Шкатулка из яшмы

Шкатулка из яшмы.

Выбрать подарок на день рождения человеку, у которого «всё есть», — проблема сложная. Деньги дарить — банально, а редкий антиквариат может стоить баснословно дорого. Вот Игорь Петрович и мучился с подобным выбором, когда его с супругой пригласил старый друг Карташов на свой очередной юбилей. Бизнесмен Сергей был человеком обеспеченным. Имея громадный дом, престижную иномарку, постоянный доход от своей фирмы, да вдобавок обеспечив хорошим финансовым стартом своих детей, друг увлекался путешествиями. Причём как по миру, так и по России. Привозил из своих поездок разные «безделушки», узнав стоимость которых, посторонний человек мог бы получить нервный стресс. И вот что оригинального можно было бы подарить старому другу со скромными доходами писателя, Игорь не знал.
Но идею подарка ему неожиданно подкинула супруга Оксана. Она ходила на городскую выставку «Яшмовая комната» и пришла под ярким впечатлением от работы оренбургских мастеров. Показав множество фотографий, она призналась мужу, что не удержалась и в сувенирном магазине купила небольшую яшмовую шкатулку. Правда, крышечка изделия была немного повреждена, но скол можно было увидеть, если перевернуть крышку. Продавец убеждал её, что данное изделие, по его мнению, имеет историческую ценность. На дне шкатулки было выгравировано клеймо мастера. Парень не знал, кому оно может принадлежать, но убеждал супругу, что продаёт настоящий антиквариат. Что шкатулку на продажу ему принесла девушка. Мол, она осталась ей в наследство после смерти бабушки. Но ей были нужны деньги, вот она и предложила магазину выкупить предмет.
Цена оказалась немаленькой, но сумма не смертельно ударила по семейному бюджету. Да и сама шкатулка пришлась по душе писателю. Имея форму цилиндра с гладкой волнистой поверхностью, изделие на свету переливалось тёмно-вишнёвыми оттенками в сочетании с оранжевыми и зелёными цветами. Тяжёлая и холодная на ощупь, при ярком солнце шкатулка играла глубокими прожилками природного рисунка, словно в ней на самом деле была спрятана какая-то тайна из прошлого. А вот круглое клеймо Игоря Петровича удивило. Он так и не смог понять, что на нём изображено. Вроде буквы внутри, но какого алфавита? Загадочные символы вносили свою привлекательность. А для оригинального подарка шкатулка выглядела просто находкой!
Ёмкость изделия оказалась скромной. Внутри можно было поставить полулитровую банку майонеза, не более. Но шкатулка так удачно вписывалась в интерьер рабочего стола писателя, что он решил её пока оставить у себя. До юбилея было ещё две недели, а так как вопрос с подарком решился, можно было и расслабиться. Тем более завтра наступала суббота, и они с младшим братом собирались съездить на рыбалку за щуками. А, следовательно, требовалось подготовиться: подобрать блёсны и воблеры, проверить леску, приготовить одежду, да много чего ещё… Чем Игорь Петрович с удовольствием и занялся, разложив рыболовный контейнер на своём столе.
Но домашний кот Кокос решил, что и ему требуется проверить реквизит. Он не остался равнодушным к сверкающей блесне, имитирующей рыбку. Так и норовил её утащить со стола. Писатель, отобрав в очередной раз блесну у кота, почему-то сунул её не в контейнер, а в шкатулку. Тяжёлую крышку Кокос не смог подцепить своими когтями и мгновенно потерял интерес к предмету. Игорь Петрович и забыл об этом. Вспомнил он о ней уже под вечер. Но когда открыл шкатулку, то вместо блесны обнаружил внутри… небольшой кремниевый нож!
- Однако? – промолвил он, доставая необычный предмет. – Откуда ты тут взялся?
Рассматривая каплевидную форму клинка с чуть изогнутым обухом и асимметричным остриём, Игорь Петрович оценил пальцем остроту крошечных зубцов на матово-сером лезвии с прожилками медового оттенка. Деревянная рукоятка оказалась слегка залоснённой. Явно этим ножом не раз уже пользовались.
- Хм… острый, как будто недавно сделали. И пахнет… — он принюхался к тухловатому аромату, — так, как будто им мясо резали, а потом не помыли. Оксан? – позвал он жену. А когда та вошла к нему в комнату, показал ей трофей, интересуясь:
- Ты его мне подложила?
- Вот ещё! – хмыкнула супруга и, принюхавшись, заявила: — Я бы его хотя бы помыла. Ты где его нашёл?
- Да в шкатулке оказался!
- Да ладно? – не поверила жена. – И кто его подложил?
- Да не знаю я! Я туда от Кокоса блесну спрятал. Сейчас вспомнил, открыл, а там… вот он.
- Ну не кот же наш его туда засунул? – Оксана взглянула на вошедшего рыжего котяру, который, нахально запрыгнув на хозяйский стол, медленно обнюхивал нож.
- Мя-а-а! – протянул он, глядя на мужчину, высказав этим звуком свою точку зрения. Мол, это точно не он сделал.
- Странно, — удивился Игорь, рассматривая древний клинок. – Кто же тогда?
Но супруга, пожав плечами, высказала единственную, по её мнению, версию:
- Небось инопланетяне над тобой пошутили! Ты о них пишешь, вот и решили тебе подарок сделать. Может, они клинок, с какой-нибудь планеты сюда притащили.
- Или из прошлого, — предположил писатель.
- Ну или из него! – согласилась супруга. – А кстати! Тебе тоже шкатулка понравилась, так, может, мы её себе оставим, а Сергею этот нож подарим? Скажем – нашли в земле, когда ты червей для рыбалки копал.
- Хм… Возможно ты и права, но тогда зачем они мою блесну забрали?
- Так, на обмен! – оживилась Оксана! – Смотри! - Жена присела на кресло и начала развивать своё видение ситуации. – Они твою блесну отдали в прошлом, ну…, скажем, неандертальцу. А он в обмен отдал им свой нож! И теперь его племя станет ловить рыбу с помощью твоей блесны с крючками! Вот тебе готовый набросок для рассказа!
- Хм…, а что! – усмехнулся ей Игорь. – Хорошая идея! Мне нравится! Допустим, что эта шкатулка – контейнер для обмена предметами! В неё можно что-то интересное положить и получить другую вещь на обмен?
- Ну да! Жаль, что размер невелик. А то бы…
- Что?
- Может, нам прислали бы реальное яйцо динозавра или птеродактиля, небольшое, чтобы влезло?! Мы бы отдали его зоологам, пусть выводят! Ну или что там в прошлом ещё эдакого было? Вещей полезных мы вряд ли получим, промышленности там никакой не было. Мясо или рыбу – у нас и своих хватает. А вот исчезнувшие растения, птицы или животные, это было бы интересно и полезно.
- Согласен, но как им об этом сообщить? Они наши записки даже прочитать не смогут.
- Хм… не знаю. А если нарисовать? А в обмен ты им те же крючки с ножами можешь слать? Только сразу кучей не клади, а то избалуются. По одному предмету на обмен предлагай.
- То есть ты уверена, что сработает?
- Ну если нет, то ты потом рассказ или книгу об этом напишешь! – Оксана чмокнула мужа в макушку и убежала по своим домашним делам. А Игорь, крутя в руках нож, решил проверить идею супруги. На обмен он положил один из своих мощных тройных крючков. А на листке бумаги нарисовал яйцо. После чего закрыл шкатулку и отправился ужинать. Перед сном он проверил содержимое, но тройник с запиской никуда не исчезли.
- Уа-х-х, ладно! – широко зевнул он, ставя шкатулку на место. – Завтра перед рыбалкой проверю…
 
