Курьезы армейской моды
К примеру, неоправданные потери офицерского состава в пехоте в свое время привели к тому, что сегодня офицер носит такой же расцветки камуфляж, как и рядовой состав, чтоб не выделяться на поле боя. Были раньше в нашей армии и свои причуды. Так, командир подразделения должен был вести за собой личный состав в атаку, показывая чудеса храбрости и героизма личным примером. А для этой цели его форма должна была выделяться на общем фоне и быть заметной для глаз подчиненных. Статистика потерь доказала нецелесообразность такой тактики ведения боя и вынудила беречь командиров, оставляя их позади своих подразделений, либо маскируя их в общей массе наступающих. Исторически военная мода допускала и свои казусы. По уставу, в царской армии офицеры могли появляться в галошах на улице не ранее, нежели дослужатся до полковника. Сегодня методы войны кардинально изменились и требуют от дизайнеров военной формы одновременного обеспечения выживаемости и удобства военнослужащих.
Как же зарождались эти особенности, исходя из требований времени?
Откуда они брались, эти модные изменения?
Например, фуражка. Головной убор подразделений для заготовки фуража, так называемых интендантских. Та фуражка, которую уже несколько веков используют в различных армиях и не дают ей кануть в лета.
Фуражка оказалась потомком знаменитого гусарского кивера, головного убора с высокой тульей. Красиво? Да. Модно? Очень. Но, для того времени, когда офицеры стремились не только обезопасить свою голову от осадков, но и выделяться в толпе или на балах. В подразделениях же для заготовки фуража такое стремление не прижилось. Неудобно было забрасывать вилами сено для лошадей в стога, находясь в высоком кивере. Согласно требованиям устава, работали в головных уборах, чтобы вовремя приветствовать проходящих офицеров отданием чести. Не маразм ли? А ведь было… Тогда именно и догадались сметливые русские солдатики подрезать кивер в половину высоты для удобства в работе. Вот тебе и головной убор под названием фуражка.
На флоте же прижился другой головной убор – бескозырка. Форменная фуражка без козырька. Элемент формы одежды матросов и старшин военно-морского флота. Непременный ее компонент – ленточки. Ленты, развевающиеся за спиной, это не просто украшения, это как письмо из прошлого, их две, как флаг памяти и флаг службы. Но какова же их длина и почему именно такая? Все просто. Когда моряку предстояло карабкаться на мачты для установки парусов, он поглубже натягивал бескозырку на голову, и прихватывал ленточки зубами, чтоб не сдуло с головы. Именно такая длина и требовалась для обеспечения сохранности убора. Не завязывать, как предполагают некоторые. Времени на это не было. А почему без козырька? Тоже просто. При подъёме моряка на мачту в открытом море бывает ветрено, козырек создает дополнительную парусность и головной убор может унести. Вот такая простая задумка! Офицеры флота же продолжали ношение фуражки. Ее козырек в некоторой степени защищал глаза от солнца и позволял вести наблюдение.
Еще одна практичная деталь гардероба моряка – его брюки. Брюки клеш появились во времена парусного флота. Брюки расширялись книзу, начиная с бедра. Форма колокола. Спереди брюк имелся откидной клапан, справа и слева на пуговицах. Ширинки не было. Ее намокшую просто не расстегнуть в воде. Такая модель брюк позволяла моряку, упавшему за борт, быстро освободиться от одежды и всплыть. Брюки сами «съезжали», стоило поболтать ногами. Цель - как можно скорее высвободиться из намокшей одежды, тянувшей моряка на дно. Особенно актуально это было в северных широтах, где время спасения шло на секунды, а низкая температура не позволяла долго находиться в воде до наступления переохлаждения организма. Вот у моряков и возникала призрачная надежда какое-то время продержаться на плаву до оказания возможной помощи.
В армии же одним из важнейших элементов формы одежды служат сапоги. В каком же роде войск они впервые появились? Правильно, в кавалерии! В отличии от заблуждающихся мнений о пехоте. Появились сапоги тоже не на пустом месте. Кавалеристы раньше некоторое время носили плотные чулки, от которых после скачки несло конским потом. Особенно пропитывалась потом внутренняя часть голени наездника. Вот и возникла необходимость обезопасить туалет конника от соприкосновения с лошадью в области голени и колена. Сапоги первоначально были высокими, назывались ботфортами, чтоб закрыть как можно большую площадь соприкосновения ноги наездника с телом лошади. В дальнейшем сапоги появились и в других родах войск, в том числе и в пехоте. По сей день мы с вами любуемся классическим видом сверкающих сапог при прохождении парадным маршем строя почетного караула. Как говаривал Жванецкий:"Зато наш почетный караул лучше всех!"
И конечно же о пилотке! В царской армии она появилась в начале 20-го века в воздухоплавательных частях. Первоначально ее нарекли «полеткой» или «перелеткой». Официальное название - полетная складная шапка. Была введена как компактный складной головной убор, удобный для ношения летчиком в кармане или за пазухой. Надевалась после полета вместо кожаного полетного шлема. Фуражка для этих целей не подходила.
Наконец о шевронах. Знаках различия на униформе. Они не несут великой смысловой нагрузки в форме одежды. Во всяком случае, не такую, как фуражка или сапоги. Но и без них мы уже не можем, привыкли. Шевроны являют собой информационно-описательную часть форменного туалета военнослужащего. Различаются шевроны и по смыслу. Служат «говорящими» знаками о самой форме, помогающими определить различия военнослужащих по роду войск, виду техники и вооружения, званию и выслуге лет, принадлежности к воинским частям, а также являющимися геральдическими символами. Могут рассказать и о ранениях. Вышли родом они, предположительно, из Китая. В России же шевроны вошли в моду при Петре 1 в виде нарукавных повязок на обшлагах мундиров. Вывел Петр как-то построенные им первые корабли на учения на Балтику в начале 18-го века. Пристальный взгляд Петра обратил внимание на характерные следы на рукавах гардемаринов. Ветер на Балтике холодный, пронизывает насквозь, от него не спрятаться. Носовые платки же не были пока еще обязательным элементом формы одежды и обихода. Вот и приходилось гардемаринам нет-нет да и терануть раз-другой обшлагом у себя под носом, чтоб не лилось… Тогда то и приказал Петр нашить на обшлага юных матросов специальные грубые нашивки, чтоб сразу нос почувствовал необходимость наличия платков. Отучил? Вряд ли… Зато след в истории оставил неизгладимый.
Далеко неполный перечень примеров эволюции элементов форменной одежды. Время постоянно диктует их изменения. Истоки их возникновения небезынтересны.
Свидетельство о публикации №225071601035