Элита Вавилона 5

Автор оригинальной статьи: Джо Наззаро.
Дата публикации оригинальной статьи: июнь 1994 года.
Переводчик: Чёрный Ветер (то есть я).
О ком статья: актёр Джерри Дойл (Майкл Гарибальди в телесериале "Вавилон 5").
Примечание: статья содержит слова самого актёра. Очень часто они просто взяты в кавычки без пояснения, что это говорит именно он. Это не мои заморочки - так было в оригинальной статье. И никакого дополнительного выделения этих цитат, например, жирным или курсивом, там не было - просто кавычки и всё.

***

"Мой персонаж здесь по нескольким причинам, - рассказывает Джерри Дойл о Майкле Гарибальди, остроумном начальнике службы безопасности, которого он играет в сериале "Вавилон 5". - Во-первых, он снимает напряжение с помощью юмора - зрителям всё же иногда нужно давать передышку.

Во-вторых, он служит отличным противовесом командору Синклеру, которому приходится думать о гораздо большем, чем Гарибальди. Последствия решений Синклера куда серьёзнее, чем мои. Я скорее из тех, кто скажет: "Ну что, повеселимся? Давайте врежем этим отморозкам!". И хотя Синклер, возможно, и сам не прочь так поступить, его должность не позволяет ему быть столь же импульсивным, если так можно выразиться".

"В пилотном фильме Гарибальди казался мне несколько одномерным, - признаётся актёр. - Он просто выполнял свою работу, и в его образе чувствовалась какая-то незавершённость, недосказанность.

Но теперь сценарии позволяют мне раскрыть его с "юмористической" стороны, показать его как настоящего живого человека. Мы видим ситуации, в которых его защитные стены немного рушатся. Персонаж изначально был очень закрытым, "толстокожим", и ничто его не могло задеть. Но теперь в некоторых сценах можно разглядеть и более уязвимую сторону Гарибальди".

Глядя на Дойла, удобно расположившегося за столом переговоров в офисе по производству "Вавилона 5" в Сан-Вэлли (Калифорния), слово "уязвимый" в голову не приходит. Бывший инвестиционный банкир, ставший актёром, излучает жизнерадостную уверенность в себе - будто только что заключил сделку всей жизни. Для него это не столько работа, сколько вечеринка, на которую он получил приглашение.

"Сериалы - это круто! - восклицает он. - Конечно, бывают дни, когда ты устал, раздражён, и все вокруг на взводе, но это нормальные проблемы. Лучше уж так, чем сидеть дома и мучиться вопросами вроде: "А найду ли я когда-нибудь работу?".

Мне повезло, что у меня есть эта роль. Многие мечтают оказаться на моём месте, и каждое утро я просыпаюсь с радостью от того, что иду на работу. Я обожаю своё дело и людей, с которыми работаю".

Конечно, коллеги Майкла Гарибальди по "Вавилону 5" - не совсем обычные. Это Джеффри Синклер (Майкл О’Хара), ветеран войны Земли с Минбаром, ныне командор станции; Сьюзен Иванова (Клаудия Кристиан), его зам с ледяным русским характером; а также Талия Винтерс (Андреа Томпсон), местный телепат.

Что касается инопланетных гостей, то главная заноза в боку Гарибальди - посол Центавра Лондо Моллари (Питер Юрасик), стареющий пьяница и ловелас. А ещё есть коварный Г’Кар (Андреас Кацулас) и загадочная Деленн (Мира Фурлан), которая никак не может понять любовь Гарибальди к классическим мультфильмам "Warner Bros".

Человек шоу-бизнеса

Для начинающего актёра Дойла возможность ежедневно работать с такими талантливыми людьми - одно из самых захватывающих преимуществ "Вавилона 5". "Боже, есть актёры, которые успели ЗАБЫТЬ в своей жизни больше, чем я вообще знаю!

Мне очень повезло: мне платят за то, что я учусь. Я работаю с опытнейшими артистами и не трачу время, отсиживаясь в гримёрке. Я наблюдаю, как оператор выстраивает кадры, как работают режиссёры, как другие актёры играют свои сцены. Каждый день я узнаю что-то новое, просто наблюдая за людьми. Это бесценный опыт".

