Алткраеведение. Театральные режиссёры, художиники
театр. худож., засл. арт. Казахской ССР (1960), чл. СХ СССР. Род. в Барнауле. В 1934-35 здесь же учился в изостудии худож. А. Н. Борисова, в 1934 оформил первую театр. постановку -- "Робин Гуд" в самодеятельном театре юного зрителя. С 1936 зав. декорационной мастерской гос. театра драмы, учился на театр. отделении Киевского художественного института. В 1939 призван в Кр. Армию, участвовал в боевых действиях на Д. Востоке, окончил школу мл. команди-ров, в годы Вел. Отечественной войны -- командир разведэскадрона. После войны работал в театрах Алма-Аты, Уральска. С 1962 жил и работал в Барнауле, в Алтайском государственном театре драмы оформил спектакли "Между ливнями" А. Штейна, "Женитьба Белугина" А. Островского, "Тихий Дон" М. Шолохова, "Таблетку под язык" А. Макаенка, "Первый день празд-ника" Н. Хикмета, "Мария Тюдор" В. Гюго, "В лесах за Волгой" А. Мельникова-Печерского. С 1975 -- главный художник Барнаула, по приглашению осуществлял оформление спектаклей в театрах Омска, Иркутска, Новокузнецка, Целинограда, Бийска, Рубцовска. Всего оформил более 200 спектаклей, творчесую манеру Астахова отличало умение создать выразительный образ, символич. воплощающий идею спектакля.
И. Н. Свободная, Н. В. Юмашева
ИЛЬЯ ГРИГОРЬЕВИЧ БОРОВ (1899-1976)
театральный режиссер, засл. артист РСФСР (1934), народный артист Казахской ССР (1936). Родился на Украине, окончил Киевскую театральную студию и Высшие театральные мастерские (впоследствии -- Государственный институт театрального искусства), возглавил рабочий театр в Иваново-Вознесенске. С 1935 -- гл. реж. Казахского республиканского театра драмы, затем -- художественный руководитель театра в Уральске.
В 1943-49 -- главный режиссер Алтайского государственного театра драмы. Осуществил постановку спектаклей "Пути-дороги" Г. Федорова, "Заговор обреченных" Н. Вирты, "Вас вызывает Таймыр" К. Исаева и А. Галича, "Полководец Суворов" И. Бехтерева, "Отелло" В. Шекспира, "Человек с ружьем" Н. Погодина, "Мещане" М. Горького. Режиссерскую манеру Борова отличали монументальность образов, крупномасштабность поднимаемых проблем, высокий драм. пафос постановок. Большое место в творчестве занимали постановки пьес А. Островского, драматургию которого он считал великолепным педагогическим материалом для творческого роста актеров и труппы в целом. Были поставлены "Женитьба Белугина", "Доходное место", "Бешеные деньги", "Таланты и поклонники", "Правда хорошо, а счастье лучше", "Лес". Создал первую студию при Алтайском государственном театре драмы. Председатель оргбюро по созданию краевого отделения Всероссийского театрального общества (1946).
И. Н. Свободная,
Н. В. Юмашева
НИКОЛАЙ ЗАХАРОВИЧ ГРОМОВ (1925-1994)
балетмейстер, засл. деятель искусств РСФСР (1977). Род. в Запорожье. Окончил Киевское хореографическое училище. Работал солистом балета в Иркутском и Кузбасском театрах оперетты, в Бийском драм. театре. В 1970-89 -- гл. балетмейстер Алтайского государственного театра муз. комедии. Осуществил постановки балетов: "Корсар" А. Адана (исполнил роль Конрада), "Эсмерадьда" Ц. Пуни (роль Квазимодо), "Приключения Чиполлино" Ж. Зориной, "Кошкин дом" А. Кулешова по собственному либретто.
Соавтор многих постановок классических оперетт, автор хореографического решения спектаклей: "Роза ветров" Б. Мокроусова, "Моя прекрасная леди" Ф. Лоу, "Баядера", "Сильва", "Фиалка Монмартра" И. Кальмана, "Летучая мышь" И. Штрауса, "Веселая вдова", "Фраскита", "Цыганская любовь" Ф. Легара, "Остров сокровищ" и "Голубая дама" С. Баневича, "Русский секрет" В. Дмитриева. В 1992-94 -- гл. балетмейстер Маленького музыкального театра в Барнауле, где добился органичного включения танца в музыкально-драматическое действие в сопровождении оркестра русских народных инструментов: спектакль-концерт "Ностальгия", "Четвертая стена" Н. Евреинова, музыка Ш. Гуно.
