Парадоксы точки бифуркации

Представьте себе холст, по которому медленно движется кисть художника. Она оставляет за собой длинную чёрную линию. В каждый данный момент времени кисть художника находится в определенной точке холста, а линия, которую рисует художник, представляет собой траекторию движения этой кисти.
Неожиданно художник остановился, заметив, что на холсте осталось не так много места для его прямой линии. Как же он должен поступить дальше: перестать рисовать свою линию  или изменить её направление?  В последнем случае, он может продолжить рисовать свою линию вверх или вниз. Таким образом, прежде чем принять окончательное решение, художник может обдумать несколько альтернатив, каждая из которых коренным образом, влияет на судьбу его рисунка.
В любом случае, точка, после которой художнику придётся резко изменить траекторию движения кисти, может быть названа точкой бифуркации. Больше он не сможет рисовать, как прежде.
 Разумеется, мы называем выбор, стоящий перед художником точкой бифуркации, с известными оговорками, Ведь в реальной жизни, изменение траектории движения политических и социальных систем мало зависит от воли одного-единственного человека. Скорее ,мы можем говорить о столкновении в данной точке исторического пространства и времени множества  интересов разных политических и социальных групп.
История- это не прямая линия. Траектория движения целых стран и народов может возвращаться, колебаться, застревать в «вихрях» (циклах реформ и откатов). Всё это весьма характерно для нелинейной динамики. В таких условиях предсказуемость исторического развития ограничена. Как и в хаотических физических системах, малая неопределённость в исходных условиях делает далёкое будущее непредсказуемым — это объясняет, почему исторические прогнозы часто не сбываются.
Ближайшим аналогом  точки бифуркации  в  истории являются революции, реформы и кризисы.
Как бы там ни было,  решение художника кардинальным образом меняет внешний облик его рисунка. Никто из людей, всё это время наблюдавших за художником, не смог бы с полной уверенностью сказать,  какой вариант из всех возможных он выберет. На этот счёт остаётся лишь  строить  разные предположения, ни одно из которых не даёт полной уверенности  в своей правоте.
В данном случае, мы имеем дело с непредсказуемым событием, которое резко меняет картину происходящего.
Существует довольно занятный парадокс: чем ближе та или иная политическая или социальная система  приближается к точке бифуркации, тем больше  возникает потенциальных будущих состояний или альтернативных вариантов развития событий. Однако, после того, как точка бифуркации пройдена, все эти альтернативы исчезают ,как дым.
Будущее  в таких точках не задано заранее – оно формируется в момент выбора.
Можно наглядно продемонстрировать ,как «исчезают» альтернативы в истории, приведя несколько конкретных примеров.
В июле 1789 г., у короля Людовика XVI ещё был шанс продлить своё правление во Франции, договорившись с видными представителями оппозиции или, учредив конституционную монархию. Этот шанс существовал ровно до тех пор, пока революционно настроенные массы не пошли на штурм Бастилии. После того ,как точка бифуркации была пройдена, королевская власть потеряла контроль над страной, а сам монарх  превратился в фигуру, подлежащую свержению и казни.  После этого события, альтернатива революции в реформ сверху перестала существовать.
Убийство Павла I в марте 1801 года положило конец грандиозным планам этого монарха и вновь вернуло Россию в лагерь противников Наполеоновской Франции. При Александре I история России пошла по совершенно другому пути. Все планы погибшего самодержца были навечно погребены вместе с ним.
После выборов в Рейхстаг весной 1933 г. у нацистов всё равно не было абсолютного большинства, хотя они и занимали лидирующие позиции в высшем представительном органе Германии (288 из 647 мест). Поэтому, существовала вероятность того, что нацисты создадут коалицию с другими политическими силами, представленными в парламенте: центристами ,католиками, умеренными националистами.  Однако после поджога Рейхстага такие альтернативы были отброшены. Последовало  принятие чрезвычайных законов и указов, которые продавили нацисты, и фактическое упразднение парламента. О создании умеренной авторитарной коалиции с нацистами никто больше не помышлял.
В 1991 г. в Советском Союзе активно обсуждались разные варианты его реформирования: кто-то предлагал заключить новый союзный договор, кто-то перейти к конфедеративному устройству. В основном, все эти варианты сводились к демократизации СССР, без разрушения его основ. Однако, августовский путч положил конец всем этим альтернативам. Советскому Союзу осталось жить считанные месяцы.
Может сложиться впечатление, что нестабильность политической или социальной системы обязательно приводит к её бифуркации. Однако, дело не всегда обстоит подобным образом. Не все нестабильные системы проходят через точку бифуркации.
Точка бифуркации — это пороговое состояние системы, при котором малейшее изменение может привести к качественно новому режиму функционирования (например, переход от стабильного порядка к хаосу или к новому устойчивому состоянию).
В социальных системах распознать точку бифуркации  довольно сложно. Мы имеем дело с живой, постоянно изменяющейся материей, которая с большим трудом поддаётся изучению. Да и охватить социальную систему, в силу её масштабов, не всегда удаётся. Тем не менее, признаки точки бифуркации в социальных системах можно и нужно искать через изучение динамики социальных индикаторов — усиление флуктуаций, замедление восстановления, повышение корреляций.
Поясним вкратце, что мы понимаем под вышеприведёнными понятиями.
Усиление флуктуаций : рост протестных настроений, обострение конфликтов. Замедление восстановления: система  всё дольше возвращается в исходное состояние после кризисов.
Повышение корреляции: синхронность поведения разных социальных и политических групп, рост поляризации настроений.
Важно понимать: точка бифуркации — это не момент катастрофы, а возможность выбора. От того, как к ней подготовится общество, какие силы возьмут вверх и какие решения будут приняты, зависит, станет ли эта точка началом разрушения или рождения нового порядка.


Рецензии