Глава 19. О жестокости в библейские времена и посл
Говоря о жестокости Ветхого Завета,некоторые находят утешение в идее, что Иисус и Новый Завет положили конец сомнительной божественной этике Завета Ветхого.
Однако, Бог говорит устами пророка: « И возьму себе два жезла и назову один благоволением, другой- узами, и ими буду пасти овец» ( Зах 11:7). В Новом Завете также немало мест, где речь идет о «кнуте Божьем»: «Не думайте, что я пришел принести мир на землю, не мир пришел принести, но меч» (Мф 10:34).
Сам Иисус заявляет о себе:
«Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все» (Мф 5:1 )
Своим заявлнием Он не отвергает все те «жестокости» Ветхого Завета, которые вызывают такое неприятие у многих; повеления Бога об устранении определенных народов идолопоклонников вовсе не подвергаются критике и не отрицаются этикой Нового Завета.
Писание — и Ветхого, и Нового Заветов — не только утешает и успокаивает. Гнев Божий — это не что-то противное Божьей любви, это одно из ее проявлений. Бог противится тому, что оскверняет и разрушает Его творение. Злодеям не будет позволено злодействовать вечно, им придется столкнуться с возмездием за их дела. Бог говорит через пророка:«Я накажу мир за зло, и нечестивых — за беззакония их, и положу конец высокоумию гордых, и уничижу надменность притеснителей» (Ис 13:11).
В Ветхом Завете за нарушение Закона- смерть, побивание камнями,убийства, кровавые жертвоприношения,а в Новом Завете — всего этого уже нет. Ветхозаветный Бог судит тех язычников , которые опустились в своем существовании ниже человеческого образа и дав им отсрочку- время для исправления , посылает евреев, чтобы наказать их. После смерти все и те кто убивал, и кого убивали, шли в «ветхозаветный ад» -шеол, о деталях „пребывания“ в котором не сообщается. .Евреи вообще не очень интересовались вопросом о том, что происходит после смерти: их больше волновала жизнь в этом мире, то земное счастье, которое дарует Господь за праведную жизнь и соблюдение Его заповедей.
Если Бог Яхве просто лишал преступников жизни, то Иисус обещает за неверность Богу, за грехи в этой короткой земной жизни- вечные мучения и невыразимые страдания в аду : « И пойдут сии в муку вечную» ( Мф 25:46). При этом Сам Иисус предупреждает о "тесных вратах" в Царство Бога, которое обретут лишь немногие „блаженные, плачущие , обиженные , скорбящие „ . Им, а не богатым, счастливым и "смеющимся ныне" , которые в этой жизни уже получили «свое» , уготовано Царство Божье. В ад же пойдут не только «отъявленные» грешники, но и те беспечные девы, которые не позаботились вовремя заправить маслом свои светильники для встречи «Жениха»( Мф 25:1-13); тот "ленивый" раб, который не сумел приумножить вверенный ему Господином талант( Мф 25:14-30), за что негодного было приказано выбросить " во тьму внешнюю, где „ будет плач и скрежет зубов" ; и тот, не пожелавший одеть для "Брачного Пира" брачные одежды, за что Хозяин дает аналогичное приказание слугам : "связав ему руки и ноги, возьмите его и бросьте во тьму внешнюю; там будет плач и скрежет зубов;» (Мф. 22:2–14). Ад также уготован и многим из тех, кто даже не зная о Нем, не помогали Его «братьям меньшим»: не накормили, не посетили в тюрьмах и т.д. Это им Он скажет на Страшном суде: «идите от меня, проклятые, в огонь вечный!» ( Мф 25:46). Этот ужас, "плач и скрежет зубов" ,кажется, проникает в разум и душу читающих притчи- предостережения Христа.
В Новом Завете, в словах Иисуса содержатся и другие не менее ужасающие предостережения : «И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну» (Мф 5:30) ... лучше тебе войти в жизнь увечным или хромым, нежели с двумя руками или с двумя ногами быть вверженным в огонь вечный. И если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть вверженным в геенну огненную». ( Мф 18:8-9 ).
Иисус предсказывает разделение и неизбежный крах «семейных ценностей» : «Я пришел разделить человека с отцом его, и дочь с матерью ее, и невестку со свекровью ее. И враги человеку-домашние его. Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня» ( Мф 10:35-37). Бог "ревнитель" Ветхого Завета, кажется, требовал от людей того же: безраздельной любви только к Себе одному.
Евангельский Иисус говорил: «Если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником».( Лк 14:26). Но как же совместить эти слова с Заповедью о любви к ближнему? Как может тот, кто приходит к Нему, любить ближнего, "как самого себя", если он "возненавидел" свою собственную жизнь ?
«Другой же из учеников Его сказал Ему: Господи! позволь мне прежде пойти и похоронить отца моего. Но Иисус сказал ему: иди за Мною, и предоставь мертвым погребать своих мертвецов».Мф 8:21-22)
Он предрекает: «Предаст же брат брата на смерть, и отец — сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их»( Мф 10:21).
