День смотрящих на фонари

Для игры «Этюды 6»,
задание 4. ОБЫКНОВЕННОЕ ЧУДО...,
http://proza.ru/2025/06/24/114 



Кажется, это называется наваждением, и случится может абсолютно с каждым, как сердечный приступ. И поводы для этого могут быть самые неожиданные. О подобных поводах мне всегда хотелось поговорить отдельно, подробно, но не сейчас. Сейчас я проводил взглядом хорошенькую девчушку промелькнувшую мимо меня вместе с обаянием молодости, повернул голову ей в след, и посмотрел.

И тут же раз… мне вдруг стало холодно до дрожи, а внутри заболело так, как болит сильный ожог, но там внутри заболело. Никого рядом нет и валидола тоже нет.

Ощущение паники и нет силы позвать на помощь.  Сегодня со мной случилось, а завтра может случится с вами. Запасайтесь таблетками заранее, ребята. Глицином, глицерином, ну, чем там еще. Запасайтесь.

Я лежал на парковой скамейке навзничь опустив голову на сиденье и вдоль него же расположив левую ногу, правая безвольно сползла на землю и горделиво задранным к верху носком ботинка сообщала, что устроился я удобно и меня не беспокоит, как это выглядит со стороны.

Со стороны выглядел я жалко. У края рта блеснула ниточка слюны. Помочь мне было совершенно некому и нечем. Позвать на помощь я не мог. И далеко не сразу осознал, что смотрю на себя, на свое тело, как бы со стороны. Сверху.

А еще было ощущение, еще более глупое, ощущение, что на меня кто-то смотрит. Не на тело, на меня. И у меня мурашки пошли… Я не знаю по чему там ходят мурашки, когда у вас нет тела. Но и волосы зашевелились тоже.

– Я Фонарь – меня не надо бояться!

– Зачем бояться… Фонарь?!

Ну, не самый я робкий на земле человек, но меня затрясло. То, кем я был в эту минуту потряс головою, зажмурился, ни на мгновение не теряя всей картины происходящего внизу на парковой скамейке покрытой светлым лаком. Отчего лежать на ней казалось очень комфортно и даже мягко.   Когда мне удалось преодолеть страх новизны ощущений, я повернулся туда, где предположительно находился голос назвавшегося фонарем.

Это и был Фонарь. Стилизованный под старину октаэдр на длинном шесте с галогенным светильником внутри. Может быть, и не с галогенным? Тут я не хочу преувеличивать свои познания в физике. Я вообще не хочу преувеличивать. Человеку в пустом парке, ночью разлегшемся на скамье, не до преувеличений. Однако, светил фонарь ярко и довольно таки дружелюбно.

– Кто ты? – спросил я, стараясь овладеть ситуацией и сохранять хладнокровие.

– Фонарь, а кто же еще.  Или не похож?

– Похож, пожалуй, а что со мной?

– Умер!

От мысли о том, что еще до его ответа, я чувствовал, что знаю правду, мне стало грустно, и даже немного совестно, мне захотелось заплакать, но я спросил, зная, что пока говорю – не заплачу.

– Как умер?

Фонарь с бодростью вдохновенного рассказчика в ответ зачастил:

– Сначала все шло, как обычно, как в песне: люди встречаются, люди влюбляются, женятся… А потом живут как-то, кто как, ну, в общем сообразно обстоятельств и уровня дохода… А потом любовь ушла, дети выросли. Вино, слезы и сопли, без сладкого на десерт. Вышел в поздний час погулять в березовую рощу и…
Фонарь характерно прицокнул языком изображая мой неожиданный и бесславный конец.

– Похоже получилось… – Похвалил я. – Может быть, ты и сказки умеешь придумывать, Фонарь? Имей ввиду про Белого бычка я сам знаю, чем кончилась.  Другую расскажи… чтобы с хорошим концом… и про любовь…

– Можно и про любовь, хотя, помнится, у нас все сказки про любовь…

– Не финти рассказывай, – начал я было сам того не желая, проваливаясь в свое далекое филфаковское прошлое.

Учителя говорили, если не предвзято смотреть на вещи с точки зрения стилистики, то сюжетов много, а фабульных ситуаций только три: Не разделенная любовь. Подвиг. Предательство. Любовь сама по себе  подвиг, ну, а где подвиг там и предательство, так что вот вам вывод: все реки текут, смотреть на огонь не надоедает, а все сказки про любовь. Это давным-давно сообщил мне по большому секрету доцент кафедры русской литературы Масалитин, когда мы, прятались с ним у меня в общаге от антиалкогольных перегибов на местах. Масалитин нес в общаге одновременно бред и вахту борца за трезвость. Пили мы с ним водку, выпили много, а он все просвещал меня и просвещал… но только его голос все больше переставал отдавать перегаром и запанибратством и превращался в жизнеутверждающий голос Фонаря.