Как ни странно, его "уолл-стритовское" прошлое, по его мнению, помогло ему удержаться в шоу-бизнесе. "Когда-то я был банкиром, а это тот ещё шоу-бизнес. Многие великие актёры не разбираются в бизнес-составляющей, но у них есть шоу, и это главное. Я видел людей в актёрских школах (не то чтобы я их много посещал), которые очень-преочень талантливы, но не могут найти работу. Почему? Потому что они не умеют продавать себя. Так что бизнес-сторона крайне важна".

Дойл пришёл в шоу-бизнес в 1990 году и за короткое время успел сняться во множестве проектов: "Обоснованные сомнения", "Детективное агентство "Лунный свет", "Дерзкие и красивые". На театральной сцене он играл в "Смертельном стуке", "Тысяче клоунов", "Деревенской жене" и "Рок-н-ролльном Гамлете", а в кино - в "Похищенном" и "Будучи там".

Когда он получил роль Гарибальди, начальника безопасности с тёмным прошлым, "Вавилон 5" ещё не был утверждён как сериал. На "Warner Bros." решили, что нужно стартовать с двухчасового фильма, а съёмки продолжения всецело зависели от реакции зрителей.

По словам Дойла, работа над пилотом с его сложной CGI-графикой, аниматроникой и прочими техническими наворотами потребовала времени на адаптацию. "Ричард [Комптон, режиссёр] был со мной терпелив. Сначала он говорил: "Джерри, тебе нужно стоять ТОЧНО здесь". А потом это сменилось на: "Джерри, встань-ка туда". Я многое пытался освоить, и Ричард это понимал.

Знаете, мне очень хочется отметить высокую квалификацию персонала - люди, которые строили декорации, занимались освещением, аниматроникой и инопланетянами, сделали всё настолько правдоподобно, что стоило тебе выйти на площадку - и ты уже верил в реальность этого мира, напрочь забывая о том, что это всего лишь фильм".

Работу Дойлу также облегчали коллеги, особенно О’Хара и Юрасик, с которыми у него было больше всего сцен в пилоте. "Мы с Майклом репетировали материал в выходные и после съёмок. Мы не зубрили текст, а скорее разбирали: "Кто ты? Кто я?". Мы узнавали друг друга, историю наших персонажей, их травмы и прошлое. Думаю, это передалось на экране. Я взаимодействовал с человеком, а не просто произносил чужие слова. Это не было отношениями "командир - начальник охраны", "опытный актёр - новичок" или "серьёзный - бесшабашный". Мы были просто двумя парнями, которые придумали общую историю и работали над ней.

А Питер... Чёрт, да он и есть Лондо! Его нельзя описать иначе. Он вдохнул в этого персонажа жизнь. Его манеры, акцент, харизма, бравада - Питер проделал просто потрясающую работу.

Совместные сцены мы особо не репетировали - лишь обсуждали формальные и неформальные отношения между нашими персонажами, а потом просто сидели, смеялись и рассказывали друг другу истории. Когда мы выходили на площадку, эта химия и спонтанность оставались. Мы говорили друг другу: "Делай что хочешь, не бойся переигрывать. Если ты побежишь по комнате, я побегу за тобой. Упадёшь на пол, задрыгаешь ногами - я наклонюсь к тебе, и мы попробуем полностью влезть в кадр". Мы просто импровизировали и получали массу удовольствия.

Не знаю, вошло ли это в финальный монтаж, но в сцене, где все собрались на суд в зале совета, Лондо сидел за столом, полупьяный, почти засыпая - один глаз у него был открыт, другой косил в сторону. Он играл этого пьяного, еле держащегося посла, и это было просто гениально".

Чудак

К разочарованию актёров и съёмочной группы, реакция критиков на пилот была далека от восторженной. Обзоры указывали на недостаточную проработку персонажей. И это неудивительно, особенно учитывая, что из фильма вырезали почти полчаса.

