Российский эзопов язык

Русский язык уже давно обрёл статус «притчи во языцех». Что только на него не навешивали, какие только ужасы от его употребления не предрекали, как только его не искажали, коверкая его основу, как только не препарировали его смысловую подоплёку?! Даже вводились его подвиды типа разговорный, литературный, высокородный, административный, быдляцкий, технический, дипломатический, примитивизированный, ругательский… Большинство таких подвидов, конечно, представляют собой надуманные попытки создания неких сословных языковых конструкций подобно диалектам. Всё это не более чем субкультурная самодеятельность. Однако при всём при том чего действительно нельзя отнять у русского языка, так это наличие у него развитого аппарата иносказательных средств, грамотно применяя которые можно без всякой криптографии уверенно в открытом режиме передавать скрытые смыслы, распознать которые сможет только конкретный адресат, опирающийся на знания некой специфической предметной области реальной жизни.

Вот, к примеру, несколько лет назад Андрей Рэмович Белоусов произнёс такую фразу: «Когда мы вышли из кризиса 1990-х годов, в начале 2000-х, объективно возник вопрос, что делать дальше. Решения тогда были приняты стратегически абсолютно правильные: начали встраиваться в мировую экономическую систему». Принадлежащие к нижним общественным стратам прямолинейные люди однозначно-непосредственного восприятия тока жизни эту фразу понимают просто и конкретно: Россия для поднятия уровня жизни своего населения начала заключать взаимовыгодные договора с зарубежными компаниями, что способствовало экономическому развитию страны, в результате чего благосостояние россиян неуклонно возрастало.  Минимальные познания простолюдинов об образе жизни вышестоящих страт позволяли им понимать эту фразу именно в прямом смысле поверхностного восприятия.

Однако в высших слоях общества, к которым по своему статусу относится А.Р. Белоусов, принято воспринимать любые слова на глубинно-смысловом уровне в многозначном аспекте. Другими словами, в этих общественных сферах полностью отсутствует однозначность понимания фраз,    произносимых власть предержащими деятелями. А это значит, что то или иное объяснение сказанного статусным человеком имеет вероятностную природу, то есть может быть истолковано во множестве вариантов. Поэтому фразу А.Р. Белоусова разные люди распознают строго в соответствии со своей клановой принадлежностью. Надо сказать, что те деятели, от которых исходят многосмысленные изречения, обладают способностью сознательно управлять многослойной смысловой основой своих речей, в результате чего вроде бы одинаковый набор слов в какой-либо фразе имеет разные смыслы, предназначенные представителям различных кланов. Это высокое лингвистическое искусство, которому специально обучают в элитарных учебных заведениях учащихся, у которых выявлены ярко выраженные личностные способности к подобного рода деятельности.

Кстати, один из вариантов подспудного смысла приведённой фразы А.Р. Белоусова состоит в свидетельстве о том, что новая российская элита желала бы присоединиться к мировой элите, для чего в качестве ясака определялись все имеющиеся в стране ресурсы.


6.11.2024



Сергей БОРОДИН


Рецензии