Иван Павлович Копысов
«...Россия, Россия, Россия!
Бесчестье предательство, ложь.
Разгульного пьянства стихия,
Кабацкий кровавый дебош...
В России всё жуткое вечно:
Убийства, грабёж и... кресты...»
Иван Павлович Копысов (Ив.Иванский) был недоволен всем. И всеми. Сталиным, Хрущёвым, Брежневым, Андроповым, Горбачёвым, Ельциным. За свою жизнь он испытал почти всё, что можно себе представить жуткого и бесчеловечного: война, ранения, фашистский плен и концлагерь. Когда его статью «Четвёртая гражданская война в России» стали передавать западные радиостанции, его осудили за «изготовление и распространение клеветнических измышлений, порочащих советский строй». Вещественными доказательствами тогда фигурировали его стихи и проза. Несколько лет он провёл уже за нашей «колючкой». Это было при Брежневе.
«...Но руки скелетные в бурых изломах
Твоих не погладят ни плеч, ни седин.
Что звать...
Твой Ванюша не странь был, не промах,
Твой младший исчезнувший сын...
Тот бой... Он с винтовкой залёг у землянки.
В запасе – сухарик и пули... – пять штук.
Ползком, без гранат, на фашистские танки!
Шапчонка – на лбу, котелок – на портянке...
Прикончил его политрук.
За трусость...»
Принято считать, что XIX век дал России более сильных писателей, чем XX. На мой взгляд, в России всегда были, есть и будут таланты. Только со времён Пушкина и Лермонтова их в нашей стране научились «убивать» так, чтобы о них уже никто никогда не вспомнил.
«...Наш враг...
Мы в бой вступаем с ложью,
Рвём смело вязь идейных пут,
Но плохо крепим свой редут,
И наши головы к подножью
Они торжественно кладут.
Им – слава, честь, всех маршей звуки.
В темницах нам страдать и гнить.
Но сколь ни тяжки наши муки,
Им с ложью нас не примирить...»
Иванский надеялся, что «зажжётся его звёздочка», что «историк приговор напишет, осудив жестокости и дурь», и справедливость восторжествует, что люди станут жить как люди, а не как скоты... Но напрасно.
(На смерть Андропова.)
«...Ещё одна казённая потеря.
Ещё один тиран покинул нас.
Я у двери стою, в знаменье веря,
И жду свободы долгожданный час».
В том, что сегодняшний строй существует, немалая заслуга таких, как Иванский (но, безусловно, они хотели не этого). Однако, благами жизни сейчас распоряжаются в основном те, кто в то время, когда Иван Павлович томился за решёткой, ходили в детский сад или заседали в различных райкомах, обкомах, Советах и т.д. Нынешняя же власть совершенно забыла Иванского и ему подобных.
Власть, она тоже не вечна, а поэтому нужно успеть нахапать себе, а потом уже думать (если на это останется время) о народе, о Родине. Прямо как в песне, только наоборот.
«...Сколько можно?.. А на небе тучи.
Ворон кружит над седым холмом.
Эй, прокаркай на всю Русь гремуче,
Чтоб вселенский прокатился гром!
Вот тогда тебе, вещунья-птаха,
Я зажгу во здравье сто свечей
От замученных, кто шёл на плаху,
На штыки и пули палачей».
18.12.98 /для газеты «Русская версия» № 16/.
Публиковалось в небольшом сокращении (Неведомое имя «Иван Копысов из Боброва») в «Воронежских музах» № 8 (декабрь 1999).
Иван Павлович Копысов (Ив.Иванский) воевал в Великую Отечественную, был в немецком плену, узником концлагеря. Когда его статьи стали передавать западные радиостанции (при Л.Брежневе), он познал, что такое советский лагерь.
В 90-х годах прошлого столетия его поэзия получила признание: вышло несколько поэтических сборников, он регулярно публиковался в воронежских газетах. Но, к сожалению, его жизнь трагически оборвалась в ДТП 22.05.97.
И всё же, память о нём жива. Его помнят земляки- бобровцы. Есть экспонаты в районном музее.
Стихи Ивана Павловича пережили его – Поэта и Гражданина. Его «звёздочка» прочно заняла своё место на поэтическом небосклоне.
1999 (?)
*
Бобровский районный историко-краеведческий музей
Копысов Иван Павлович (08.10.1921, деревня Большое Озеро Богородского уезда Вятской губернии - 22.05.1997, город Бобров Воронежской области), поэт, прозаик, публицист. Из крестьянской семьи. Отец Юрия Ивановича Копысова.
Участник Великой Отечественной войны. Работал в Кировской области электриком в леспромхозах, мастером производственного обучения, экспедитором в Объединённой расчётной системе, начальник хлебопекарни. С 1950-х годов публиковался в районной газете (город Зуевка Кировской области). С 1965 г. жил в Боброве. Сотрудник местной газеты «Звезда» (1965-1973), библиотекарь (1978-1982). Печатался в газете «Коммуна» и газете «Молодой коммунар», а также в газете «Комсомольская правда» и «Литературной газете». Как диссидент в течение 15 лет находился под негласным наблюдением органов КГБ. Некоторые материалы Копысова попадали на Запад, звучали по радио «Свобода». В 1982 г. был арестован, приговорён по ст. 190-1 УК РСФСР к 2 годам лишения свободы. Срок наказания отбывал в ИТК городе Семилуки Воронежской области (освободился через 1,5 года). В 1987-1990 гг. церковный староста в храме (город Бобров).
Автор сборника «Гибнут на Руси поэты: Печальные стихи» (Николаев, Украина, 1996; под псевдонимом Я. Озерянский). Сохранились рукописи 3-х неопубликованных романов.
*
Указатель архива НИПЦ «Мемориал» (Москва)
Журналист (г. Бобров, Воронежская обл.).Участник ВОВ, находился в плену. Сотрудник газеты «Звезда» (1965-1972), библиотекарь (на 1982 г.). Автор и хранитель самиздата. Подвергся преследованиям за письма А.И. Солженицыну (1968). Уволен с работы (1972). За намерение эмигрировать принудительно госпитализация (ПБ №7, Москва; ОПБ 11.-12.1976, пос. Орловка, Воронежская обл.) Политзаключенный (1982-1983, учр. ОЖ-118/1, 4, г. Семилуки,). В последние годы жизни - церковный староста.
Свидетельство о публикации №225071400577