5. Исследователь и Последователь
И нередко так происходит, что к 30 годам человек перестаёт активно развиваться. Он про-сто продолжает жить, опираясь на уже сформированные взгляды, плывёт по течению, и если изучает что-то новое, то только по необходимости.
Но всё, что перестаёт развиваться, неизбежно начинает деградировать. Точно так же, как мышцы тела атрофируются без физических нагрузок, умственные способности без усилий, размышлений, обучения новому начинают постепенно угасать. С возрастом это приводит к ухудшению памяти, к снижению аналитических способностей, к страху перед новым, к отрыву от современных реалий и, в конце концов, к утрате ясности и к старческому слабоумию.
Поэтому лучше, когда человек сформировал для себя ценности и мировоззрение, в которых заложены большие смыслы и цели, выходящие за рамки одной жизни — тогда ему всегда будет ради чего жить, к чему стремиться, ради чего развиваться в рамках выбранного пути, сохранять мотивацию и интерес к жизни.
Но и здесь возможны нежелательные последствия: сосредоточившись на чём-то одном, человек становится закрыт ко всему остальному. Он бьёт в одну точку, углубляется и может добиться больших успехов в выбранном направлении, но при этом может потерять широту взгляда. Это ведёт к консерватизму, предвзятости, зашоренности, односторонности, а иногда — и к фанатизму. Такой человек уже не хочет слышать ничего, кроме того, во что верит.
Эту позицию в познании можно назвать «Последователь» — тот, кто выбрал один путь и твёрдо ему следует.
Противоположная позиция — «Исследователь». Он, как и в юности, всегда остаётся открытым для нового, всегда готов учиться. Его не пугает необходимость менять свои взгляды. Его цель — не быть правым, а приблизиться к истине. Он не боится того, что его представления окажутся ошибочными. Напротив, он ищет критику, чтобы проверить свои взгляды на прочность и при необходимости обогатить их, скорректировать или в целом изменить свою точку зрения на более верную. Он не держится за убеждения как за собственность. Ему важен сам процесс познания.
Он понимает, что реальность бесконечно сложна и что познание не может быть завершено. Для него учёба — не этап, а образ жизни. Он не предвзят, не категоричен, не считает, что только он прав. Для своих представлений он всегда оставляет долю здорового скептицизма. Он допускает, что другие могут быть ближе к истине, чем он сам — и это не повод спорить, а повод у них учиться.
Эти два подхода можно соотнести с двумя направлениями познания.
Последователь — это тот, кто выбрал приоритетную область и сконцентрировался на ней. Это путь развития мастерства и углублённого изучения, это то, что соответствует вертикальному направлению познания.
Для Исследователя же характерно горизонтальное направление. Он расширяет свои взгляды, ищет новое, сопоставляет разные идеи.
И, как мы говорили, важны оба направления познания, соответственно важны обе позиции — Исследователя и Последователя.
Исследователь приносит новое, актуальное, гибкость и широту. Горизонтальное направление может изменить, скорректировать и обогатить наши приоритетные области познания.
Последователь даёт глубину развития, а наработанный опыт и устоявшиеся взгляды позволяют крепко стоять на ногах.
Если мы станем только Последователями — мы рискуем превратиться в фанатиков.
Если только Исследователями — то станем поверхностными, вечно ищущими, но ни в чём не достигшими подлинной глубины.
Истинное развитие — это союз двух начал: опора на опыт и стремление к новому, умение защищать свои взгляды — и готовность подвергнуть их сомнению. Мы должны держаться убеждений — но быть готовыми их изменить ради большего и лучшего.
Свидетельство о публикации №225071601361