Купе раздора
Эта небольшая драматургическая сценка не имеет никакого отношения к каким-либо реальным событиям. Все персонажи выдуманы. И созданы автором для небольшого исследования конфликта мировоззрений. Вот диалог, где профессии становятся призмами, через которые герои видят мир, и где "с катушек" срываются постепенно:
Действующие лица:
Лариса Петровна: Учительница русского языка и литературы, ~50 лет. Точная, принципиальная, с легкой усталостью во взгляде, но искра не угасла. Ценит порядок, культуру, нравственные основы.
Глеб Сергеевич: Юрист, ~45 лет. Подтянутый, в дорогом, но не кричащем костюме. Взгляд острый, аналитический. Говорит четко, с легкой долей цинизма. Видит мир как поле битвы интересов и норм.
Максим Игнатьевич: Военный офицер (подполковник), ~40 лет. Короткая стрижка, прямая осанка даже сидя. Речь лаконичная, взгляд оценивающий. Ценит дисциплину, долг, субординацию, силу.
Артём: Бизнесмен (владелец сети магазинов), ~35 лет. Одет стильно-небрежно, дорогие часы. Энергичен, самоуверен. Говорит быстро, не гнушается жаргонными словечками. Мир для него – это возможности, сделки, прибыль, эффективность.
Место: Купе поезда дальнего следования. Вечер. За окном мелькают огни.
(Сцена начинается с тишины, прерываемой стуком колес. Лариса Петровна поправляет очки, читает книгу. Максим Игнатьевич смотрит в окно. Глеб Сергеевич листает документы на планшете. Артём не может усидеть на месте, достает периодически телефон, проверяет что-то, вздыхает.)
Артём: (Обращаясь ко всем, с дежурной улыбкой) Ну что, коллеги по несчастью? Еще часов восемь трястись. У кого какие планы на выходные в городе? (Пытается создать светскую беседу).
Лариса Петровна: (Отрываясь от книги, вежливо) Ах, планы... Сначала к сестре заеду. Она там живет. А потом... (Задумывается) Наверное, просто отдохнуть. Тяжелая неделя выдалась, сочинения проверяла... Иногда диву даешься, до чего безграмотно пишет молодежь. Апострофы ставят где попало, "ться" и "тся" – русская рулетка какая-то.
Глеб Сергеевич: (Не отрываясь от планшета, сухо) Безграмотность – это, конечно, печально, Лариса Петровна. Но это не самый дорогостоящий порок. Вот незнание законов – это уже прямая угроза благосостоянию. А то и свободе. (Ставит планшет на стол). Фактически, каждый день люди подписывают то, что не читали, и удивляются потом последствиям.
Максим Игнатьевич: (Поворачивается, его взгляд скользит по Глебу Сергеевичу) Порядок должен быть во всем. Без правил – хаос. В уставе прописано – значит, исполнять. В жизни так же. Законы, орфография... Суть одна: дисциплина.
Артём: (Ухмыляется) Дисциплина, правила... Вы знаете, сколько моих "правильных" конкурентов уже на дне? Потому что они в правилах копались, а я – действовал. Нашел лазейку в тендере – выиграл контракт. Увидел, где закон написан для галочки – обошел его красиво. Бизнес – это не про дисциплину, Максим Игнатьевич, это про скорость и умение не прозевать момент. А грамотность? (Машет рукой) Ну напишу я отчет с ошибками – главное, цифры там верные, прибыль видна!
Лариса Петровна: (Морщится, как от зубной боли) Артём, простите, но это же... варварство какое-то! "Обошел закон красиво"? Язык – это основа культуры! Безграмотный документ – это неуважение к адресату и к самому себе! Как вы можете так пренебрежительно...?
Глеб Сергеевич: (Перебивает, с холодной усмешкой) Лариса Петровна, ваши эмоции понятны, но Артём, по сути, прав. Закон – это инструмент. Им можно пользоваться, его можно... обходить, если это не нарушает букву и не влечет доказанных последствий. "Красиво" – это когда ты остаешься чист перед Фемидой. А "неуважение" – это субъективная категория. В суде она ничего не стоит.
