6. 7. 1 Адский огонь и скрежет зубов

«566. Что такое адский огонь и скрежет зубов, которым обрекают по Слову те, кои находятся в аду, едва ли ныне кому известно, потому что человек, не зная духовного смысла Слова, всё, что читал в нём, принимал буквально. Вот почему иные под словом «огонь» понимают вещественный огонь, иные – страдания вообще, иные – угрызения совести, а иные что об этом огне говорено было для того только, чтобы внушить ужас ко злу; а под скрежетом зубов иные понимали действительно такой скрежет, другие же только ужас, который мы чувствуем, слыша скрежет зубов. Но кому ведом духовный смысл Слова, тот может знать, что такое вечный огонь и скрежет зубов: в Слове Божием, в каждом слове и в каждом речении его есть духовный смысл, ибо Слово внутри (in sinu) духовно, а духовное не иначе может быть понято выражено человеку, как природным образом, потому что человек живёт в мире природном и мыслит по тем предметам, которые находятся в этом мире. … ».

              Прежде чем понять это, разберёмся что такое тепло.

«567. Начало тепла двоякое: одно от небесного солнца, то есть от Господа, другое – от земного солнца».

                Тепло (энергия) от земного Солнца необходима для жизни физического тела, а душе необходимо тепло (энергия) от Небесного Солнца. Так ли это?

«Тепло, исходящее от небесного солнца, то есть от Господа, есть тепло духовное, которое в сущности своей есть любовь  … ; тепло же, происходящее от солнца нашего мира, есть тепло природное, которое в сущности не есть любовь, а только служит преемником духовного тепла или любви. Что любовь в сущности своей есть тепло, это видно из того, что дух, а затем и тело согреваются присутствием любви, даже согласно её степени и качеству; это явление совершается в человеке точно так же зимою, как и летом и подтверждается таким же явлением в крови. Что тепло природное, исходящее от земного солнца, служит приёмником теплу духовному, это видно из теплоты телесной, которая возбуждается теплотою духа и как бы заменяет её; в особенности это видно из действия внешнего и летнего тепла на всякого рода животных, которые ежегодно об эту пору возвращаются к любви (in amores redeunt): не то,  чтоб это тепло исполняло их любовью. Но оно располагает их тела к восприятию того тепла, которое и на них наитствует из духовного мира, ибо духовный мир влияет на природный, как причина на следствие.

Кто думает, что любовь животных порождается природным теплом, тот ошибается, потому что наитие идёт от духовного мира на природный, в не от природного мира на духовный; равно кто думает, что в мире природном хоть что-нибудь существует без наития их духовного мира, тот одинаково ошибается, потому что всё природное живёт и существует только в силу духовного начала.

Все зародыши растительного царства так же зачинаются от наития из духовного мира; природное же тепло в вешнюю и летнюю пору только располагает семена в их природных формах наливая и вскрывая их, чтобы, таким образом наитие из духовного мира как причина могло бы проявить в них своё действие.

Всё предшествующее сказано, чтобы было известно, что тепло двоякого рода – духовное и природное: что духовное тепло исходит от небесного солнца, а природное тепло – от земного солнца; что наитие первого на последние и затем их совместное действие производят те явления, которые в мире нашем видимы для глаза.

568. Духовное тепло в человеке есть тепло его жизни, потому что, в сущности, оно есть любовь, как и было сказано выше: это самое тепло и разумеется в Священном Писании под слово «огонь»; любовь к Господу и любовь к ближнему – под небесным огнём, а любовь к себе и любовь к миру – под адским огнём.

569. Огонь, или любовь от того же начала, от которого происходит и  огонь, или любовь небесная, то есть от небесного солнца или Господа, но этот огонь становиться адским через тех, которые принимают его. Ибо всякое наитие, сходящее из духовного мира, изменяется смотря по тому, как оно принимается, или смотря по образам, в которые оно сходит; точно так, как  это бывает с теплом и светом, происходящими от здешнего солнца. Действием этого тепла на леса и травы развивается растительность, разливающая сладкое благоухание, но это же самое тепло, действуя на падаль и извержения, производит гниль и зловоние.

Таким же образом и свет, происходящий от того же солнца, производит в одном предмете цвета прекрасные и привлекательные, а в другом – некрасивые и противные. Это же самое повторяется с теплом и светом, происходящими от небесного солнца, то есть от любви; когда тепло и любовь наиствуют оттоле на благо, находящееся в добрых людях и духах и также в ангелах, то оно оплодотворяет это благо; когда же это тепло, или любовь, наитствует на злых, то производит обратное действие, ибо зло душит или извращает его: таким же образом и небесный свет, влияя в истины блага, рождает разумение и мудрость, а влияя на ложь зла, превращается в безумие и разного рода фантазии». 

Из книги «О небесах, о мире духов и об аде» Э. Свёденборга (стр.  312).


Рецензии