Идет де-эллинизация Греции

Вчера прочитала статью-мнение одного уважаемого грека о ситуации с новой волной переселенцев (не мигрантов), которые, увы, далеко не филэллины. Конечно, есть надежда, что когда-нибудь они ими станут: полюбят страну, где поселились. Но верится с трудом... И тому есть подтверждения.
--------------------------

В той статье автор выразил свое критическое мнение довольно открыто и по другому вопросу, который волнует сейчас многих греков, — идет тихая оккупация Греции иностранцами, то есть де-эллинизация. По правде сказать, меня удивили и огорчили некоторые моменты сегодняшней жизни греков и Греции в целом. Конечно, издалека все видится совсем не так, как вблизи, но чтобы до такой степени все изменилось, и в худшую сторону, я не подозревала. Кроме того, судя по разнообразным другим публикациям в прессе, глубинный менталитет пожилых греков все еще  остался неизменным, а вот молодежь вовсю пытаются «переобуть».

Несколько слов об авторе

Николас Севастакис (греч. ;;;;;;; ;;;;;;;;;;) — эссеист, поэт, писатель, родился в 1964 году на острове Самос, окончил факультет политологии и международных исследований тогдашней школы Пантеон, получил диплом Dea по специальности ‘Политическая теория’ (в университете Леона), защитил диссертацию на тему «Проблема техники и критика современности у Мартина Хайдеггера», в настоящее время профессор современной политической и социальной философии на факультете политических наук Университета Аристотеля. Имеет также публикации в греческих газетах и журналах. Счастливо женат, имеет дочку и дочку.

Первая волна иностранного вторжения

На смену иностранцам первой волны, которые поселились в стране и поддерживали теплые и дружеские отношения с местными греками и которые были настоящими филэллинами, приходят другие — в роскошных джипах с тонированными стеклами, равнодушные посредники и покупатели вилл и другой недвижимости, которую арендуют или покупают, а потом превращают в неприступную крепость с высокими стенами, мощными воротами, охраняемую частной армией бандюков" (греч. трамбуки, о них читайте в статье «Бяки и буки Афин 19 века»).

Автор статьи вспоминает о первой волне "иностранного вторжения" следующее: "Раньше было совсем по-другому: проведя несколько летних месяцев в Греции, поездив по стране и в конце концов облюбовав себе местечко, иностранцы из Западной Европы и тем более из США решали «бросить якорь» и купить там какое-нибудь «пристанище». Как правило, то был домик в деревне, который нуждался в серьезном ремонте, а сама деревня, где он находился, была полупустой в результате массового «бегства» молодежи в города да побольше.

"На моем родном острове", пишет автор. Тоже некогда появился такого рода антропотип — первые приезжие-иностранцы из молодых и пожилых - адепты греческого пейзажа, богемные художники, писатели, журналисты, любители путешествовать по горным перевалам и ценители флоры и фауны, для которых мы — с нашей ориентированностью на урбанизацию — удостаивались лишь нескольких презрительных взглядов поначалу. Началось это в период пост-хиппизма 60-х годов. Подчеркну, что тогда приезжали и нередко оставались жить бок о бок с местным населением по большей части филэллины, всесторонне-образованные, творческие, интеллигентные люди или солидные пенсионеры из какого-нибудь города Германии или Швеции.

И это не выглядело как масштабное «иностранное вторжение». Хотя бывало, что время от времени раздавались недовольные голоса местных жителей о большом количестве «пришлых» в деревнях и в населенных пунктах, особенно на полуострове Мани (юг Пелопонесса), на Крите и в некоторых других частях страны. В основном это была хитрая уловка местных, которые таким образом пытались выбить хоть малые субсидии на свое развитие от местных властей. Иногда это напоминало презрительное фырканье на нецеломудренное поведение и чересчур раздетый внешний вид иностранцев. Так надо было иметь ввиду менталитет аборигенов тех мест - маниатов с их кровной местью и критян, которые до сих пор славятся своим крутым нравом и ревностно чтут традиции предков и, как не смешно это звучит сегодня, рассматривают любого пришлого как шпиона вражеских сил.

Но то, как большинство из тех иностранцев первой волны достойно вели себя, они вписались в тамошнюю сельскую жизнь (греч. перивалон) и постепенно были приняты местными жителями. И если не до такой степени, чтобы стать любимцами, то до того, чтобы стать хорошими соседями. Со временем они слились с настоящими жителями тех сообществ, некоторые из них даже вошли в историю как лучшие активисты различных обществ и ассоциаций, например, по спасению пляжей и исторических памятников, прокладыванию лесных троп и маршрутов для туристов в самых труднодоступных местах.

Там, где греки видели просто «нетронутую» дикую природу, старые англичане, французы или голландцы, изо всех сил «наточив коньки» (русск. «навострив лыжи»), пускались ее исследовать, наслаждаясь процессом. На островах Эгина, Пелион, Андрос, в восточной части Эгейского моря и в других местах несколько поколений иностранцев так сильно погрузились в греческую жизнь, что оказались более «патриотичными» – в отношении общественного пространства и его даров, чем большая часть местных жителей. Потому, наверное, что были благодарны... Ведь им удалось получать удовольствие от проживания там, где им хорошо, где они счастливы.