Ученикам своим Иисус говорит :
«А если кто не примет вас и не послушает слов ваших, то, выходя из дома или из города того, отрясите прах от ног ваших; истинно говорю вам: отраднее будет земле Содомской и Гоморрской в день суда, нежели городу тому» ( Мф 10:14-15) . Неужели, участь всех,населявших те города,которые не примут учеников Иисуса и не будут слушать их слова, окажется еще страшнее, чем людей, уничтоженных Богом в Содоме и Гоморре, включая беременных женщин и младенцев?
«И не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить; бойтесь более Того, Кто может и душу и тело погубить в геенне» ( Мф 10:28).Кого же следует действительно бояться, кто страшее самой смерти? И ответ:наказание от Главного Судьи- Господа, будет намного страшнее. .
«Змии, порождения ехиднины! как убежите вы от осуждения в геенну?" (Мф 23:33). "Пошлет сын человеческий ангелов своих, и соберут из царства его все соблазны и делающих беззаконие и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов" (Мф 13:41-42). В Евангелиях есть очень много подобных высказываний об аде, внушающих страх Божий. И прежде всего,известное место о прегрешении против Святого Духа: "...если же кто скажет на Духа Святаго, не простится ему ни в сем веке, ни в будущем" (Мф 12:32). Это место причинило миру неисчислимые страдания, ибо многие люди страдали, вбив себе в голову, что они совершили грех против Святого Духа, который не простится им ни в сем мире, ни в будущем.
Второе пришествие Иисуса будет ознаменовано событиями, не менее страшными, чем Великий Потоп , и к этому уже сегодня, как предупреждает Христос, надо быть готовым, потому что « как было во дни Ноя, так будет и в пришествие Сына Человеческого: ибо, как во дни перед потопом ели, пили, женились и выходили замуж, до того дня, как вошел Ной в ковчег, и не думали, пока не пришел потоп и не истребил всех, — так будет и пришествие Сына Человеческого».( Мф 24:37-39)
А поэтому: «Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну( «Мф 5:29-30 ).
Вся эта доктрина, будто адский огонь является наказанием за грехи, представляется доктриной жестокости. Эта доктрина посеяла в мире жестокость и принесла для многих поколений человеческого рода жестокие муки.
В Евангелии от Луки есть один весьма "показательный" эпизод( Лк 13:1-5).
Некоторые люди, вероятно, пришедшие из Иерусалима, рассказывают Иисусу о галилеянах, кровь которых Пилат смешал с кровью их жертв . Какой повод был для Пилата так жестоко расправиться с людьми, причем во время праздника и в Храме, — неизвестно,возможно, в то время были некоторые народные волнения. Жестокость этой расправы, совершенной в Храме во время жертвоприношения,потрясла народ. Убитые были были мирные паломники, пришедшие на праздник. В этой же главе упоминается другое трагическое событие :падение башни Силоамской, которая убила восемнадцать человек. Реакция Иисуса оказалась неожиданной: Он не сочувствовал несчастным жертвам: их смерть оказалась лишь поводом дать урок народу: «Думаете ли вы, что эти галилеяне были грешнее всех галилеян, что так пострадали?… думаете ли вы, что те, на кого упала Башня Силоамская и побила их, были виновнее всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам; но если не покаетесь, все так же погибните». Другими словами, над этими несчастными свершился заслуженный ими суд Божий. Как же обвинение самих погибших в отсутствии покаяния как причине трагедии согласуется с учением о милосердии и прощении?
Уже в Новом Завете мы слышим, что Второе Пришествие Иисуса во славе будет совсем не таким мирным, как первое. Наоборот: он снизойдет с небес «с Ангелами силы Его, в пламенеющем огне совершающего отмщение не познавшим Бога и не покоряющимся благовествованию Иисуса Христа, которые подвергнутся наказанию, вечной погибели, от лица Господа и от славы могущества Его…». Для тех, кого это не убеждает, остается книга Откровения. Люди, утверждающие, что «ветхозаветный Бог – Бог гневный, а Бог Нового Завета – любящий и милосердный», видимо, никогда не читали последнюю книгу христианского канона . А в ней сказано ясно: язычники, не уверовавшие в Иисуса, обречены на вечность в огненном озере, без надежды на искупление.Для тех, кто желал бы для проклятых более подробных и разнообразных вечных мук, позднее был написан «Апокалипсис Петра», в котором описаны многочисленные сценарии мучений грешников.
Ап. Павел проклинает всякого, будь то человек или ангел, кто станет проповедовать не то благовестие, какое проповедует он сам (Гал. 1:8–9). О проклятии Павел говорит вполне серьезно, в полном смысле слова, подразумевая под ним вечное осуждение, – в данном он обрушивается на тех иудео-христиан, кто считает, что верующие в Иисуса должны выполнять заповедь Божию об обрезании.
Такая нетерпимость была свойственна не только Павлу: мы встречаемся с ней на многих страницах Нового Завета.
Христианство, с одной стороны, — одно из самых миролюбивых религиозных учений, в основе которого лежит любовь ко всему миру. Но на практике зачастую мы видим, что любовь к ближнему своему может легко обернуться в карающий меч праведного религиозного правосудия. Насилие изначально было методом доказательства силы Божественного слова, и таковым оставалось на протяжении всей истории христианства.
