О законе противоречия в отношении к пониманию беск
Согласно закону формальной логики: только одно из двух противоположных суждений может быть истинным. Так, например, теплый предмет не может быть в то же самое время холодным, а твердый – текучим.
И таким образом для абсолютного заключения о предмете достаточно всего двух противоположных суждений.
Однако проблема становится более сложной если противоположности соединяются общей промежностью – центром, который принадлежит и одной и другой противоположности – одновременно. Наши суждения умножаются, если необходимо понять, что центр поистине может принадлежать только одной из сторон, тогда как другая – присутствует в центре лишь мнимо и незаконно: «из двух действующих предпочтительнее то, что преследует лучшую цель.», - говорит Аристотель (Топика) и таким образом, необходимо понять – какая из двух сторон преследует лучшую цель, чтобы отдать во владение центр именно ей (это суждения необходимости и единичного исключения противоречия силой).
При этом важно иметь в виду, что в сложной, живой системе, такие суждения сами становятся ложными в тот момент, когда исключение той или другой стороны из общего центра приводит её к реформации собственных целей, и изменяя свой внутренний модус она (будучи активизированной) претендует на центр – не незаконно, не мнимо, а истинно. (Это суждения реверса и бесконечного возникновения противоречия.)
В четвертых: поскольку суждения бесконечного реверса и бесконечного возникновения противоречия предполагают его бесконечное разрешение, то абсолютная форма единства «возникновения и разрешения» противоречия, где неравновесность противоположных сторон сразу же есть переход к абсолютному равенству этих сторон; эта всеобщая Форма «возникновения и разрешения противоречия» – составляет понятие максимума интенсивности жизни или понятие истины, так как элиминация противоречия в этом понятии (или его разрешение) есть то же самое, что и его бесконечное возникновение (или существование): это понятие интенсивнейшего самого по себе (так как лишь противоречие делает интенсивной любую систему) и абсолютный коррелятив всех предыдущих суждений.
Поэтому, когда в первом томе «Энциклопедии» Гегель показывает, что логическое имеет три стороны: 1) рассудочную, 2) диалектическую и 3) спекулятивную, то следует знать, что в отношении к «закону противоречия», «первая сторона» - не требует силы для исключения противоречия, так как рассудок усматривает, что ледяное противоположно горячему и образует законченный силлогизм; «диалектический разум» требует силы, так как находит, что центр должен принадлежать только одной из сторон тогда как «другая» - находится в нем незаконно; спекулятивный же разум знает, что в своей истине центр есть результат центростремительного движения и абсолютной активизации противоположных сторон в синергетической форме их динегативной аффирмативности:
«…спекулятивное по своему истинному значению […] есть именно то, что содержит в себе снятыми те противоположности, дальше которых рассудок не идет…» («ЭФН» 1).
Спекулятивная форма понятия, таким образом (если её достигают) есть абсолютный коррелятив для выявления истинности предмета – по мере того насколько коммуникация противоположных сторон в этом предмете или соотношение противоположных сторон – интродуктивно такой максимизированной интенсивности жизни как абсолютному Априори.
II.
При этом в противоположность расхожему мнению - не только Георг Гегель требовал отличать «подлинно философское» от «диалектического», но уже автор «Топики» Аристотель писал, что «диалектика» есть сфера мнений, односторонность которых должна быть снята в сфере истины:
«Диалектические положения — это также и сходные с правдоподобными, и предлагаемые как противоречащие тем, которые противоположны считающимся правдоподобными…»; «Для философии, конечно, эти положения следует составлять сообразно с истиной, а для мнения — диалектически.» («Топика»).
Поэтому если мы обратимся к «Метафизике» Аристотеля в отличии от «Топики», то мы не найдем там суждений по типу: если первая суть бытия есть сущность, то разумеется, что она не может быть абсолютной осуществленностью. Но в «Метафизике» так как она и есть сфера истины, Аристотель показывает абсолютное соединение противоположностей, когда утверждает, что «первая сущность» одновременно является неделимой и содержащей различие, активной и неподвижной, и что она есть столь же сущность - сколь и осуществленность:
«Первая суть бытия <…> есть полная осуществленность.» (Мет 12:8 М. 2015)
Свидетельство о публикации №225071400757