… Утром Оксана проснулась от радостного крика мужа:
- Сработало!
Да он и сам прибежал к ней, держа в руках необычное серое с зеленоватым отливом яйцо с разбросанными по нему буро-чёрными пятнами и крапинками. Оно немного превосходило по размерам куриное, но испачканное в помёте, с прилипшими к нему травинками, давало понять, что трофей настоящий и… тёплый!
О рыбалке Игорь мгновенно забыл. Он сразу же полез в интернет, чтобы найти аналог, но через полчаса его восторг поутих. Похожих яиц оказалось немало. Учёные до сих пор не пришли к единому мнению об окраске скорлупы древних существ. Да и в современном мире такой камуфляж не был оригинальным. Многие птицы начиная с гагары, имели сходные рисунки. Но сам факт, что шкатулка сработала, радовал супругов до безумия.
Трофей решили отвезти родственникам в деревню и подложить его под курицу. А вся суббота прошла под лозунгом: «Что предложить на обмен и что хотелось бы получить взамен?»
На вложенный моток лески и рисунком цветка они получили небольшой глиняный горшочек с цветком, похожим на… фиалку! Растению обрадовались, а вот горшочек озадачил. Уж очень он профессионально выглядел. Неужели неандертальцы умели работать с глиной и владели огнём? Это вряд ли! Выходило, что теорию Оксаны требуется видоизменить.
Новый вывод гласил: шкатулка работает с разными временами в прошлом. Угадать, откуда им поступит очередной «подарок», было невозможно. Поэтому супруги решили класть в шкатулку всё, что могли использовать люди, но не выдавая настоящего времени отправленного в прошлое предмета.
На тёплые вязаные носки они получили взамен женский головной убор из плотной ткани, расшитый бисером, сложенный так плотно, что едва поместился в шкатулку. Но именно этот факт дал им понять, что с «другой стороны» размер передающего устройства был идентичным.
На чайную ложку из нержавейки и рисунок с кубком они получили серебряный бокал с потёртыми гравировками. А на его дне оказалось клеймо с профилем мужского лица. Буквы стёрлись, но явно это был нерядовой мужчина.
— Ух ты! — ахнула Оксана. – Это же просто царский подарок?!
— Или украденный, — мрачно заметил Игорь. — Ладно хоть не окровавленный.
Когда в шкатулку положили небольшой фонарик и рисунок со свечой, им в обмен прислали… восковую табличку с клинописью и… отпечатком пальца.
— Вавилон? Шумеры? — Игорь тут же полез в интернет.
— Подожди, а где свеча? — удивилась Оксана.
— Думаю, они не поняли рисунка. Возможно, фонарик их напугал!
Вечером, положив шариковую ручку (в надежде получить перо), Игорь обнаружил в шкатулке свёрток из кожи. Внутри лежали: высохшая ягода (типа смородины, но незнакомая), кость с зарубками (календарь?) и глиняная фигурка женщины с ребёнком. Кусок кожи имел нацарапанный рисунок. Там были изображены люди, протягивающие руки к… шкатулке!
— Они нас видели?! — прошептала Оксана.
— Или догадались, — Игорь почувствовал мурашки. – Выходит, эта шкатулка намного древнее, чем мы думали?!
Но самой неожиданной посылкой оказалась старинная брошь. Она пришла в обмен на… банку тушёнки! Трофей представлял собой изящное золотое изделие с крупным красным камнем (рубином или гранатом), обрамлённым мелкой сканой вязью. В центре камня – крошечный двуглавый орёл, выгравированный с ювелирной точностью. А на оборотной стороне броши — клеймо мастера, выполненное вязью: «К.Ф. Верховцевъ».
Игорь Петрович на следующий день отправился к своему другу в музей, и тот подтвердил, что у них редкостная вещица.
- Думаю, вряд ли это работа Карла Фаберже, — начал рассуждать историк. - Стиль броши не совсем соответствует его фирменным «яйцам» – она проще, без эмали и миниатюр. Возможно, это работа одного из его учеников, так как клеймо содержит инициалы «К.Ф.». Клеймо предположительно Москва или Санкт-Петербург. Год стёрся, видны лишь первые две цифры – тысяча восемьсот… Мог быть Игнатий Сазиков, основатель конкурирующей с Фаберже фирмы, в 1790–1860-е годы. Его мастерская славилась русскими мотивами: двуглавые орлы, скань. Часто использовала полудрагоценные камни – гранаты, горный хрусталь. Ну или это работа малоизвестного придворного ювелира, например, Ивана Хлебникова или Павла Овчинникова. Они оба создавали парадные украшения для императорской семьи. А брошь могла быть подарком фрейлине или наградой за службу. Но Верховцев? Что-то я не помню такого мастера. Надо бы в архивах порыться. Игорь, откуда она у тебя?
- Скажем так, — забирая украшение, усмехнулся писатель, — я её выменял!
 