Максим Игнатьевич: (Голос становится жестче) Обход закона – это предательство. Предательство принципов. Солдат, который "обходит" устав, подставляет товарищей. Бизнесмен, который "обходит" закон, подставляет общество. Потом все удивляются, почему вокруг... (ищет слово) беспредел.
Артём: (Вспыхивая) Предательство? Общество? Да вы что, Максим Игнатьевич! Я налоги плачу! Рабочие места создаю! А это ваше общество... (с презрением) Оно само сплошь из тех, кто ищет, кого бы обмануть или халявы схватить. Я просто играю по их же правилам, только эффективнее! Вы думаете, тот, кто пишет законы, сам их свято блюдет? Ха! Они для лохов писаны!
Лариса Петровна: (Почти вскрикивает) "Лохи"? Артём! Какое мерзкое слово! Какая циничная позиция! Вы же отравляете все вокруг себя! Этим своим... культом силы и обмана! Вы детей таких учите? Что вы им передадите? Что главное – "не прозевать момент" и "обойти красиво"? А совесть? А честь? А уважение к слову, к человеку?!
Глеб Сергеевич: (Спокойно, но язвительно) Совесть, честь, уважение... Прекрасные абстракции, Лариса Петровна. Но в реальном мире, где идет борьба за ресурсы, они часто оказываются роскошью, которую не каждый может себе позволить. Или балластом. В суде я каждый день вижу, как "честные" проигрывают "ловким". Система устроена так, что она защищает не правых, а *правых по документам*. И те, кто это понимает – выживают. Как Артём. А идеалисты... (пожимает плечами) часто остаются с носом. Как ваши троечники, которые пишут "тся" вместо "ться".
Максим Игнатьевич: (Резко встает и нависает над столом, его лицо напряжено, глаза горят холодным гневом. Говорит тихо, но каждое слово – как удар ножом): Выживают? Ловкие? Система? Молчать! (Все замолкают, пораженные тоном). Вы знаете, что такое настоящая цена выживания? Я знаю. Видел, как "ловкие" и "эффективные" в тылу наживались, пока мои ребята... (голос дрогнул, он сжал кулаки) ...пока они гибли там, где надо было выстоять! Не по "лазейкам" лазать, а грудью! За что?! За эту вашу "систему", где все всем должны, а честь – "балласт"? За общество "лохов"? Так вот вам: ваш цинизм – это трусость! Ваше "умение обходить" – это предательство тех, у кого внутри есть хоть какой-то стержень! Вы... вы все... (он смотрит на Артёма и Глеба, ища слово) беспринципные рвачи! И вы разъедаете все, как ржавчина! А потом удивляетесь, почему мир катится в тартарары!
(Тишина. Стук колес кажется громче. Лариса Петровна бледна, прижала руку ко рту. Глеб Сергеевич смотрит на Максима с холодным, аналитическим интересом, как на опасный экземпляр. Артём сначала опешил от ярости военного, но теперь его лицо искажает злоба.)
Артём: (Вскакивает, тыча пальцем в Максима) Ага! Вот она, правда-то! "Рвачи"! "Трусы"! Самый простой способ – обозвать тех, кто не хочет быть винтиком в вашей убогой системе жертвоприношения! Вы там героически гибните за "стержень", а мы тут должны вам кланяться и жить по вашим законам нищеты и ограничений? Да пошел ты! Я создаю! Я строю! Я даю работу! А твой "стержень" – это удел неудачников, которые кроме как умереть "за что-то", ничего не могут! Патриотизм – это для лохов, которые не умеют считать деньги!
Лариса Петровна: (Кричит, теряя самообладание, голос звенит от отчаяния и гнева): Артём! Замолчите! Как вы смеете?! Как вы смеете так говорить?! Это же... это же бесчеловечно! Вы все... (Она обводит взглядом Артёма и Глеба, потом смотрит на Максима с сочувствием) ...вы превратили жизнь в базар! В судилище! В поле для мародеров! Где слово ничего не значит? Где честь – смех? Где долг – глупость?! Да вы же... вы же варвары! В дорогих костюмах и с дипломами! Вы хуже неграмотных моих троечников! Они хотя бы душу имеют! А вы... вы пустые! И вы делаете мир пустым!
