Остров Пасхи. 25. День равноденствия и Оронго

               По материалам книги автора «Остров Пасхи. Миражи в тумане Тайны» – СПб: «Петербург – ХХI век»*

   Все же, зимнее и летнее солнцестояния, для точной установки момента отсчета дней в году, по-видимому, не играли главной роли, а были второстепенными.  Ведь в эти дни смещение солнца вдоль горизонта минимальное, измеряется всего лишь в пределах одной минуты. На географической широте острова в эти периоды светило как бы топчется на месте недели две и безошибочно установить моменты этих кульминаций достаточно проблематично.  Другое дело – дни равноденствий. Но тут возникает известный парадокс курицы и яйца. Чтобы зафиксировать день равноденствия по положению солнца на горизонте, надо знать, в который день года это самое равноденствие наступает. То есть застолбить в этот день место наблюдения по уже установленной мушке и солнцу.
   Казалось бы, полинезийцы знатные звездочеты. Островная жизнь поневоле заставит освоить мореходство и научиться ориентироваться по звездам. Но воспользоваться этими навыками для построения направлений юг-север и запад-восток не позволял рельеф Рапа-Нуи. Здесь, в отличие от Египта, невозможно найти мало-мальски плоского участка местности размером хотя бы сто на сто шагов, с которого можно было бы видеть плоский горизонт в указанных направлениях одновременно. Но то, что этот день был аборигенами установлен, факт доказанный. Из книги Тура Хейердала «Искусство острова Пасхи»: «Раскопки Фердона в Оронго обнажили… более древнюю мощеную культовую платформу. Здесь была солнечная обсерватория с метками, указывающими, где всходило солнце во время равноденствия, а также летнего и зимнего солнцестояния…» Все же это была, вероятнее всего, ритуальная площадка, а не точно настроенный прибор – слишком мала база замеров.  Лишь восхода солнца в день зимнего солнцестояния мог представлять здесь какой-то интерес.
   Пробив требуемый азимут от Оронго, невозможно сдержать удивление: он проходит по касательной к вулкану Рано-Рараку и через вершину вулкана Пуа-Катике. И в наши дни в кратере Пуа-Катике зеленеет небольшой, в пределах ста метров от края до края, лесок, хорошо просматривающийся с Рано-Као. А в те далекие времена там вполне могли расти очень высокие пальмы, небольшая роща которых на расстоянии в несколько километров превращалась в прекрасную вешку. Более того, если деревьев там изначально не было, то их обязательно должны были высадить.
   Думается, что созерцание через весь остров восхода солнца над вулканом Пуа-Катике оставляло неизгладимые впечатления.
   Стоя на самом краешке отвесной скалы и возвышаясь на сотни метров над бьющимися в пене океанскими волнами, ощущать над собой беспредельную глубину неба, еще сверкающую иными мирами с их светилами,  осязать спиной всю мощь сливающихся во мраке этих двух безбрежных стихий и парить над раскинувшимся под ногами всем твоим миром, в предрассветных сумерках теряющим береговые очертания,  и с затаенным дыханием любоваться, как далеко на горизонте медленно вырисовывается силуэт знакомого с детства пологого конуса вулкана, подсвечиваемый светлеющим горизонтом, но неудержимо размывающимся истекающим из-за него светом, а затем, с восторгом вскинув руки, во всю мощь приветствовать выходящее из его жерла само солнце и упиваться видом озарения животворным светом каждого уголка родного Те-Пито-о-те-Хенуа…
   Так каким же образом древние рапануйцы установили день равноденствия, ничего не имея на руках?
   Может, это покажется на первый взгляд смешным и абсурдным, но данная проблема легко решается за один, максимум полтора года при помощи груды камней, числом не более двух сотен.
Суть этого решения в следующем. В некий день, близкий по ощущениям или по предварительным наблюдениям к одному из двух дней равноденствия, фиксируется положение восходящего или заходящего солнца. Начиная с этого дня и до возврата солнца к исходной точке каждый день откладывается один камень. На этот этап уйдет примерно первые полгода и к его концу сложится заметная горка камней. После того, как солнце уйдет на вторую половину своего годового цикла и вплоть до его возвращения к первоначально зафиксированной отметке, камни из образовавшейся груды также ежедневно по одному перекладываются в новую кучу. К концу второго полугодия сложится одна из трех ситуаций. 
   Первая, идеальная. В момент вторичной фиксации солнца в исходной точке будет переложен и последний камень. Значит, момент отсчета и место наблюдения выбраны абсолютно точно. Этот день и есть день равноденствия.
   Вторая, хорошая. В первоначальной куче остается несколько камней. Например, 8. Половина их количества и будет плюсовой поправкой к текущему дню. То есть в нашем примере равноденствие наступит через 4 дня.  В этот день устанавливается новое место наблюдения с его окончательным закреплением.
   Третья, затяжная. Камни переложены все, а солнце до финиша не дошло. Тогда в каждый оставшийся день вновь откладываем по одному камню. И опять же, половина из вновь отложенных камней составит поправку. Только ее надо будет прибавлять уже в конце третьего полугодия, после прохождения солнцем изначальной точки фиксации.
   Теперь можно с полной уверенностью утверждать, что первый камень на площадке перед платформой аху Тонгарики был торжественно уложен у ног его самого величавого идола именно в один из двух таких дней. Первый ряд заполнялся зеркально и в нем должно быть 183 камня. В этом случае длины крыльев площадки за платформой аху предопределяются автоматически. Иначе, если бы отсчет начинался от дней солнцестояний, их длины надо было бы рассчитать заранее.

*– книгу можно приобрести в «СПб Дом книги», на сайте издательства или у автора (с автографом).
https://dk-spb.ru/books/900146302
https://peterburg21vek.ru/products/55464

Схема автора


Рецензии