Не ищи мудрость вне себя, или Сокровищница Мацзу
В чем диалектичность? Диалектичность в том, что если ты рассмотрел это внутри, открыл дверь в свою «сокровищницу», то она теперь не закрывается. Но содержание твоей сокровищницы — это не только то, что у тебя на стенках мозга, это я уже смеюсь, черепной коробке, записалось — …в сознании… Но это все книги, все высказывания, вся информация, наработанная человечеством — вся бесконечная… все бесконечное богатство… — оно находится внутри твоей «сокровищницы», и если ты вошёл в «сокровищницу»… — другие даже просто дверь открыть не могут туда… — а если смог, то читай, что хочешь! мало того, даже ты если будешь читать что-то там искаженное переводом или включающее фрагменты глупости — ты будешь видеть, где фрагменты глупости, где искажение переводом… — то есть ты будешь видеть суть.
Это и есть «не искать мудрость вне себя», потому что — ну как-то так… потому что…
«Себя это означает «весь мир, все Бытия». В том случае, когда ты открыл дверь в «сокровищницу» — «себя» включает всё.
И, наоборот, если ты не вошёл туда, не открыл туда дверь, то читай сутры, заглядывай себе вовнутрь — нихрена ты не поймёшь и не увидишь. Это всё равно, вспомним древних китайцев, что искать «рога на голове зайца» или «волосы на панцире черепахи», или:
Вошёл — и всё «внутри», все твоё. Не вошёл — всё «снаружи», даже то, что внутри.
А вот как попасть туда, «внутрь» – это извини. Магия. Невозможно достичь ануттара-самьяк-самбодхи, так говорит Будда в Алмазной сутре. Нет никакого способа обрести ануттара-самьяк-самбодхи. И не потому что его не существует, — оно существует, и не потому что нет тех, кто его обрел, — они существуют, но при этом нет никакого способа достичь его. Понимаешь? Не понимаешь? Поэтому Будда говорит формулу — (которую, кстати, не понимает Хуэйхай) — Будда, Дхарма, Сангха — «Три сокровища», опираюсь на которые, ты можешь обрести «то, чего нет никакого способа обрести».
Диалектика — это не высказывание француза из Матрицы: «Хочу глаза Пифии, слышал, что их нельзя забрать, их можно только получить». Это детская задачка, а вот как «обрести то, что принципиально обрести нет никакого способа» — это задачка уже для взрослых.
_____
О «сокровищнице», Мацзу и Хуэйхае
цитата:
1
Когда Хуэйхай впервые прибыл в Гянзи засвидетельствовать своё почтение Мацзу, последний спросил: «Откуда ты пришёл?»
«Из Монастыря Великого Облака в Юэчжоу», — ответил Хуэйхай.
Мацзу спросил: «Что ты надеешься получить придя сюда?»
Хуэйхай сказал: «Я ищу здесь Дхарму Будды».
На это Мацзу ответил: «Вместо того чтобы смотреть на сокровищницу, которая, по сути, твоя, ты покинул дом и забрёл далеко в своих странствиях. Для чего? У меня здесь нет абсолютно ничего. Что такое эта Дхарма Будды, которую ты ищешь?»
После этого Хуэйхай упал ниц и попросил: «Пожалуйста, скажи мне, на что ты намекнул, когда сказал о сокровищнице, которая, по сути, моя?»
Мацзу сказал: «То, что задало вопрос, и есть твоя сокровищница. В ней есть абсолютно все, что тебе нужно, и нет никакого недостатка. Ты этим можешь свободно пользоваться, так зачем этот тщетный поиск чего–то за пределами тебя самого?»
Как только эти слова были сказаны, Хуэйхай испытал великое Озарение и осознал своё собственное сознание! Вне себя от радости, он поспешил выразить свою благодарность, снова упав ниц.
(с)
ЗАПИСИ ЦУНЦЗИНА БЕСЕД ЧАНЬСКОГО МАСТЕРА Хуэйхая, ИЗВЕСТНОГО ТАКЖЕ ПОД ИМЕНЕМ ВЕЛИКИЙ ЖЕМЧУГ.
Собрание бесед, записанных монахом Цунцзином монастыря Хуаянь в городе Ю
Александр Клейн
16 июля 2025 г.
Илл.: Не ищи мудрость вне себя, или Сокровищница Мацзу. Кл.&AI. 16.07.25
Хуэйхай. Понимает, но есть специфика
http://proza.ru/2025/07/16/1681
«Алмазная сутра»
http://klein.zen.ru/old/Almaz.htm
ДЗЕН
http://proza.ru/2025/02/25/1892
Глаза Пифии и Природа сознания
http://proza.ru/2025/07/01/2018
Мастер дзен Ольсон и цыганка
http://proza.ru/2022/08/25/1520
Свидетельство о публикации №225071601653