Домой он возвращался задумчивым, а его мозг проводил мысленное расследование: «Допустим, это голодный 1917 год. Может, последний владелец брошки – бежавший дворянин, готовый променять фамильную драгоценность на еду? Тогда шкатулка «поймала» момент отчаяния... Или это ошибка слуги? Пусть какой-то лакей перепутал «тушёнку» с консервами для императорской кухни? Хотя откуда в XIX веке знали бы про жестяные банки... И откуда у лакея такая драгоценность? Не-ет… не подходит. А если шкатулка не просто связывает времена, а «вытягивает» вещи, которые были потеряны или украдены? Брошь могла валяться в земле, а теперь «вернулась» ... Но при чем тогда тушёнка на обмен? Консервированное мясо – пища выживания. Брошь – символ роскоши. Шкатулка уравняла их ценность... Или показала, что в голод даже золото – просто металл? М-да… вопросов и предположений масса».
Но самый большой шок писатель испытал, когда вернулся домой. Кокос умудрился уронить уникальную шкатулку со стола, и при падении она раскололась на несколько частей. Игорь Петрович от подобного стресса чуть не словил инфаркт. Когда это произошло, Оксана тоже не смогла сказать, она была на работе. Кроме кота, в квартире никого не присутствовало, а по его поведению писатель понял, что Кокос кого-то сожрал. Видимо, в финальной посылке им прислали нечто живое. Но они сами виноваты, такую вещь оставили без присмотра. Шкатулку склеили, но та перестала совершать обмен.
Из «древнего» яйца чуть позже вылупился птенец чернозобой гагары. Так что из трофеев у них на память остался лишь кремниевый нож, цветок, восковая табличка с костью и статуэтка. Потом ещё головной убор, который никуда не наденешь, и брошка. Серебряный бокал они подарили Сергею на юбилей. Именинник очень ему обрадовался, пожурив друзей за такой «дорогой» антикварный подарок! Высушенную ягоду жена решила замочить и посадить в горшок, может, что и вырастит из неё. А брошку планировала надевать на редкие торжественные приёмы.
Шкатулку же Игорь Петрович оставил у себя на столе, надеясь, что, может быть, со временем она заработает вновь? Ведь надежда всегда «умирает последней» …


Рецензии