Состав, густота и каэсэс текста...

     Он уже об этом думал. О мастерстве литературно-художественного сочинителя.

     И хотя есть читатели и читательницы, которые читают именно те тексты, которые без особого литературного мастерства созданы, он опять решил поразмышлять о литературно-художественном мастерстве.

     Не только литературно-художественное, а любое творчество, как и кулина'рия, есть получение из нескольких составляющих (ингредиентов) целостного продукта.

     Целостность - это качество, необходимое любому продукту, будь то продукт  науки, техники и даже художественного творчества.

     Целостность научного продукта, например, диссертации, достигается удовлетворительно точным соответствием заключения её основному содержанию и введению в неё.

       Основным качеством литературно-художественного текста целостность становится тогда, когда у читательницы и читателя возникает желание прочитать его, текст, целиком, от начала до завершения.

      Но нужно ли сочинителю, особенно начинающему, расстраиваться из-за того, что в каком-то его литературно-художественном тексте запомнились читательнице и читателю лишь отдельные его куски, фрагменты и перечитывают читатели не всё литературно-художественное произведение, а избранные кусочки, фрагменты из него?

     Получается, подумал он, что мастерство именно сочинителей первого ряда является равносильным созданию целостных литературно-художественных произведений.

     Целостное произведение автора-сочинителя первого ряда создается вокруг образа героя или героини литературно-художественного текста.

       Сочинители второго ряда отличаются тем, что лучше, чем образы героя или героини, они прорабатывают образы основных персонажей. 

      А вот сочинители третьего ряда не могут добиться целостности образов даже своих основных персонажей, но могут сделать яркими и  запоминающимися описания второстепенных и даже третьестепенных персонажей.

      Второстепенные и, тем более, третьестепенные персонажи отличаются от основных персонажей тем, что у них, в отличие от основных персонажей, гораздо меньше общего с героем или героиней.

      В состав литературно-художественного текста, помимо героя, героини, основных персонажей и их действий, входят ещё второстепенные и третьестепенные персонажи, мысли и описания, например, животных, натюрмортов, пейзажей.

      В литературоведении, скорее всего, именно описания животных, натюрмортов, пейзажей называются художественными подробностями.

     В отличие от героя и основных персонажей, а также их действий, второстепенные и третьестепенные персонажи не разделяются на далее неделимые составляющие.

      Он подумал и ему в голову пришли следующие строки:

     "За ним в очереди стоял очень болтливый человек. Один раз он оглянулся на человека, постоянно что-то болтающего за его спиной. Он был удивлён тем, что болтун оказался немолодым и рыжебородым человеком. Это пошатнуло его прежнее представление о рыжебородых, которых он раньше считал не очень способными на пустопорожнюю болтовню".

     "Кто-то в очереди постоянно болтал за его спиной. Он ни разу даже не оглянулся на болтуна, хотя ему несколько раз приходилось отключать свой слух от болтовни сзади стоящего. Получив от очереди своё, он сделал всё, чтобы никакие черты внешнего облика болтуна не впечатались в его сознание".

      Безусловно, решил он, первая группа строчек есть описание второстепенного персонажа, одновременно и болтливого, и рыжебородого. Вторая группа строчек представляет читателям третьестепенного персонажа, от которого потребовалась автору-сочинителю только одна его, третьестепенного персонажа, художественная подробность: его болтливость.

      Таким образом, третьестепенный  персонаж - это и есть какая-то одна художественная подробность, далее ни на что не разделяющаяся.

     Образы героя, героини, основных  персонажей, их действия легко разделяются на их отдельные составляющие, то есть на мысли, короткие описания или мелкие художественные подробности и короткие действия, складывающиеся в основное, проходящее через весь литературно-художественный текст, действие.

     Героя или героиню выявить среди  всех других персонажей литературно-художественного текста  можно по густоте и по каэсэс, по крепости соединения составляющих, то есть того, из чего состоит образ героя или героини.

      Он подумал, что многим сочинителям, особенно начинающим, каэсэс не понравится, потому что это не одно, а три слова: крепость соединения составляющих. Кому не нравится каэсэс могут заменить его одним словом: плотность.   

     Густота - это значительная по количеству совокупность составляющих героя, героини: мыслей, описаний, коротких действий.

     Крепость соединения составляющих героя или героини или их плотность, как правило, гораздо выше, чем у основных персонажей, с которыми в тексте сталкивается герой, героиня.

     Описания какого-то основного персонажа могут быть не очень густыми, малочисленными, но крепость соединения составляющих основного персонажа может быть достаточно высокой, и, наоборот, крепость соединения составляющих основного персонажа может быть низкой, а его составляющие могут быть представлены в тексте довольно густо.

     В Литературном институте и на литературных курсах, он это от кого-то слышал, много говорят о необходимости представления в тексте изменений в герое или в героине, а ему самому больше, чем изменения, нравится слово "неожиданность".

     Неожиданностью может стать, например, превращение в тексте  третьестепеного персонажа в основного персонажа, а основного персонажа, - в героя, то есть в главного, в тексте, персонажа.

      Как и отмечаемые, литературоведами, в качестве необходимых, изменения в герое, так и, например, детективные неожиданности, связаны с основным действием, представленным в литературно-художественном тексте.

     P.S. Автор данного текста, выслушавший итоги размышлений одного персонажа о составе, густоте и каэсэс, крепости соединения составляющих (или плотности), литературно-художественного текста, сам был сильно удивлен: кому нужны такие заунывные, тягомотные и скучные рассуждения о составе литературно-художественного текста?  А потом он был вынужден, обстоятельствами, признаться читательницам и читателям в том, что ему чем-то понравилось утверждение персонажа о том, что героя и основного персонажа можно раздробить на мысли, отдельные описания, короткие действия, а, например, третьестепенного персонажа раздробить на отдельные составляющие никак нельзя, потому что третьестепенный персонаж и есть неделимая художественная подробность в тексте. Понимая, как много придирок к его персонажу  будет у профессиональных литературоведов за то, что персонаж выше изменений в герое ставит неожиданности, в том числе детективные, автор всё же решил разместить данный текст в разделе литературоведения.            

   


               

      


      


    


Рецензии
Да просто с интересом прочитал, коли своих умных мыслей на этот счёт нет. Наверное, все так и происходит в литературном процессе

С уважением,

Фома Веселый   15.07.2025 23:38     Заявить о нарушении
Может в тексте, что и не так, ведь и персонаж, и автор данного текста Литературный институт не заканчивали, но немного подумали и вот написа'ли это. Благодарю Вас, Фома, за искренний отзыв!

Светлан Туголобов   16.07.2025 05:16   Заявить о нарушении
Все так, это же я о себе, что написать не сумел умно. Понравилось!

Фома Веселый   16.07.2025 07:52   Заявить о нарушении