Пашина любовь. 1

                Ты не узнаешь и не поможешь
                Что не сложилось - вместе не сложишь
                М.Танич
 
      Ранний студенческий брак Паши оказался недолгим. Несколько месяцев он со своей женой-однокурсницей жил душа в душу: с утра вместе ездили на занятия, а по вечерам предавались любовным утехам в арендуемой однушке. Но романтический флёр стал увядать, эротические игры приедаться и выявилась разность интересов: Паша считал, что надо хорошо учиться и работать, чтобы состояться в жизни, а его смазливой жене больше нравились развлечения и украшения. И, что особенно бесило Пашу, ей нравилось у него на глазах флиртовать с другими мальчиками и потешаться над его ревностью. Короче, начались разногласия и, не протянув и двух лет, они развелись. В результате он разочаровался в женщинах и полностью сосредоточился на учёбе, в которой, впрочем, и раньше преуспевал. И, может быть, именно поэтому ему удалось получить красный диплом и место в заочной аспирантуре. 
      Паша нашёл работу по специальности в довольно крупном ООО, которое в то время быстро расширялось. Там он проявил себя как весьма перспективный сотрудник и быстро продвинулся по службе. К защите диссертации он был уже начальником небольшого вновь образованного отдела. Защита прошла успешно, но вся эта бумажная волокита ему изрядно надоела. И он решил, что писать докторскую не будет, хотя многие ему и прочили такую перспективу. Подниматься выше по карьерной лестнице ему тоже не хотелось – административная часть работы ему не нравилась, особенно некоторые нелепые требования со стороны руководства. При этом со своим отделом он справлялся довольно просто – знал, кто из его сотрудников на что способен, и никогда не требовал от них большего. Это позволяло быть со всеми в хороших отношениях; сотрудники уважали его и как специалиста, и как порядочного человека.
       В общем, Паша решил, что его профессиональная карьера вполне удалась. Он обзавёлся собственной однушкой и машиной, но семейная жизнь так и не сложилась. Он не особо страдал от одиночества, у него были случайные знакомства с девушками, но ему не хотелось доводить эти знакомства до близких отношений. Однако необходимость заниматься уборкой и кулинарией несколько напрягала. Паша подумал и решил поискать на сайтах знакомств женщину своих лет без девичьих закидонов, излишних претензий и заморочек.
      Просмотр женских анкет и фото на сайтах показал его опытному взгляду, что большинство молодых женщин либо ещё страдает подростковой дурью, либо пытается казаться лучше, чем на самом деле. Наконец он увидел коротенькую анкету, из которой следовало, что у женщины нет особых претензий, но есть ребёнок и проблемы со здоровьем. И её фотографии этому соответствовали: взгляд слегка озабоченный, лицо без следов вычурного макияжа, одежда скромная и никаких украшений. Паша написал ей в одном предложении, что он обеспеченный и непьющий хочет создать семью и потому предлагает познакомиться поближе.
      Он не особо надеялся на ответ, поскольку она уже давненько не появлялась на сайте, но через пару дней ответ пришёл. Был он уклончивый и написан извиняющимся тоном: сначала она благодарила его за письмо, а потом повторяла содержание анкеты про ребёнка и проблемы со здоровьем. Паша решил, что это всё-таки согласие, хотя и лишённое энтузиазма. Это его вполне устраивало, и он написал, что ребёнок его не пугает, потому что в нормальной семье должны быть дети; насчёт здоровья он процитировал известную медицинскую шутку, что нет людей здоровых, а есть только недообследованные, и в конце дал номер своего мобильника. Она ответила, что ей первой звонить незнакомому мужчине неудобно и дала свой номер.
       Паша позвонил ей в тот же вечер. Долгое время трубку никто не брал, а потом раздался высокий детский голос:
      - Алло!    
       Паша сообразил, что это – тот самый её ребёнок, и как можно приветливее сказал:
      - Добрый вечер! Позовите, пожалуйста, маму.
      - Мама сейчас не может подойти, позвоните, пожалуйста, попозже.
      - А через полчаса можно или ещё позже?
      - Да, через полчаса, наверно, можно. До свидания.
