Анатолий. Важный держатель рода семья, труд и учеб

Анатолий – представитель шестого поколения вятского рода Нестеровых. Возвращение из Донбасса обратно на малую родину, трудности трудоустройства, окончание учебы и аспирантуры в МГУ, работа доцента  и профессора

Жизнь Анатолия в шестьдесят седьмом году складывалась не так радостно, как это было два года назад. Часто болела дочь, жене стала скучно жить вдали от родителей и подруг. Она начала склонять его к переезду в города Навои и Ош в Средней Азии, где проживали там две ее подруги. Против переезда туда он категорически возражал, что раздражало жену. В конце концов, она начала уговаривать его к переезду в Кирово-Чепецк. Он, понятно, возражал, что еще больше сердило жену. В общем, случился первый кризис в их семье. Галина в мае месяце, ничего ему не сказав, забрала дочь и отправилась домой. Придя на обед с работы, он нашел записку от нее со словами: «Извини, мы уехали в Кирово-Чепецк, и будем жить там. А ты решай, если не приедешь к нам, то мы проживем и без тебя». Так что кризис перешел в новую фазу.

Молодость, молодость! Куда она девается, почему проходит так быстро и незаметно? А может быть это закон жизни, позволяющий мужчине быстрее избавляться от безрассудства, из охотника на женщин превращаться в более или менее постоянного семьянина, отца, а потом и деда? Женщинам также дан недолгий век молодости, позволяющий превращаться из безрассудных, порывистых девушек в рассудительных дам, мам и бабушек. В результате взаимодействия двух этих противоположных полюсов вслед за молодостью складывается хорошая зрелость мужчин и женщин, находящая свое выражение в отличных детях, то есть в продолжении рода. Не зря писал еще Леонардо де Винчи: «Приобретай в юности то, что с годами возместит тебе ущерб, причиненный старостью. И поняв, что пищей старости является мудрость, действуй в юности так, чтобы старость не осталась без пищи».    
Анатолий понял, что жена не захотела жить на Украине, а может быть, и с ним, поэтому после обеда явился на работу грустный. Две дамы отдела сразу заметили, что он как будто бы не в себе. Пришлось признаться им, что жена вместе с дочерью уехала на родину, и похоже навсегда.   
В конце октября уволился, как было положено, и в начале ноября выехал в Кирово-Чепецк, через Москву и Киров. На этом была поставлена окончательная точка жизни и труда в Донбассе. Анатолий мысленно простился со всеми, кого знал, уважал, с кем служил в Советской Армии, кого когда-то любил, или так ему казалось. Шестого ноября был уже в Кирово-Чепецке. 

Прощание с Донбассом для Анатолия было болезненным. Перед ним была полная неизвестность, как сложится новая жизнь на вятских берегах, чем он будет заниматься, чем порадуют его близкие и дальние родственники, знакомые и друзья. Приехав в Киров, он взял такси и примерно через час, был уже в Кирово-Чепецке. В доме тестя и тещи его уже ждали жена Галя и дочь Сашенька.  К тому времени у родителей жены была уже новая двухкомнатная квартира на втором этаже пятиэтажной «хрущевки». А Гале пока только пообещали квартиру на химзаводе, но, сколько ее придется ждать, никто не знал. Поэтому-то она и он остановилась у ее родителей. Понятно, что места на пять человек хватало, но он понимал, что с прибытием мебели из Донецкой области в квартире будет уже тесновато.  К тому времени брат Гали Володька служил еще в рядах Советской Армии. А если бы и он проживал здесь, то вообще была бы теснота и ссоры между сестрой и братом.

После праздников начались поиски работы. Вначале этим решила заниматься его теща, зная многих руководящих работников города. Побывала в отделении банка, где руководителем был почти что родственник Ворожцовых. Он ей не отказал, но предложил должность уполномоченного банка в большом селе крупного совхоза. Жена была категорически против этой должности, потому что село было далековато от города. Дальше теща наведалась на химкомбинат, где ее многие знали. Там, как услышали, что у зятя шахтная профессия, тут же предложили поехать в филиал завода в город Соликамск, где у них были соляные шахты. Против этого варианта также жена была против, заявляя, что они только что переехали из Селидовки, и снова ехать в какую-то дыру. Пусть ищет сам работу здесь в городе. Ходил целую неделю по организациям и предприятиям. На его пути между старой и новой частью города решил зайти на швейную фабрику. Зашел к главному инженеру, где тот сходу объявил ему, что у них есть вакантная должность инженера по научной организации труда. И так как  с НОТ был знаком и читал много литературы, то он согласился, правда, почти, что с нищенской зарплатой в сто рублей в месяц.

Работа на швейной фабрике была в целом интересной, творческой, но низкооплачиваемой. В частности, ему приходилось заниматься в основном проектной работой. Помнит, как составлял проект для всех цехов перехода от конвейерной организации труда к поточно-групповой организации, что дало фабрике значительный рост производительности труда. Кроме того, спроектировал станок для разбраковки тканей. Раньше эту работу работницы выполняли вручную. Поэтому ему было поручено придумать станок почти бесшумный, с меньшей скоростью, но удобный для работниц. И ему удалось такой станок спроектировать, который был одобрен работницами и главным инженером.  После этой удачной работы составлял генплан пристроя к одному из цехов для того, чтобы зарегистрировать эту стройку и получить под нее финансирование. Этот проект был осуществлен и до сих пор стоит на месте и радует его глаз, как его основного разработчика, когда он бывает в Кирово-Чепецке. В 1969 г. перешел на работу, которая была ближе к экономической и более оплачиваемой. Речь идет о том, что он был назначен уполномоченным областного отдела по использованию трудовых ресурсов по Кирово-Чепецкому и Просницкому районам. Местом дислокации его был горисполком города Кирово-Чепецка.
      