– И жили они долго и счастливо и умерли в один день, когда он возвращался домой из больничного морга, куда отнес чемоданчик, заранее собранный аккуратной супругой, все как полагается, все как у людей: иконка, белые туфельки, носочки, костюм шерстяной голубой нарядный, и ещё там тюль, простыня, ну, по мне так это все лишнее…

– Да, пожалуй, лишнее… но я же с хорошим концом просил, – довольно нетерпеливо и даже резко я оборвал собеседника лучащегося киловатной улыбкой.

Мне стало вдруг душно, стало нечем дышать. Я несколько раз широко открыл рот, пытаясь вдохнуть, проталкивая огромный ком в горле, потом меня едва не стошнило. Я зажмурился от ряби в глазах и мельтешения огней, я ждал среди кавалькады цветных абстракций навалившихся на меня, бегущих мимо моего взора, я ждал  яркой алой вспышки заходящего солнца и чего-то вроде надписи «конец фильма». Но ничего этого на удивление не произошло.

Последнее, что я увидел со стороны. Девушку. Полную светловолосую девушку, которая делала мне искусственное дыхание рот в рот, прерываясь для энергичных попыток резкими толчками скрещенных ладоней завести сердце. Не помню с какой попытки, но у неё получилось…

Голова ещё сильно болела, но как же в эту минуты я был рад и благодарен ей седевшей рядом. Совсем не красавица, но симпатичная. Молодая. Одета в светлые кроссы. В черные джинсы,  протертые насквозь на коленях. Полнота её и крупная грудь, высоко запечатанная бюстгальтером, с трудом скрывались в безразмерной и бесформенной футболке с черно-белым принтом изображавшим не выспавшеюся зебру, ставшую на задние ноги и передним копытом прячущую зевок. Шею девушки украшала цепочка с брелоками. Волосы короткоостриженые сзади, спереди светлой растрепанной челкой с голубыми прядями лезли на лоб и глаза. Глаза разумеется были зеленые, носик курносый, крылышко правой ноздри трижды перфорировано серебряными колечками и нижнюю губу маленького круглого она во время разговора все время прикусывала, а когда говорила – на языке во рту мелькала запонка. Незаурядная внешность моей спасительницы, заворожила меня. Я ею любовался. Никак не хотел отпускать. Не соглашался ни на какую «скорую»

– Да вот еще. Приедут, обхамят, скажут разлегся здоровый скуф с альтушкой!

Она не обиделась. Засмеялась. Мне нравилось в ней все. Мне вообще нравилось исключительно и категорически все в этот трагикомический вечер. Когда я спросил:

– А как ты вообще здесь оказалась одна на ночь глядя и не испугалась?

– Да ну. Просто вышла подышать. На фонари посмотреть…

Ответила она и посмотрела в верх. На фонарь.

Фонарь. Забыл про него. Я поднял голову. Хотел толи поблагодарить его, толи познакомить их. Замешкался и вдруг понял, что сижу на скамейке и совершенно один. Вокруг было не холодно, но сыро. Болела голова. Стало грустно. Мне пора домой. Встав на ноги, я проворчал:

– И ты это называешь хороший конец?

К о н е ц


 


Рецензии
Добрый вечер, Саша!
Вот вы - писатель, это чувствуется.
Рассказ не в стиле, а напишу-ка я, как получится.
Есть элемент уже не "школьного" сочинения. А классического построения рассказа.
Видно - как раскрыта тема. Замечательно, но я не люблю такие сюжеты.
Насмотрелся вживую на "были и нет их". И ничего в этом поучительного или интересного нет. Кроме медленного ухода в сторону депрессии.

Поэтому что там "чудится" главному герою на грани бытия или небытия - уже не хочется читать. Дело не в авторе и не "умном" Фонаре собеседнике, что он там рассказывает.
Это с возрастом, наверное, приходит - смотреть фильмы с насилием над кем-то при невозможности защититься, выбраться кому-то из попавших в такую ситуацию - просто
не хочется. А что-то бутафорское счастливое, хотя вряд по жизни такое случается -
это легче смотреть. Вечно счастливый финал.
Которому сопереживать всегда легче.
Но в качестве соломинки, чтобы не вживаться в главного героя и не примерять на себя его видения и ощущения - есть одна любопытная вещь.
Заинтересовало. Масалитин.

