Пеньковский, почему англичане сдали своего агента
В действительности, дело обстояло так. Пеньковский, трудившийся на Англию «в тёмную» в рамках советской резидентуры за границей, попытался поработать на США «зряче». Англичане его за этим мгновенно поймали и временно изолировали, поставив на стендбай. Когда настало время использовать полезного дурака в гигантской афере – вынули из коробки и предложили поработать «зряче» на МИ-6. Делали это в присутствии американцев, – чтобы продолжать дурачить всех: у американцев должно было сложиться впечатление, что будущим лавинам информации можно доверять.
Чел с радостью согласился (взяли в настоящее дело!) и его продвинули в научно-технический комитет, синекуру для болванов разведки. Занимался ГКНТ надуванием щёк, имитируя инженерно-технический шпионаж в странах Запада. Под видом чего в СССР тоннами поставлялась разработанная в самой Британии или украденная ею в Штатах документация на военные разработки, должные обеспечить СССР приемлемый паритет в будущей советско-американской ядерной войне.
Примерка полковничьих мундиров обоих «англосаксов» ко взаимному удовлетворению всех сторон произошла во время командировки Пеньковского в Лондон, и, думаю, смеху было много. Реально Пеньковский сдавал только то, что было англичанам прекрасно известно в рамках перекладывания своей собственной агентуры из одного кармана в другой, и то, что им страсть как хотелось донести до американцев будто бы от независимого перебежчика.
В рамках конструирования апокалиптического Карибского кризиса Пеньковского подвигли сдать американцам (он ничтоже сумняшеся до конца дней полагал, что англосаксы это союзники и братья, и никто его не отговаривал) инфу о состоянии военно-промышленных дел СССР. Главное, что ему вменили сообщить – что СССР в ракетно-ядерном отношении кратно слабее США, а рекламные ракеты-сосиски делались действительно как сосиски, то есть были в совершенном дефиците. Причём, сдать не просто, вообще, а точно к нужному моменту. Ведь прекратить сдавать агентов и перейти к сдаче стратегического потенциала потребовали именно британцы. (Потенциал, к слову, был хоть и меньше американского, но вовсе не мал. Особенно, если пулять с Кубы.)
Нужный момент готовился загодя. Как это проделали в Турции, описано в прошлой статье. Вкратце: англичане устроили там очень забавный антиамериканский переворот, но в рамках дипломатической «англосаксии» предложили братьям разместить там 15 низкоточных и устаревших ракет. Те, по-прежнему полагая Турцию своей вотчиной, клюнули. Полдела было сделано. Вторую половину сконструировали так: Хрущёву по какой-то странной причине понадобилось съездить в Болгарию. Это было совершенно незачем, но Болгария с войны выступала посредником в чувствительных вопросах (когда Англии было неудобно выглядывать из-за своей формально 10% доли влияния там) и было придумано даже «вступление в СССР». Болгары начали нудить о ракетах у них под боком с намёком на показать туркам кузькину мать. Синхронно Министр обороны Малиновский принялся подначивать Первого секретаря во второе ухо, прямо называя уже США. Запомним: Малиновский.
По счастью, в ЦРУ были высокопоставленные ответственные люди, подозревавшие в Пеньковском хитро внедрённого агента, способного создать у американцев ложное чувство неуязвимости, которое может «вдохновить на войну с Советами». Тот самый нужный момент, то есть, Карибский кризис, закончился пшиком. А должен был закончиться решением американцев нанести первый удар по кубинским военным базам, базируясь на сведениях Пеньковского, что СССР ответить особенно нечем.
Самое интересное в этой истории, каким образом состоялось второе пришествие Пеньковского в ГРУ.
Вообще, утверждается, что сотрудники спецслужб СССР, особенно выездные, и особенно в капстраны, проверялись каким-то особенно тщательным образом.
