов (Ив.Иванский) воевал в Великую Отечественную, был в немецком плену, узником концлагеря. Когда его статьи стали передавать западные радиостанции (при Л.Брежневе), он познал, что такое советский лагерь.
В 90-х годах прошлого столетия его поэзия получила признание: вышло несколько поэтических сборников, он регулярно публиковался в воронежских газетах. Но, к сожалению, его жизнь трагически оборвалась в ДТП 22.05.97.
И всё же, память о нём жива. Его помнят земляки- бобровцы. Есть экспонаты в районном музее.
Стихи Ивана Павловича пережили его – Поэта и Гражданина. Его «звёздочка» прочно заняла своё место на поэтическом небосклоне.

1999 (?)

*

Бобровский районный историко-краеведческий музей

Копысов Иван Павлович (08.10.1921, деревня Большое Озеро Богородского уезда Вятской губернии - 22.05.1997, город Бобров Воронежской области), поэт, прозаик, публицист. Из крестьянской семьи. Отец Юрия Ивановича Копысова.
Участник Великой Отечественной войны. Работал в Кировской области электриком в леспромхозах, мастером производственного обучения, экспедитором в Объединённой расчётной системе, начальник хлебопекарни. С 1950-х годов публиковался в районной газете (город Зуевка Кировской области). С 1965 г. жил в Боброве. Сотрудник местной газеты «Звезда» (1965-1973), библиотекарь (1978-1982). Печатался в газете «Коммуна» и газете «Молодой коммунар», а также в газете «Комсомольская правда» и «Литературной газете». Как диссидент в течение 15 лет находился под негласным наблюдением органов КГБ. Некоторые материалы Копысова попадали на Запад, звучали по радио «Свобода». В 1982 г. был арестован, приговорён по ст. 190-1 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы. Срок наказания отбывал в ИТК городе Семилуки Воронежской области (освободился через 1,5 года). В 1987-1990 гг. церковный староста в храме (город Бобров).
Автор сборника «Гибнут на Руси поэты: Печальные стихи» (Николаев, Украина, 1996; под псевдонимом Я. Озерянский). Сохранились рукописи 3-х неопубликованных романов.

*

Указатель архива НИПЦ «Мемориал» (Москва)

Журналист (г. Бобров, Воронежская обл.).Участник ВОВ, находился в плену. Сотрудник газеты «Звезда» (1965-1972), библиотекарь (на 1982 г.). Автор и хранитель самиздата. Подвергся преследованиям за письма А.И. Солженицыну (1968). Уволен с работы (1972). За намерение эмигрировать принудительно госпитализация (ПБ №7, Москва; ОПБ 11.-12.1976, пос. Орловка, Воронежская обл.) Политзаключенный (1982-1983, учр. ОЖ-118/1, 4, г. Семилуки,). В последние годы жизни - церковный староста.


Рецензии