      - Спасибо. До свидания.
      По голосу Паша понял, что этот ребёнок – довольно вежливая девочка. Конечно, с мальчиком было бы проще – как его воспитывать Паша представлял, исходя из собственного детства. В воспитании девочки для него было больше и неизвестного и рискованного, но то, что она уже вежлива было хорошим заделом и это его устраивало. Он позвонил позже, телефон взяла мама и извинилась за то, что не могла подойти и оставила телефон дочке. 
      - Всё в порядке, - успокоил её Паша, - ваша дочка всё правильно сказала и при том очень вежливо, чувствуется хорошее воспитание. Интересно бы посмотреть на вас обеих. Давайте как-нибудь встретимся вечером на нейтральной территории и поговорим, если вы не против. 
      - Видите ли, по вечерам мне надо быть с ребёнком. Она у меня и так одна дома после школы до того, как я прихожу с работы.
      - Тогда приходите с дочкой. Посидим в какой-нибудь кафешке или мороженице – пусть она поест чего-нибудь вкусненького, пока мы будем общаться.
      - Это не совсем удобно, - женщина слегка замялась, - но, если уж вы настаиваете, приходите к нам завтра вечером просто попить чаю.
      - Хорошо. Тогда я принесу к чаю тортик. Кстати, какие торты нравятся вашей дочке?
      - Да не беспокойтесь...
      Они договорились о времени, и в назначенный час он явился с фруктовым тортом, коробкой конфет и букетом чайных роз.   
      Открыв ему дверь и увидев букет, она явно смутилась:
      - Здравствуйте! Ой, ну, зачем же вы так потратились, - и потеряла дар речи.
      - Добрый вечер! Это вам цветы,– я специально к чаю выбрал чайные розы. – и, видя что она продолжает смущаться, добавил, - Ну, пожалуйста, возьмите букет - не выбрасывать же его.
      Она молча взяла букет и пошла на кухню, а Паша с тортом последовал за ней. На кухне к ней, наконец, вернулся дар речи и, положив букет на стол, она произнесла:
      - Ой, спасибо большое! Положите всё это сюда на стол и пойдёмте в комнату, пообщаетесь с Настей, пока я тут всё приготовлю.
      Она привела его в комнату, где за письменным  столом сидела светловолосая девочка и смотрела какую-то книгу. Она обернулась в их сторону, увидев входящего Пашу начала вставать по школьной привычке, но, заметив, что он жестом руки показывает ей не делать этого, опустилась на место.
      - Здравствуйте, - сказала девочка, глядя на него большими и печальными как у мамы глазами, которые на её маленьком личике казались огромными.
      - Здравствуй, Настя! Меня зовут дядя Паша, будем знакомы, - он наклонился и протянул девочке свою руку.
      Она робко подала ему свою маленькую ладошку, он почувствовал её тепло, чуть заметную дрожь, и на него нахлынула волна какого-то очень нежного и доброго чувства. Ему почему-то вспомнилась первая любовь и первый поцелуй, но прикосновение этой детской ручки было безусловно куда более чистым, не связанным с действием гормонов и всяких юношеских эмоций. Он отпустил её руку, но её печальные глаза его не отпускали.
      - Да вы садитесь, пожалуйста, - сказала Настя, показывая ему на стул рядом со столом.
      «Удивительные у неё глаза, совсем по-взрослому смотрят», - подумал Паша, а вслух спросил:
       - А сколько тебе лет?
      - Девять, я учусь в третьем классе, - ответила она.
      - А я подумал, что тебе меньше – ты выглядишь моложе.    
      - Да, я почти самая маленькая в классе. А у вас есть дети?
      - Нет, но я хотел бы иметь такую дочку как ты, - сказал он неожиданно для самого себя.
      А про себя подумал, что раньше никогда не испытывал подобного чувства. И ещё ему показалось, что в печальных глазах Насти блеснула робкая надежда, когда она тихо ответила:
      - И я бы хотела иметь такого папу, а своего папу я совсем не помню.