И. Н. Свободная, Н. В. Юмашева
ВЛАДИМИР ЛЬВОВИЧ ЧЕРТКОВ (1939-2008)
режиссер театра, засл. деятель искусств России (1983). Род. в 1930 в Москве, в 1970 окончил режиссерский факультет Государственного института театрального искусства им. А. В. Луначарского. Работал очередным режиссером Иркутского областного театра драмы, с 1978 по 1985 -- гл. реж. Алтайского государственного театра драмы. Осуществил постановку спектаклей: "Миллионерша" Б. Шоу, "Мятеж неизвестных" Г. Боровика, "Мы, нижеподписавшиеся" А. Гельмана, "Кафедра" В. Врублевской, "Энергичные люди" В. Шукшина, "Бешеные деньги" А. Островского, "Равняется четырем Франциям" А. Мишарина, "Рядовые" А. Дударева, "Чудаки" М. Горького, "Разгром" А. Фадеева, "Здравствуйте, люди!" по рассказам В. Шукшина.
Н. В. Юмашева
ЗАХАР ИСААКОВИЧ КИТАЙ (1932-1983)
театр. реж., засл. деятель искусств (1982). Окончил режиссер фаультет. Ленинградского государственного института театра, музыки, кинематографии. Один из создателей народного самодеятельного театра ДК Барнаульского меланжевого комбината, агиттеатров "Острый лемех" (завод "Алтайсельмаш") и "Алтайский колосок" (Павловский РДК). Сценарист и постановщик театрализованных представлений в Барнауле. В 1971-79 -- главный режиссер, в 1981-83 художественный рук. Алтайского государственного театра драмы. Поставил спектакли: "Укрощение строптивой" В. Шекспира, "Тихий Дон" по М. Шолохову, "В ночь лунного затмения" М. Карима, "Ленинградский прос-пект" И. Штока, "А зори здесь тихие" Б. Васильева, "Бесприданница" А. Островского, "Высоко в синем небе" Л. Квина, "Свидание в предместье" А. Вампилова, "В поисках радости" В. Розова, "Лето красное" М. Варфоломеева, "Святая святых" И. Друцэ, "Нашествие" Л. Леонова. Лауреат премии комсомола Алтая (1970), награжден орденом "Знак Почета".
И.Н. Свободная, Н. В. Юмашева
АЛЕКСЕЙ ЕФИМОВИЧ ЛАРИОНОВ (1894-?)
режиссер театра, один из первых в стране актеров, которому "за заслуги по революционизированию театрального искусства" присвоено звание засл. артиста РСФСР (1922). Род. в Ямбурге С.-Петерб. губернии. В 1914 окончил Владимирское военное училище, участник 1-й мир. войны, штабс-капитан, командир роты, в 1918-20 -- в Красной Армии, пом. командира полка. В 1922 окончил режиссерское отделение Новгородского техникума искусств, назначен главным режиссером Новгородского театра Октябрьской Революции, затем -- актер и реж. кинофабрики на Одесской киностудии, режиссером "Совкино". Работал художественным руководителем и гл. реж. драм. театров в Ленинграде, Кемерове, Вологде, Ниж. Тагиле, Хабаровске, Грозном, Ставрополе. В 1951-61 -- главный режиссер Алтайского государственного театра драмы. Осуществил постановку спектаклей: "Враги" М. Горького, "Маскарад" М. Лермонтова, "Разлом" Б. Лавренева, "Иван да Марья" В. Гольдфельда, "Любовь на рассвете" Я. Галана, "Камни в печени" А. Макаенка, "Свадебное путешествие" В. Дыховичного.
И. Н. Свободная
Н. В. Юмашева
КОНСТАНТИН ДАНИЛОВИЧ МИЛЕНКО (1913-1980)
реж. театра, засл. артист РСФСР (1956). Род. в Мелитополе Таврической губернии В 1934 окончил Одесский муз.-драм. институт, работал в театрах Саратова, Сталинграда, в моск. театрах им. Ермоловой, Малом, им. Ленинского комсомола. В 1953-58 -- главный режиссер Алтайского государственного театра драмы. Режиссерскую манеру отличал динамизм спектаклей, столкновение крупных характеров, сильных страстей. Осуществил постановки спектаклей "Сталинградцы" Ю. Чепурина, "Последние" М. Горького, "В добрый час" В. Розова, "Оптимистическая трагедия" Вс. Вишневского, "Кремлевские куранты" Н. Погодина, "Не называя фамилии" В. Минко, "Настоящий человек" Т. Лондона, "Василиса Мелентьева" А. Островского.