В 1969 г. закончил МГУ им. Ломоносова и был направлен на преподавательскую работу в Кировский политехнический институт на кафедру политической экономии. Работал ассистентом, затем старшим преподавателем. В связи с этим встала проблема переезда в город Киров, где ему дали изолированную комнату в общежитии на улице Карла Маркса, практически рядом с областной библиотекой им. Герцена и в десяти минутах ходьбы до института.  Учитывая, что комната была отгорожена и заняла часть коридора, то у них с женой получилось фактически две комнаты, одна из которых превратилась в кухню. Работа ему нравилась, хотя и была снова низкооплачиваемой. Поэтому приходилось подрабатывать в других вузах, а также в медицинском училище, которое было рядом с общежитием. Саша более или менее успешно ходила в садики, которых перебрала за три года не менее пяти детских садиков. Галя продолжала учиться в КПТИ, который закончила только в 1973 г.

В 1972 г. поступил в дневную аспирантуру МГУ. За три года обучения практически перечитал всю экономическую литературу, опубликованную и переведенную в СССР, особенно по рабочей силе, трудовым ресурсам, по труду, по демографии, народонаселению, по расселению населения, по градоустройству, по статистике. Подготовил и защитил успешно кандидатскую диссертацию. Его научный руководитель, теперь уже покойный профессор Борис Сергеевич Хорев, предлагал ему остаться после аспирантуры в его отделе в центре народонаселения МГУ. Но для этого надо было срочно жениться в Москве, что было тогда вполне осуществимо, так как одиноких москвичек с квартирами было предостаточно. И у него был вариант остаться в Москве. Дело в том, что в 1974 г. его первая  жена Галина завела на работе роман со своим начальником, и тот предложил ей выйти за него замуж. Она, долго не думая, согласилась и развелась с Анатолием 1975 г. Поэтому в 1975 г. стал вновь свободным от семейных уз человеком, и ему стало надо решать, где теперь жить, так как в комнаты, которую получил от института в Кирове в 1972 году, теперь уже не было. Бывшая жена с новым мужем, решили как-то обменять ее и его жилье, на квартиру большей площади. Поэтому возвращаться в Киров было не куда, в Москве по шапочному знакомству было трудно решиться на женитьбу. К тому времени уже обратил внимание на аспирантку то же Галину, но уже Дмитриевну Кравченко из города Куйбышева. Они с ней начали встречаться и незаметно полюбили друг друга. В результате, хотя после аспирантуры вынужден был вернуться сначала в Киров и, работая там, жить в Кирово-Чепецке, то у своих родителей, то у бывших тещи с тестем. Зарплата до утверждения диссертации была снова маленькой, поэтому его поездки на работу в Киров и обратно, да уплата алиментов на содержание Саши, сделали фактически его почти что нищим. Поэтому с трудом доработал до лета, в июне месяце они с Галиной Кравченко поженились и в августе 1976 г. он переехал в Куйбышев.

Правда, и здесь пришлось нелегко, так как у них оказалась одна комната в коммунальной квартире на три члена семьи, правда, в центре города. Устроился на работу сначала за городом в Куйбышевском сельскохозяйственном институте, так как в городе все места были заняты. Поэтому ему снова предстояло ездить на работу на автобусе. А расстояние было примерно такое же, как и от Чепецка до Кирова. Но ректор пообещал ему «выбить» кооперативную квартиру в Куйбышеве, если подпишет  обязательство проработать в КСХИ не менее трех лет. Слово свое ректор сдержал, как   в прочем, и Анатолий. В 1979 г. в августе им была получена  трехкомнатная кооперативная квартира, в которой проживают и  настоящее время.

С сентября 1979 г. прошел по конкурсу на доцента в Куйбышевском политехническом институте. Работа рядом с домом увлекала его, тем более что все домашние дела взяла на себя Юлия Матвеевна Кравченко. В результате руководство института заметило ответственную работу Нестерова, в результате ему предложили в 1986 г. возглавить самую сложную и конфликтную кафедру почти из 30 преподавателей всех возрастов. Конфликтность за первые пять лет удалось преодолеть, поэтому ректорат избирал его заведующим еще на два срока, вплоть до 2002 года. В 1999 г. из-за самоотверженной, и главное, очень нервной работы он получил инсульт, поэтому решил передать бразды правления в 2002 г. проф. Шепелёву В.М., который был принят где-то за три года до его ухода с заведующего кафедрой. За время работы заведующим ему удалось открыть вместе с проф. Бухалковым М.И. инженерно-экономический факультет в 1992 г., превратить чисто гуманитарную обществоведческую кафедру политической экономии в выпускающую кафедру в 1993 г., сначала по выпуску бакалавров экономики, затем экономистов-педагогов и потом экономистов широкого профиля по национальной экономике. За годы правления Нестеровым кафедра дважды сменила свое название, превратившись сначала в кафедру Теоретические основы экономики, затем в кафедру Национальная и мировая экономика. Это название кафедра сохраняет и поныне, хотя уже сменилось три заведующих кафедрой.

Сейчас они со второй женой уже пенсионеры, но ему предложили пока работать до 2021 года профессором все той же кафедры Национальная и мировая экономика, правда на 0,5 и на 0,25 ставки. В 2021 году попросился на заслуженный отдых, то есть стал уже неработающим пенсионером. Вот так заканчивается их с Галей жизнь. Заканчивается, понятно, не без болезней, но они с женой борются с ними. Обеим уже больше восьмидесяти лет. Так что пока шестое поколение вятского рода  Нестеровых держится, хотя уже без Валентина -  младшего брата. Но со средним братом Николаем Анатолий продолжает держать шестое пока что поколение вятского рода. 


Рецензии