(Глеб Сергеевич медленно поднимает руку, как будто просит слова в суде. Его лицо – маска спокойствия, но глаза жесткие.)
Глеб Сергеевич: (Ледяным тоном) Эмоциональные выпады, Лариса Петровна и Максим Игнатьевич, очень показательны. Они демонстрируют полную неспособность оперировать в рамках объективной реальности. Артём груб, но он оперирует категориями эффективности и выживания в конкурентной среде – это базис. Максим Игнатьевич апеллирует к устаревшим концепциям жертвенности и абстрактного долга, игнорируя экономические и социальные реалии. Лариса Петровна... (легкая насмешливая нотка) ...прячется в башне из слоновой кости "культуры" и "нравственности", которые в мире практических интересов – не более чем факультатив. Вы все трое, каждый по-своему, неадекватны требованиям времени. Вы живете в иллюзиях. А реальность, между тем, принадлежит тем, кто, как я, понимает ее механику, а не сентиментальную обертку. Ваши "катушки" – это ваша личная проблема.
(После этой тирады в купе повисает гробовая тишина, густая, как смоль. Никто больше не кричит. Максим Игнатьевич медленно садится, его взгляд уткнулся в пол, челюсти сведены судорогой. Артём тяжело дышит, отвернувшись к окну, но его спина напряжена. Лариса Петровна закрыла лицо руками, ее плечи слегка вздрагивают. Глеб Сергеевич снова взял планшет, но не смотрит на экран, а смотрит в никуда с выражением человека, констатировавшего неприятный, но очевидный факт. Стук колес теперь звучит как мерный бой похоронного барабана. Интрига раскрыта: мир каждого заперт в клетке его профессии, и диалога между этими мирами нет. Только конфликт, боль и взаимное презрение.)
Финал.
Ключевые моменты конфликта и раскрытия характеров через профессию:
1. Учитель (Лариса Петровна): Триггер – неуважение к языку, культуре, нравственным основам. Видит мир через призму воспитания, передачи ценностей. Ее срыв – это крик отчаяния о варварстве и утрате человечности.
2. Юрист (Глеб Сергеевич): Триггер – непонимание "механики" мира, апелляция к эмоциям и абстракциям. Видит мир как систему норм, интересов и доказательств. Его "срыв" – это холодная, уничтожающая констатация "неадекватности" оппонентов с позиций рациональности и цинизма системы. Он остается внешне спокоен, но его слова – самые разрушительные.
3. Военный (Максим Игнатьевич): Триггер – пренебрежение долгом, честью, жертвенностью; цинизм в отношении патриотизма. Видит мир как поле битвы, где есть свои и чужие, порядок и хаос, долг и предательство. Его срыв – взрыв накопленной ярости и боли за погибших, обличение "рвачей" и "трусов".
4. Бизнесмен (Артём): Триггер – обвинение в аморальности, ограничение его свободы действий правилами, которые он считает глупыми. Видит мир как рынок возможностей, где главное – эффективность, прибыль, победа в конкуренции. Его срыв – агрессивная защита своего права быть "эффективным", отрицание "устаревших" ценностей как удела "лохов" и "неудачников".
Конфликт: Начавшись с безобидных тем (планы на выходные, грамотность, знание законов), разговор неминуемо скатывается к фундаментальным противоречиям в понимании мира: Культура vs Прагматизм, Долг/Честь vs Выгода/Эффективность, Идеализм vs Цинизм, Иерархия/Порядок vs Свобода действий/Обход правил. Каждый отстаивает свою "правду", выкованную профессией, и каждый "срывается с катушек", когда его базовые ценности подвергаются атаке. Финал показывает полный крах коммуникации – они говорят на разных языках, принадлежат разным мирам.
Если вам понравился этот эксперимент, то ставьте лайк, пишите в комментариях.
А мы продолжим исследование конфликта, попробовав его, если не предотвратить, то смягчить.
Продолжение: http://proza.ru/2025/07/17/1683
Свидетельство о публикации №225071501207