Экклесия забытый смысл Церкви

  Греческое слово «экклесия», переведённое как «церковь», сегодня потеряло свой изначальный смысл. Это не здание, не организация с уставом и не духовная корпорация — а «собрание призванных из мира»: людей, объединённых не формальностями, а живой верой во Христа. В античных полисах экклесия была народным собранием свободных граждан, где решались общие дела. В Библии — собранием Божьего народа: сначала Израиля («день собрания [экклесии] при Хориве» — Втор. 9:10; Деян. 7:38), затем общины верующих, ставших «телом Христовым» (1 Кор. 12:27). 

Но сегодня «церковь» ассоциируется с иерархией, зданиями, обрядами. Христос же создал не корпорацию, а братство. Его слова звучат как вызов: «Не называйтесь учителями… ибо один у вас Учитель — Христос, все же вы — братья» (Мф. 23:8). «Кто хочет быть первым, будь всем рабом» (Мк. 10:44). Здесь нет места духовной аристократии. Власть — только у Писания, авторитет — только у Христа. 

Первая экклесия — это люди, а не структура: «Вы — род избранный, царственное священство» (1 Пет. 2:9). Это простота: никаких храмов — только «учение апостолов, общение, преломление хлеба и молитвы» (Деян. 2:42). Это ответственность: «Носите бремена друг друга» (Гал. 6:2). В малой общине лицемерию нет места — все знают друг друга в лицо. 

Но как же произошла подмена? Всё предсказуемо. Ещё апостол Павел предупреждал: «Я знаю, что, по отшествии моём, войдут к вам лютые волки, не щадящие стада» (Деян. 20:29). Пётр добавлял: «Будет у вас и лжеучители, которые введут пагубные ереси» (2 Пет. 2:1). История подмены началась после IV века, когда вера стала государственной религией, а братство превратилось в бюрократию. Появилось то, против чего предостерегал Павел: «Имеющие вид благочестия, силы же его отрекшиеся» (2 Тим. 3:5). 

Сегодня крупные деноминации часто — «окрашенные гробы» (Мф. 23:27): красивые фасады, но внутри — пустота. Священники требуют послушания, миряне боятся вопросов. Где же «царственное священство» всех верующих? Христос не заповедовал строить соборы. Он сказал: «Где двое или трое собраны во имя Моё, там Я посреди них» (Мф. 18:20). Апостолы не регистрировали общины у властей и не возводили храмов. «Бог не в рукотворных храмах живёт» (Деян. 7:48). 

Экклесия — это не общественная организация, а живое общение: за чаем, молитвой, изучением Писания. Это может быть в квартире, в парке, даже в чате — лишь бы сердца стремились к истине. Подлинная Церковь — это семья, а не система отчётов перед государством или вышестоящими инстанциями. Никто не может запретить человеку принадлежать к ней — для этого нужны только вера и совесть. «Се, стою у двери и стучу» (Откр. 3:20). Но стучит Он не в двери соборов — а в сердце каждого, кто готов услышать. 

Истинная экклесия всегда была «малым стадом» (Лк. 12:32), неприметным для мира. Она не нуждается в золотых куполах, потому что её сила — в «немощном мира» (1 Кор. 1:27). Она не требует подчинения человеческим уставам, потому что «где Дух Господень, там свобода» (2 Кор. 3:17). И если сегодня кто-то ищет Церковь — ему стоит начать не с храма, а с Евангелия и живого общения с теми, кто «любит не словом, а делом» (1 Ин. 3:18).


Рецензии
С сутью согласна, но согласитесь и вы, что соборы, храмы, церкви, часовни, монастыри - это очень красиво. Они украшают города и сельские пейзажи, являются архитектурными высотками, организующими пространство, притягивающими взор. И так приятно бывает вступить под тихие церковные своды из жаркого летнего дня или с зимнего холода - в уютное тепло, пахнущее ладаном. Я могу молиться везде, верить мне никто не мешает, от официальной религии плавно отошла, но храмы я люблю ❤️.

Надя Бирру   17.07.2025 12:07     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.