Концепция триадной индивидуальности

О строении и функционировании внутреннего мира человека

Человек представляет собой сложнейшую, высокоорганизованную психологическую систему, безпрецидентную для остального животного мира, способную к саморазвитию и самотрансформации.
«Ядром» этой системы является нужда (концепция С.Д.Максименко) как уникальное информационно-энергетическое свойство человека.
Упрощенно можно сказать, что нужда – это энергетический заряд с информационным кодом.
Однако, в отличие от автора указанной концепции, мы считаем, что нужда имеет не дуальную (социально-биологическую), а триадную (био-социально-духовную) природу и проявляется через противоречивое единство трех энергетических потоков – источников активности: биологическая природа нужды обнаруживает себя в проявлениях спонтанно-инстинктивной активности; социальная – адаптивно-нормативной активности; духовная – преобразующе-творческой активности человека.
*Таким образом, понятие «духовное», в нашей интерпретации, не имеет четкой привязки ни к религиозным, ни к нравственным аспектам бытия человека.
Результатом воплощения этой энергии в различных актах жизнедеятельности, становится формирование все новых и новых психических образований, которые структурируясь вокруг энергетически заряженного ядра (нужды), выстраиваются в уникальную систему – человеческую индивидуальность.
Условно в ней можно выделить три подструктуры: Биологическое Я (которое «заботится» о сохранении и продолжении жизни); Социальное Я (которое «стремится» к максимально комфортному существованию в системе социальных взаимоотношений) и Духовное Я (которое «стремится» к наиболее полному раскрытию внутренних потенциалов человека, к утверждению его уникальности, а также, на более поздних этапах развития, – к гармонизации внутреннего мира, т.е. к более эффективному и конструктивному взаимодействию между подструктурами триады.
Таким образом, про силу Биологического Я можно судить по уровню общего энергетического потенциала субъекта, про силу Социального Я – по уровню адаптивных его возможностей, про силу Духовного Я – по уровню развития творческих способностей человека, а также по его готовности и способности к самоактуализации в мире.

В основе проявлений активности каждой из подструктур индивидуальности человека лежат определенные метапотребности (динамическая концепция личности Д.Н.Хломова, разработанная на основе идей С.Шона): в основе активности Биологического Я – метапотребность в безопасности; в основе активности Социального Я – метапотребность в привязанности, принятии и принадлежности; в основе активности Духовного Я – метапотребность в свободе персонального действия (манипуляции) с внутренними и внешними объектами.

Общим показателем «здорового развития» является возможность перехода от одной метапотребности к другой, т.е. гибкость контакта, возможного при условии относительного «здоровья» каждой из подструктур, что обеспечивает возможность их конструктивного взаимодействия.
Показателем «здоровья»/зрелости биологической подструктуры является толерантность к неопределенности; показателем «здоровья»/зрелости Социального Я – толерантность к потерям; показателем «здоровья»/зрелости духовной подструктуры человека выступает толерантность к неудачам.
Мы также считаем, что проявления определенной подструктуры могут отражать разные потребности, например, проявления биологической подструктуры (эмоции, телесные ощущения) могут отражать как ее собственную потребность (потребность в безопасности), так и потребности других подструктур – социальной (потребность в привязанности, принятии, принадлежности) или духовной (потребность в свободе персонального действия с внутренними и внешними объектами). Таким образом структуры помогают друг другу лучше выразить и донести свои потребности до сознания самого человека или окружающих его людей.

«Болезнь» – это чрезмерная фиксация одной из подструктур на своей потребности, приводящая к неконструктивному взаимодействию внутри триады и, как следствие, – к потере функции Ego, отвечающей за осознанность и свободу выборов, т.е. к потере возможности творческого приспособления.
«Болезнь» Биологического Я – шизоидная психопатия (фиксация/фрустрация потребности в безопасности, сопровождаемая нарушениями функции Id); «болезнь» Социального Я – невротическая зависимость (фиксация/фрустрация потребности в привязанности, принятии и принадлежности (при нарушении функции Personality)); «болезнь» Духовного Я – нарциссический эготизм (фиксация/фрустрация потребности в свободе персонального действия с внешними и внутренними объектами (Д.Н.Хломов)).

__________________________________________

Таким образом, мы предлагаем целостный подход к человеческому существу, одновременно охватывающий сенсорно-аффективную, интеллектуальную, и духовно-творческую его составляющие.
Он благоприятствует установлению подлинного контакта между людьми, развитию творческого приспособления организма к окружающей его среде, а также осознаванию тех внутренних механизмов, которые часто толкают нас на повторение одних и тех же стереотипов в поведении; выявляет процессы блокировки и «обрывы» в нормальном протекании цикла удовлетворения наших потребностей (цикла контакта); снимает «маски» с наших избеганий, страхов, запретов и иллюзий.
Речь идет не о понимании, анализе или интерпретации событий, поступков и чувств, а, скорее, о поощрении глобального осознавания того, каким образом мы функционируем и как интегрируем наш актуальный опыт.
Мы предлагаем не понять, не научиться, а экспериментировать, чтобы максимально расширить наше жизненное пространство и свободу выбора, попытаться уйти от детерминизма окружающей среды и обусловленности нашим детством, ведь только тогда мы оказываемся способными найти собственное пространство для проявления свободы и ответственности.
М-ТРИ нацеливает на поиски внутренней гармонии своего глобального бытия-в-мире (экзистенция как «открытая возможность») с целью обнаружения и укрепления собственного пространства свободы, развития собственного оригинального стиля жизни. Он побуждает лучше узнать и принять себя таким, какой вы есть на самом деле, не принуждая себя к изменениям в соответствии с некой идеальной «образцовой моделью».
«Именно в тот момент, когда я принимаю себя таким, какой я есть, я становлюсь способным изменяться» (К.Роджерс, 1956).
Цель любой психотерапевтической интервенции состоит не в преобразовании внешней ситуации, не в изменении внешнего окружения, других людей или хода событий, а в преобразовании внутреннего восприятия происходящих фактов, их взаимосвязей, значений.

2013

https://www.b17.ru/article/311320/


Рецензии