Кроме того, они не сильно-то отличались от обездоленных местных жителей той поры. Но в 90-е годы прошлого столетия многие греки из только-только появившегося среднего класса могли покупать землю и строить дома или приобретать другую частную собственность. И так продолжалось вплоть до начала нового тысячелетия, когда система начала давать трещины, а потом и вовсе порушилась и покатилась в тартарары. Дальше случилось следующее...

Оккупация Греции по-новому

Далее автор приводит примеры, подтверждающие факты оккупации Греции по-новому. Вот, что он пишет: «Сейчас расскажу, что свалилось на наши головы в последнее десятилетие. Мы постоянно обсуждаем между собой различные вопросы, но миграционный вопрос и безудержное строительство... Стали предметом журналистских расследований и научных исследований, особенно с 2020 года».

С помощью получения золотой визы, покупки прав на недвижимость и, конечно же, с преобразованием целых многоквартирных домов в Airbnb кварталы происходит оккупация Греции по-новому, именно так де-эллинизация становится реальностью.
Лучшие части застройки в центре города, наиболее идиллические места на островах да и заповедные анклавы материковой Греции принимают не только приезжих мигрантов, но и «инвесторов», которые скупают на корню всё самое лучшее для себя любимых и для таких же, как они, и строят, строят, строят..

Важные объекты недвижимости на севере Греции уже контролируются балканскими наркоторговцами, в то время как в районах «особой красоты» постоянно растут жилые комплексы, в которых многочисленные фонды, фирмы, компании-призраки сдают, продают и перепродают помещения, офисы и апартаменты. Так происходит постоянный «круговорот жильцов в натуре», и на месте тех иностранцев первой волны, которые поддерживали дружеские отношения с простыми греками и любили Грецию, — филэллинами, множатся и размножаются необщительные и равнодушные временно проживающие иностранцы-арендаторы.

Не говоря уже о том, что сегодня в Греции посетителей приветствуют шикарные курорты вовсе не греческие, а богатеньких иностранных инвесторов, которые выкупили их, и те перешли под юрисдикцию лиц, возможно, замешанных в организованной преступности в своих странах и состоящих в преступных сообществах или «в семьях» клептократов и мафиози.

"Мир высокомерных людей, которые, если не считать некоторых историй в Instagram, используют Грецию так же, как Дональд Трамп или Тони Блэр (как выяснилось недавно) мечтают использовать пустынную Газу после ее полного разрушения" - цитата автора выше упомянутой статьи Никоса Севастакиса.
.
Никос Севастакис рассуждает далее в статье о том, что сами греки в деле и являются соучастниками в этой исторического масштаба «расколбасной» истории, от чего почему-то счастливы до безобразия. «И нет никакой здесь тайны: современный де-эллинизм — это не что иное, как «отчуждение» во всех значениях этого слова, а также «отстраненность» общечеловеческих и социальных связей внутри общества, чем что-то узко «национальное», — утверждает он.

Эта де-эллинизация, год за годом, приводит к появлению еще одной страны внутри нашей страны, чрезмерно дорогой, тщеславной, со множеством запретных «privat» зон. Это уже породило новые формы коррупции, добавившиеся к более традиционным формам неправомерного использования ресурсов и общественных благ. И по понятным причинам она приносит с собой новые проявления, иное поведение и образ жизни, ложится бременем на плечи не только молодых людей, создавая дополнительные жизненные трудности, но и в целом для всех людей, которые живут на свою зарплату, а не на какие-то другие, теневые доходы.

Тут не «греческий народ» выходит на сцену в качестве «жертвы глобализации», а де--эллинизация ставит под удар существование целой страны — Греции. Сейчас мы переживаем последствия согласованных действий некоторых слоев нашего общества (имена известны) с официальными, неофициальными и теневыми богатыми инвесторами, партнерами и бенефициарами, которые во имя нашего (заметьте) прогресса и развития помогают нам при помощи hi-tech инструментов, щебня и стройматериалов достигать лучшего будущего и со страшной силой желают нам (заметьте) всего самого наилучшего. К тому же находятся те, кто их всячески защищает и в случае чего отмазывает.

В конце концов, возникает трудный вопрос: кто или что можно сделать, чтобы это как-то остановить? Скажу, что слышны отдельные голоса и действия простых граждан, которые воспринимают общественные проблемы как личную травму. Это люди, которые имеют острое желание сохранить места и регионы Греции, что дороги их сердцу.
В конце статьи ее автор, Николас Севастакис, предлагает свое решение вопроса: «Только если мы будем рассматривать де-эллинизацию как эквивалент опыта лишения собственности, то есть «отчуждения», мы, наконец, сможем задуматься о том, что можно спасти из того, что нужно и можно еще спасти».

----------------------------------------------------------

P.S.  Об иностранных инвесторах читайте статью " Восстановление магазина Миньон".


Рецензии