Легенды старой мельницы

- Мы все спешим за чудесами, - пел Юрий Антонов. И с ним нельзя не согласиться. Где-то там за горами высокими, за морями глубокими и природа поэкзотичней, и архитектура позаковыристей и вообще всё другое загадочное и неразведанное. А дома всё просто и знакомо, никаких тебе впечатлений.  Но стоит только копнуть поглубже - и тут же натыкаешься и на удивительные ландшафты, исторические курьёзы, байки и  легенды такие, что братья Гримм со своими сказками отдыхают.
Далеко за примером ехать не будем. Мигия- самое то место, где можно  не только перезагрузиться, но и погрузиться в мир легенд. Того, кто здесь побывал  хоть раз, тянет сюда  снова с непреодолимой силой.  Смею предположить, что всему виной мистическая  атмосфера Мигии, где  удивительно сочетается сила природы и забытые истории.  Чтобы их услышать, нужно пообщаться с лодочниками и рыбаками на берегу, у них в запасе есть такие истории, заслушаться можно, развесив уши. 
Да, Мигия - это небольшое село, но тайн и легенд хватит на половину Праги и небольшой этнографический сборник. Эти легенды — как шепот неторопливой реки: они есть, но их можно услышать только в определённые моменты. Особенно возле старых стен, где камни помнят больше, чем люди. Старые стены в Мигии тоже есть в наличии. Местный помещик у Большого Мельничего порога  выстроил мельницу. Собственно, сначала появилась мельница, а потом уже название порогов.
В народных поверьях в кузницах и мельницах  живёт нечистый дух. Всё это пошло  от чёрной зависти, потому что кузнецы и мельники на селе практически первые люди, а потом уже идут шинкари, бондари и пахари. Соответственно, завидовали селяне уровню достатка превставителям этих уважаемых профессий и предписывали, что им помогаеет копить своё состояние нечистая сила.
Помещик Скаражинский смог сколотить свои капиталы благодаря  предпринимательской жилке. Он  настроил мельниц  и маслобоен в местах бурного течения Южного Буга. К  прочим своим добродетелям он был ещё и большой эстет, и одну из мельниц пожелал выстроить в виде средневекового  замка. Осуществил он этот  проект в 1888 году. Мельница получилась высотой с современный 5-тиэтажный дом. Но и технические возможности у неё были впереди планеты всей для того времени: 3000 пудов муки в день ( это на минуточку, не хухры-мухры, а  почти 50 тонн).  Мельничное оборудование: турбины, жернова, система очистки зерна, передаточные механизмы, - все это было закуплено аж во Франции.
В  период первых пятилеток, продвигая в жизнь завет Ленина: «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны», мельницу переоборудовали в электростанцию. Это позволило обеспечить электричеством город Первомайск-на-Буге и соседние с Мигией села. В неспокойные 90-е в период экономических реформ многие мини-электростанции не выдерживали конкуренции и закрывались. Эта же судьба постигла Мигийскую ГЭС. Какое-то время здание мельницы служило административным зданием заповедника «Гранитно-степовое Побужье». А в начале нового тысячелетия  всё вернулось на круги своя.   
С мельницей Скаржинского в Мигии связана одна  легенда, которую передают из уст в уста местные жители.  Она не зафиксирована в официальных краеведческих источниках просто потому, что в Мигие нет краеведческого музея.
Говорят, что когда Иосиф Скаржинский построил мельницу на берегу Южного Буга, в её основание была заложена золотая монета — как символ надежды на вечное процветание. Но чтобы она «работала», мельница должна была никогда не останавливаться.
Когда же в начале XX века работа временно остановилась из-за паводков, по ночам в окрестностях начали слышать странные звуки — будто бы кто-то ходит по этажам, гремят цепи и шестерни сами по себе приходят в движение.
Местные старики уверяли: «То сам пан Скаржинский не может успокоиться — приходит проверять, молотит ли его мельница!» Если мельница не работает, дух помещика Скаржинского бродит по этажам, проверяя механизмы.
Позднее, когда мельницу переоборудовали под ГЭС, эти звуки прекратились. Местные опять судачат: «Электрика ему угодила — старик спит, пока свет идёт».
По слухам, в подвалах мельницы были подземные ходы, ведущие к берегу Южного Буга. Он использовался для  провоза муки по реке. В годы Гражданской и Великой Отечественной войн  - как убежище и оружейный склад. С тех пор туда никто не спускался, опасаясь обвала и привидений. На самом деле тоннель  засыпан.
