Города и инновации

В 2020 году американская исследовательница Шарон Зукин опубликовала книгу «Инновационный комплекс. Города, технологии и новая экономика». В ней она написала.
Я допускаю, что мой взгляд на новую экономику несколько более критичен, чем то, что принято видеть. С одной стороны, экономисты и географы намечают контуры «новой трудовой географии», когда небольшое число высокооплачиваемых рабочих мест для высококвалифицированных специалистов оказывается сосредоточено в нескольких городах-суперзвездах. С другой социологи и бизнес-консультанты, изучающие инновации, обращают внимание на неформальные процессы налаживания связей между организациями, которые в итоге к появлению перспективных в коммерческом отношении идей и продуктов. Оба подхода сконцентрированы на определяющей роли «технически продвинутых кадров» – молодых, мобильных, образованных работников – которые теперь хотят жить и работать в городах. Этот культурный поворот принес нам фудкорты, велодорожки и коворкинги.
Не стану отрицать, что культурный выбор – интересы, вкусы, эстетические предпочтения – значительно усилил и без того растущую привлекательность новой экономики и определил то, какие именно нарративы она продвигает. Не менее важен капитал, точнее, неравномерная концентрация богатства и развития рынков, которые предоставляют некоторым городам ресурсы для запуска новых бизнесов. Прежде всего это, конечно, финансовый капитал, но также социальный капитал, связывающий различных акторов и организации в «экосистеме стартапов», и культурный капитал, предоставляемый инвесторами предпринимателям и работникам технологического сектора путем наставничества и налаживания связей в разнообразных каналах инновационного комплекса – университетах и школах программирования.
Чем успешнее в городе инновационный комплекс, тем тяжелее в нем жить. Сливки снимают прежде всего частные инвесторы. Они считают, что заслужили свои прибыли, потому что готовы идти на риск. Однако, по словам экономиста Марианны Маццукато, хотя как морального поощрения, так и финансовой награды за поддержку инноваций заслуживает прежде всего государство. Огромные состояния, накопленные инвесторами, а также основателями стартапов, обналичившими свою долю во время первичного размещения акций или их продажи, выплескиваются на рынок городского жилья. Стоимость земли растет слишком быстро, чтобы работники «старой экономики» могли позволить себе оставаться в нем жить.
Раз за разом мы наблюдаем, как городские власти не могут или не хотят перехватить необходимый объем финансовой прибыли от инноваций ради того, чтобы профинансировать необходимое предложение доступного жилья, эффективную систему общественного транспорта и государственные школы для всех.
Однако в последние несколько лет общественность, наконец, осознала ту пропасть, которая существует между мощью технологической индустрии и экономической уязвимостью тех, кто в ней занят, а также между властью платформ социальных сетей и опасностью, которой подвергаются их пользователи. Это осознание темной стороны инновационного комплекса вызвало рост сопротивления.
Важный вопрос: кто контролирует инновации? Технологии должны служить человечеству и спасать планету, но власть технологических гигантов, богатство их владельцев и эгоистическая трусость национальных правительств мешает достижению этих целей. Города должны управлять интеграцией новых технологий и сообществ, они должны переключить нарратив об изменениях с индивидуального предпринимательства на инновации для всех.
Хотя Нью-Йорк – один из тех супергородов, где процветают стартапы, венчурный капитал и «рабочие места будущего», этого не скажешь по состарившемуся общественному транспорту, государственным школам и социальному жилью.
«Капитализм игроков», о котором говорят некоторые корпорации, нуждается в других игроках и в другой форме капитализма. Рабочие и соседи – тоже игроки, они тоже должны участвовать в процессе принятия решений, который приводит компании в город. Процессы общественного согласования должны быть пересмотрены таким образом, чтобы включить разумным образом и их тоже.


Рецензии