Дойл неохотно комментирует эти отзывы, хотя ясно, что он не слишком высокого мнения о критиках. "Критики есть критики. У них своя роль. У меня нет ни хороших, ни плохих слов о них - это их мнение, и они имеют на него право. К тому же, я ведь тоже могу критиковать критиков: "Этот разбор - отстой, а вот этот вот - годный". Но мне откровенно не нравится, когда тебе указывают, ЧТО надо думать, а многие критики именно этим и занимаются. Просто дайте мне информацию, а выводы я сделаю сам.

Интересно было бы посмотреть, какие разгромные статьи писали критики о первых сезонах культовых сериалов, которые потом стали мегапопулярными, поставив их тем самым в неловкое положение. Я даже не представляю, что они говорили про "Весёлую компанию" или "Сайнфелд".

В каком-то смысле критики делают тебе, артисту, одолжение. Они бросают тебе вызов, заставляя становиться лучше, требовать больше от себя и своей работы. Я воспринимаю это как возможность двигаться вперёд. Хотя иногда хочется кого-нибудь ударить - это был бы первый порыв Гарибальди: "Ах так? Сейчас ты уткнёшься мордой в пол!". Но приходится добавлять немного Синклера и сдерживать эти импульсы".

Съёмки "Вавилона 5" уже в полном разгаре, но Дойл считает, что Гарибальди не слишком изменился после пилота. "Он всё тот же парень - просто теперь у него больше граней. В двухчасовом фильме, который в итоге сократили до 93 минут, невозможно раскрыть персонажа полностью. Но теперь, с развитием сериала, зрители видят героев в разных ситуациях, с разными людьми - и поэтому узнаЮт их лучше.

Гарибальди остаётся тем же циничным, бесшабашным чудаком, каким я хотел его показать в пилоте. Просто тогда на это не хватило времени".

Правда, один аспект сериала всё же изменился - актёрский состав. Продюсеры пересмотрели роли, убрав лейтенанта-коммандора Такашиму (Томита Тэмлин), доктора Кайла (Джонни Секка) и телепата Литу Александер (Пэт Толлман).

Дойл сожалеет о бывших коллегах, но надеется, что зрителям понравится новый состав. "Химия неизбежно меняется, независимо от людей. Не могу сказать, что этот состав лучше или хуже прежнего - их нельзя сравнивать. Условия совсем другие. Мне нравились те, с кем я работал в пилоте, и нравятся те, с кем работаю сейчас.

Кто знает, как сложились бы отношения, если бы те персонажи остались в сериале? Могу лишь сказать, что мне на проекте приятно работать абсолютно со всеми актёрами".
Если зрители останутся с "Вавилоном 5", его сюжетная арка должна раскрыться за пять лет. Для Дойла, который не знает, чем будет заниматься через полгода, не говоря уже о пяти годах, это долгий срок. "Через пять лет? Надеюсь, за это время я брошу курить!" - шутит он.

"Я хотел бы носить две шляпы, - продолжает Дойл уже более серьёзным тоном, - актёрскую и продюсерскую. Хочу сниматься в кино и как продюсер рассказывать истории, которые что-то значат. [Дойл недавно основал собственную продюсерскую компанию.] Есть проекты, которые мне бы очень хотелось реализовать, фильмы, в которых я хотел бы участвовать. Чем больше ты погружаешься в этот бизнес и чем больше талантливых людей тебя окружает, тем выше шансы воплотить эти замыслы. Возможности здесь безграничны".

А пока Джерри Дойл наслаждается работой над "Вавилоном 5" и возможностью постепенно раскрывать своего персонажа. "Гарибальди... Не хочу говорить, что он засранец, но он похож на парня, у которого очень плохой день. Он циник, но у него доброе сердце. Пока я учусь как актёр, он учится как человек, взаимодействуя с другими расами и людьми. Так что зрители увидят самые разные стороны Гарибальди. Мне нравится, как он написан, и я надеюсь, что зрители полюбят его так же, как я".


Рецензии