Крестовые походы, охота на ведьм, инквизиция, погромы – вся история христианства после библейского периода неразделимо связана с насилием, которое совершалось с разрешения Церкви. И тут рождается вопрос: как это возможно в религии, которая основана на любви к ближнему и дальнему, другу и врагу? как именно христианство объясняло себе возможность насилия?
Религиозный философ Кьеркегор показал, что в момент жертвоприношения Исаака Авраам отринул все нравственные принципы и был готов совершить убийство (насилие) во имя Бога ( Глава 10). Таким образом, в основе христианства стоит согласие на насилие во славу Бога. И дальше именно через отсылки к истине Божественного слова будет происходить оправдание насилия.
Религиозное насилие происходило даже внутри христианства: например, между католиками и протестантами. Причина этого – чрезмерное внимание к деталям религиозного учения.Согласно церковному учению, в вопросах веры не может быть компромисса, Истина есть только в одном виде. Любая попытка хоть мельчайшего опровержения приводит к непримиримым конфликтам.
Как же оправдать насилие, например, по отношению к ведьмам и деятельность инквизиции в целом? Считалось, что это — искоренение зла, порождаемого самим человеком. Мир создан Богом исключительно благим, а зло появляется в этом мире от человека. Такое понимание зла фиксирует один из отцов христианской церкви – Святой Августин. Тем самым искоренение зла – суть деятельности человека. И уничтожая множество ни в чем неповинных людей, христианство тем самым совершало "очищение" мира от скверны во славу Бога. Таким же способом оправдывались крестовые походы.
Но можно ли совершать насилие, оправдывая его верой?
В заключение темы о Ветхозаветной "жестокости" в описании мифологических событий трехтысячелетней давности предлагаю "для сравнения" обратиться к недавнему прошлому. Мирные жители, в "зверски жестоком" истреблении которых 3000 лет назад обвиняются ветхозаветные еврееи, гибли уже в наше время не только в фашистских лагерях или, напр, в Гулаге, но и под бомбами : вспомним атомные бомбардировки Хиросимы и Нагасаки, которые привели к страшным жертвам мирного населения...
В ВЗ с его по мнению "критиков" ,"звериной психологией" многие наказания и сам Закон являются слишком жестокими. Однако в нашем законодательстве многое бы ужаснуло древнего человека. Например, длительные, иногда пожизненные тюремные заключения, которых не знал древний Израиль. И вообще на фоне многих законов , совсем недавно существовавших в христианских странах, ВЗ покажется очень мягким. Напр., он предписывал телесные наказание со строго ограниченным числом ударов, чтобы не изувечить человека. Сравним это с "прогоном сквозь строй", практиковвшимся в России до 19 века. В ВЗ не было наказаний, которые могли бы увечить человека, в то время в "цивилизованных странах" были обычными наказания вырыванием ноздней, отрезанием языка и т.п.
Для "сравнения" с ветхозаветными "жестокостями" можно вспомнть также
ИСТОРИЧЕСКИЕ события, связанные со " Святой инквизицией" в России . Об этих событиях не любят вспоминать , утверждают, что только в католической Европе были институты, которые занимались пытками тех, кто не был согласен с церковными догмами, что только у католиков были Крестовые походы, религиозные войны, сжигали ведьм и т. д., а в России все народы сами принимали православие по своей воле и абсолютно бесконфликтно, без инквизиций и пыток.
Однако, по жестокости и бесчеловечности методы распространения и насаждения православия в России ничуть не уступают западнохристианским и тем,которые могли происходить тысячи лет назад в древней Палестине.С первых дней крещения Руси и с началом распространения христианской веры на землях восточных славян началось насилие против тех, кто не хотел отказываться от прежнего языческого мировоззрения, происходили многочисленные убийства волхвов...Людей заставляли принять чуждую им религию огнём и мечом. С территориальной экспансией России на восток следом приходили и православные миссионеры, которые несли Божье слово коренным народам этих земель. При этом народы, которые не желали принимать новую для них религию, всячески притеснялись, а те, кто активно сопротивлялся, уничтожались физически. Частым явлением была казнь знахарей, ведьм, иных неугодных. Например, в 1575 году в Новгороде было сожжено 15 ведьм...
Запрещалось и преследовалось скоморошество. Борьба с ересью на Руси велась радикально.
Особенно преуспел в зверствованиях безжалостный Иосиф Волоцкий, который призывал правителей убивать даже покаявшихся еретиков, причем лютым способом. Этот злодей признан святым ...Методы борьбы с инакомыслящими у патриарха Никона, возглавившего церковную реформу, были чрезвычайно жестокими: раскольников зверски мучили и пытали, отрезали различные части тела, заживо сжигали и т.д. Общеизвестно, сожжение протопопа Аввакума, но оно было далеко не единственным. Преследования раскольников продолжались до конца XVIII века...
Обо всем этом стоит подумать тем, кто и сегодня яростно клеймит жестокость Ветхого Завета.
Свидетельство о публикации №225071501190