      Паша растерялся – он поймал себя на том, что, кажется, чего-то начал боятся. Он, давно разочаровавшийся в женщинах, не боявшийся ни начальства на работе, ни Учёного совета на защите, теперь боялся этой маленькой девочки. Раньше он всегда был уверен в себе и знал, что надо делать, а теперь - не знал. Но быстро понял, чего именно он теперь боялся – потерять её. Это было так странно и неожиданно для него. Конечно, стоило это обдумать на свежую голову. А сейчас надо было как-то прервать паузу, образовавшуюся в разговоре, и он спросил:
      - А что за книгу ты читаешь?
      - Да это учебник.
      - Извини, что я помешал тебе заниматься уроками.
      - Нет, уроки я уже сделала. Это я просто смотрю, что там будет дальше.
      - Ну, ты молодец! Знаешь, я, когда в школе учился, тоже некоторые учебники наперёд просматривал...
      В этот момент дверь открылась, и мама позвала их на кухню пить чай. За чаем Паша продолжил разговор с Настей:
      - Так ты, Настя, наверное, хорошо учишься?
      - Да, без троек. Мама говорит, что надо хорошо учиться.
      - Мама правильно говорит: те, кто учатся на пятёрки, могут потом выбирать любые интересные места для дальнейшей учёбы и работы, а троечников мало куда берут. К тому же ты своими хорошими оценками будешь радовать маму и меня.
      - Хорошо, я буду больше стараться. А..., - она слегка запнулась, - а у вас интересная работа?
      «Сообразительная девочка, - подумал Паша, - она, наверно, хотела спросить, как я учился в школе, но передумала и спросила сразу про результат».
      - Да, мне нравится моя работа.
      - А что вы делаете на работе?
      - Я с другими сотрудниками разрабатываю разные технические устройства...      
      Мама практически не участвовала в разговоре, только вопросительно поглядывала то на Пашу, то на Настю.  Паша решил, что надо как-то подключить маму к разговору и предложить продолжение знакомства:
      - Настя, а ты по субботам ходишь в школу?
      - Нет, по субботам учатся только старшие, начиная с пятого класса.
      - Тогда, может быть, сходим в субботу в парк на аттракционы или в зоопарк? Ты, Настя, куда бы хотела пойти?
      - В зоопарк. Я хочу посмотреть на живого тигра – мне всякие котики нравятся.
      - В субботу не получится, - с сомнением сказала мама, - мне надо идти в поликлинику, я специально записалась на выходные, чтобы не брать отгул на работе. И потом надо делать уборку в квартире.
      Паша заметил, что глаза Насти стали ещё печальнее. Надо было что-то предпринять, и он решился:
      - А давайте, я схожу с Настей в зоопарк, пока вы будете заниматься своими делами – ведь это для неё лучше, чем сидеть дома одной.
      - Но мы почти незнакомы, - возразила мама, - как я отпущу девочку одну? Да она, наверно, испугается идти одна.
      - Настя, ты, правда, испугаешься пойти со мной в зоопарк? – спросил Паша.
      - Нет, не испугаюсь, - ответила девочка.
      - Вот видите, - обратился Паша к маме, - она интуитивно чувствует, что я к ней хорошо отношусь и не причиню вреда. Жаль, что с годами у большинства детей эта способность к эмпатии утрачивается – маскируется действием гормонов и разными эмоциями. Но, если вы боитесь, что я исчезну с ребёнком, то я могу вам в залог оставить свой паспорт.
      - Ладно, завтра ещё только пятница, мы подумаем и созвонимся. А сейчас уже поздно – нам завтра рано вставать в школу и на работу.
      - Да, мне пора идти, спасибо вам за чай, - вздохнул Паша, встал и направился в прихожую.
      Мама с дочкой последовали за ним. Перед входной дверью он обернулся, снова увидел большие печальные глаза Насти, протянул к ней руку, она приблизилась, он наклонился и обнял её за плечи. Паша почувствовал прижавшееся к нему её хрупкое, беззащитное тельце и на него накатила волна щемящей жалости. «Если я её потеряю, - подумал Паша, - это будет предательством».
      Но пришлось отпустить Настю. На прощание он протянул руку маме. Мама робко подала ему свою руку. Её рука была почему-то совсем холодной.   


Рецензии