Но Пеньковский прокололся в Турции сразу. Кстати, как? Утверждается, что на базаре пытался толкнуть цацки и был застигнут бдительным сотрудником посольства... (Который на базаре, кстати, делал – что??) Нам предлагают уверовать, что шпион ходил по рынку чужой проамериканской страны и орал что есть мочи «кому брюли?» А было, скорее всего, так. Его отправили отнести камешки в оплату контрабанды ширпотреба, которая была организована англичанами через Грузию (о становлении советской мафии я писал в соответствующей статье). Что-то не срослось. Может, отсыпал себе, может отсыпал кто-то раньше, может качество подвело... Сам курьер мог вообще не знать, что несёт, так как это вообще была стандартная на 99% работа советских шпионов со времён РСДРП и ЧК: что-то где-то взять, и куда-то отнести. Но тут сигнал пошёл через верха: непорядок. Ради «служебного» расследования Пеньковского сняли. Кто смотрел «Бриллиантовую руку» понимает, как оно, – только камешки текли не оттуда, а – туда, но эпизод с откатывающейся золотой монеткой – это то самое и есть.
Расследовали, простили. Потому что это делала не советская кондовая система, а люди с понятиями. Сами подставили, сами и простили. И не просто простили – организовали выезд в Лондон, на собеседования интервью допросы.
Организовал реинкарнацию Пеньковского в ГРУ некто Александр Рогов, бывший военный атташе в Великобритании, входивший в ближний круг доверия (=вынимаем из памяти=) маршала Малиновского ещё со времён войны. Сам Малиновский входил в круг доверия Хрущёва. Этот Рогов, будучи начальником ГШ ГРУ, якобы в обход начальника ГРУ Серова и принял Пеньковского обратно на службу, с повышением статуса.
Об английских приключениях Малиновского я более подробно писал по скорбным делам Хрущёва, в статье, где описывал серию советских путчей, в том числе, смещения Малиновским Жукова.
А сам Пеньковский, полагаю, обманывался только в «англосаксии», как впоследствии Бут. О чём-то неладном в шпионском англо-советском королевстве он, конечно, догадывался. Нельзя не догадаться, когда летишь одним рейсом в Лондон с женой и дочкой своего начальника Серова. Зачем летели в Лондон две леди? Прошвырнуться туристками. Пеньковский навязался им в чичероне, в Москве заявился в гости к САМОМУ. Как право имеющий. Только к САМОМУ ли? Или просто к коллеге по... То есть, у Пеньковского в Британии было звание костюм полковника. А у Серова...? Кардинала?
Пеньковского следователи подозревали в сдвигах в психике. А человек просто прозрел. На один глаз, и при минус восемь, но в упор мог созерцать часть истины. Поезд тот же, но пересел из плацкарты в вагон-салон. А там... Ба! Знакомые все лица! «Пофартило!» Сдвинешься тут.
Рогова и самого Серова в истории с Пеньковским выгородили. Выгородили не перед советским народом, – с какой это стати? Перед американцами. Кто – думаю, ясно. Уволили, разжаловали, но не убили. Прокол, конечно, был серьёзный. Это с точки зрения советского обывателя, верящего в шпионские сказки. А с другой точки зрения – подвиг разведчиков, работавших на уничтожение США. Взаимное, конечно. Но это если снова смотреть с точки зрения советского обывателя. И т. д.
А вот единственный, кто действовал во всей ядерной афере полностью зряче, был Малиновский. И до Хрущёва цунами скандала докатилось отставкой, а он не пострадал совершенно: до смерти возглавлял МО. Слишком ценный кадр.
Жена и дочь Пеньковского были признаны невиновными. Проблем у них не было. До такой степени, что жена (дочь крупного военно-партийного босса генерал-лейтенанта Гапановича) работала редактором в издательстве иностранной литературы, а дочь служила в 1-м Главном Управлении КГБ, то есть... тра-та-та-та-та! – во внешней разведке. Что ж, дело сделано честно. Помните судьбу семьи «русского» убийцы премьер-министра Персиваля? Наследников в Англии уважают.
(Об убийце Персиваля в статье "Луддиты и люди"
Свидетельство о публикации №225071500885