"Учителя говорили, если не предвзято смотреть на вещи с точки зрения стилистики, то сюжетов много, а фабульных ситуаций только три: Не разделенная любовь. Подвиг. Предательство. Любовь сама по себе подвиг, ну, а где подвиг там и предательство, так что вот вам вывод: все реки текут, смотреть на огонь не надоедает, а все сказки про любовь. Это давным-давно сообщил мне по большому секрету доцент кафедры русской литературы Масалитин, когда мы, прятались с ним у меня в общаге от антиалкогольных перегибов на местах. Масалитин нес в общаге одновременно бред и вахту борца за трезвость. Пили мы с ним водку, выпили много, а он все просвещал меня и просвещал… но только его голос все больше переставал отдавать перегаром и запанибратством и превращался в жизнеутверждающий голос Фонаря."

Фабула, сюжет... Никогда не задумывался в чем разница.
Пошёл в интернет почитать, что там пишут.

Нашел хороший комментарий к статье.

"Анастасия П.
21 окт 2021

Помню, нам об этом рассказывали на лекции по литературе в универе. Фабула и сюжет
по-разному отвечают на один и тот же вопрос. Например: "Кого убил Раскольников?"
Фабула ответит: "Старуху-процентщицу". Сюжет ответит: "Себя".
Вообще "в народе" часто называют сюжетом то, что на самом деле фабула."
Всегда любопытно "взвешивать" утверждения - только ли три фабульных ситуаций бывает в основе сюжетов?
Или можно найти другие фабулы - о чем произведение, а не как фабула реализована, сюжетно.

Базовая фабула "Титаника" укладывается в пять секунд, в юмористическом ролике:
Удивленное лицо (пассажира или кого-то на борту корабля), который говорит кому-то:
- Но он же не может утонуть?
Следующий кадр "Уходящая под воду корма Титаника":
- Бууульк!
И титры конца фильма.
Это ведь точно - фабула, а не сюжет. Но там явно не хватает, трёх озвученных фабульных ситуаций "Не разделенная любовь. Подвиг. Предательство.".
Хотя в полнометражной версии - они есть.:)
С уважением,
Сергей

Кандидыч   15.07.2025 18:20     Заявить о нарушении
Эх, давненько не брал я в руки шашек. Выручай, брат Масалитин! Как там говорили древние греки: Человеком правит помимо прочего страх смерти, значит Первая фраза это обвинение в п р е д а т е л ь с т в е; корабль тонет - это п о д в и г, ценой жизни пассажиры разоблачают собственную наивность и самонадеянность; а неразделенная л ю б о в ь, тут извините чистый эгоизм, любовь к себе или вы не слышите, что спрашивая "Но он же не может утонуть?" герой вопит: я не хочу умирать, я слишком люблю себя, чтобы в сию минуту роковую молится Богу.
Ну, ты дал, брат Масалитин, уважил хорошего человека!

Саша Веселов   16.07.2025 11:49   Заявить о нарушении
Гыыы, это по принципу как студент выучил только про блох и ответил на все три вопроса на экзамене по биологии?

Вопрос первый. Собака.
Собака это такое животное, которое покрыто шерстью. А в шерсти водятся блохи.
А блохи... - давай все про блох.
Второй вопрос. Кошка.
Кошка это такое животное, которое покрыто шерстью. А в шерсти водятся блохи.
А блохи... - давай опять всё про блох.
Вопрос третий. Рыба.
Рыба - это животное, покрытое чешуёй.
Но, если бы вместо чешуи была бы шерсть, то вней водились блохи.
А блохи это - и давай опять про блох.:))

Не, про страх смерти в трёх основных фабульных ситуациях по Масалитину ничего не было.
Это просто искусственное, лишнее звено-ступенька, повод, чтобы прийти обратно к ним.
Как "шерсть" для рассказа о блохах всегда.:)
Кстати, в принципе везде можно найти эту троицу. Но чаще частями. Масалитин в чем-то прав.

А Сергей Лукьяненко как-то вспомнил, что
"кто-то из древних греков сказал, что любая история укладывается в три сюжета: поход за сокровищем, осада крепости и любовный треугольник."
Ещё одна троица.:)
Где она в Титанике...:)

Кандидыч   17.07.2025 16:04   Заявить о нарушении
А еще по предмету стилистика русского языка профессор Горшков поведал нам, что всего есть где-то 80 определений стиля и большинство из них верные. Так что по мне История титаника это и осада крепости, и поход за сокровищем, и любовный треугольник. Первое: крепость - титаник, осада - стихия; второе: половина пассажиров путешествует от скуки , но вторая-то по надобности, ищут где глубже, ищут сокровищ и не обязательно, что находят; а теперь, десерт: третье: любовный треугольник капитан любил скорость, скорость не любила капитана и крутила романы с кем не попадя, да вот хоть бы и айсбергами!

Саша Веселов   17.07.2025 16:29   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.