Некоторые утверждают, что в окрестных гранитных скалах можно найти высеченные масонские символы — якобы помещик Скаржинский был посвящён в ложу и спрятал тайные знания в архитектуре мельницы. Но подтверждений тому нет.
Со всех сторон ( даже в реке) мельницу окружают базальтовые глыбы с багровыми разводами. Народная молва объясняет  это пролитой кровью (что было, то было), а геологи - следами, где текла раскалённая магма. Ведь возраст у этих скал солидный - более 2 млн. лет. И опять, если верить геологам, это самый древний кристаллический щит планеты Земля.  В одной из глыб можно заметить выемку, похожую на след от копыта. Согласно легенде этот след оставил дьявол, который хотел разрушить мельницу, но споткнулся о камень и вся его сила ушла в каменную глыбу.  Чем ему не угодила мельница, считающаяся обителью нечисти? Может, у них как и у людей какие-то внутренние разборки. Считается, если положить в эту выбоину  монетку — она спрячет твои беды.
Напротив мельницы на противоположном  берегу находится гора Турецкий стол. Её название пошло от большой плоской каменной плиты, которая, по поверьям, служила «столом» для турецкого паши во времена османских набегов.
Река Южный Буг в  XVI веке была приграничной. Левый берег принадлежал Речи Посполитой, а правый - Османской империи. Здесь у Турецкого стола находился лагерь   отряда янычар. Местные поговаривают, что стол «уходил в землю» каждый раз, как турки проигрывали сражение. Считается, что ранее древние скифы на этом камне  приносили своим богам  кровожадные жертвы.
За мельницей Скражинского вверх по течению, где один из рукавов Южного Буга делает поворот, можно заметить живописные развалины маслобойни 17  века, небольшой каменный арочный  мост и остатки водяного сада. Поговаривают, что в этих развалинах живёт дух старого мельника, утонувшего в реке. А белый пар, поднимающийся от воды, - это его дыхание. Ночью, стоя у стены, можно услышать, как старый мельник запускает маслобойню.
От водяного сада  осталась островная полянка, окружённая гладкими гранитными полусферическими валунами. Этот сад был местом уединения для жены Скаржинского, которую звали Домна. Она умерла молодой. Говорят, её душа осталась на любимой поляне, и, если сидеть там в одиночестве, то можно почувствовать легкое прикосновение к волосам. Но до того как стать водяным садом, на этом мини-островке собирались ведуньи для совершения обряда защиты от половодья. По удивительной причине это место действительно никогда не затапливало.
Если от развалин маслобойни идти в том же направлении, то на пути встанет хаотичное нагромождение отполированных временим и ветрами базальтовых глыб. Это Компанейская скала. По преданию, это место облюбовали запорожские казаки.
У основания скалы был разбит сторожевой лагерь. До сих пор это место называется Казацкая Паланка. На вершине Компанейской скалы запорожцы вели наблюдение за турецкой стороной. Но не поодиночке, а в дружной компании. Отсюда и название скалы. По легенде  на одной из глыб был вытесан знак казацкой сотни - круг с крестом. Но сколько я не лазила по этим камням, знака так и не нашла.
Здесь же у  собирались казацкие отряды перед походами. Говорят, скала «запоминает» шаги каждого, кто здесь стоял. Поэтому многим тяжело уйти — будто зовёт назад.
На вершине Компанейской скалы Природа создала камень, похожий на длинную лавку со спинкой и подлокотниками. Это не что иное, как Казацкое Кресло. Местные утверждают, что на нем заседала казацкая старшина. А ещё камень обладал магическим свойством:  кто садился в кресло — говорил правду, даже если хотел солгать. Оно помогало  освободить душу от лишних терзаний или определиться с выбором решения проблемы. Туда часто водили девушек на «очищение» — как обряд перед замужеством или новыми начинаниями.
В любом случае такое кресло очень нужная вещь в любом  ландшафте. Но есть только в Мигие.  Современные экскурсоводя для привлечения потоко-туристов на это место утверждают, что если посидеть в Казацком Кресле на заходе солнца и загадать желание, то оно сбудется в течение года.
Ну и как тут не вспомнить, что Мигия считается родиной легендарного казака Мамая, здесь проходил боевой путь казака-характерика  Ивана Сирка. Но это уже следующая страница истории Мигии.


Рецензии