Н. В. Юмашева
ГЛЕБ КОНСТАНТИНОВИЧ ТОМИЛИН (1921-1995)
театральный режиссер, создатель Барн. ТЮЗа, лауреат Гос. премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1981). Род. в Минеральных Водах. Со 2-го курса Ленингр. театрального института ушел добровольцем в народное ополчение. После Великой Отечественной войны завершил театр. образование, работал реж. в театрах Тюмени, Тобольска, Новосибирска, Новочеркасска. В 1955 решением Министерства культуры направлен в Бийский гор. театр драмы ре-жиссером. В 1958 переведен в Барнаул -- создавать ТЮЗ. Подобрав труппу из артистов Бийска, Саратова, студийцев Ленинграда, участников худож. самодеят-сти Барнаула Т. в сент.-окт. начал репетиции в фойе ДК профтехобразования, клуба меланж. комбината. В нач. нояб. 1958 на сцене клуба БМК состоялась первая премьера -- спектакль "Именем революции", который покорил зрителей высокой энергетикой, романтикой, качеством реж. работы с актерами.
Удачный дебют помог решить вопрос с помещением -- ТЮЗу было передано здание клуба УВД на углу проспекта Ленина -- ул. Пушкинской. Там с успехом пошли "РВС" А. Гайдара, "Было дело на Алтае" М. Соболя, "Ситцевый бал" Ц. Солодаря. Ярким, веселым и мудрым получился спектакль по пьесе Е. Шварца "Обыкновенное чудо", где были заняты актеры Л. Арцыбасова, И. Алентова, В. Кондратов, В. Луков, Г. Папин и др. По спектаклям "Именем революции", "Обыкновенное чудо", "РВС" Т. подготовил радиоверсии, которые в записи много раз звучали на краевом радио. Успешно сотрудничал Томилин и с Барн. студией телевидения. С 1962 Томилин работал в театрах Уссурийска, Ленинабада (Таджикистан), Мичуринска (Тамбовская обл.). Автор пьесы для театра кукол "Шелковая кисточ-ка" (по мотивам алт. фольклора), сценических композиций "Василий Теркин" и "Теркин на том свете" по мотивам поэм А.Т. Твардовского.
В. С. Серебряный
АЛЕКСАНДР ИВАНОВИЧ УСТИНОВЩИКОВ (1900-1937)
(театр. псевдоним Чарин), дир. Барн. драм. театра. Род. в с. Боровское Алейского района, в семье счетного работника. Окончил 4 класса гимназии. В сентябре-декабре 1919 служил по мобилизации в Барн. полку голубых улан, с апр. 1920 по октябрь 1921 в Красной Армии. После демобилизации работал админист-ратором, актером, реж. в Барнаульском драмтеатре, перед арестом -- пом. реж. и дир. театра. 3 нояб. 1937 арестован органами НКВД как быв. колчаковец. 27 дек. рас-стрелян по приговору "тройки" упрайония НКВД по Алтайскому краю. Реабилитирован в 1956.
В. Ф. Гришаев
ЭМИЛЬ АБРАМОВИЧ ВАЙНШТЕЙН (1923-1995)
режиссер театра, заслуженный деятель искусств России (1967). Род. в Киеве, в 1952 окончил режиссерский факультет Гос. института театр. искусства им. А. В. Луначарского, работал в русском драм. театре Даугавпилса (Латвия). В 1959-69 -- главный режиссер и художественный руководитель Алтайского гос. театра драмы. Для творческой манеры характерно создание психологических драм, обращение к внутреннему миру человека, к проблемам морали. Осуществил постановки спектаклей: "Между ливнями" А. Штейна, "Поднятая целина" по М. Шолохову, "Иркутская история" А. Арбузова, "Традиционный сбор" В. Розова, "Чти отца своего" В. Лаврентьева, "Иван Ползунов" М. Юдалевича, "Домик на окраине" А. Арбузова, "Стряпуха" А. Сафронова, "Власть тьмы" Л. Толстого, "Четвертый" К. Симонова, "Угол и овал" Л. Квина, "Преступление и наказание" по Ф. Достоевскому, "Иду на грозу" по Д. Гранину, "Таня" А. Арбузова, "Четвертый" К. Симонова, "Палата" С. Алешина, "Тихий Дон" по М. Шолохову, "Последние" М. Горького. За спектакль "Последние" удостоен Диплома I степени Всерос. фестиваля, посвященного 100-летию со дня рождения М. Горького (1968).
И. Н. Свободная, Н. В. Юмашева
Свидетельство о публикации №225071500263