Студентки

1.

 31 декабря 1981 года был рабочий день. Я работал тогда инженером учебной лаборатории, которая располагалась в Большом зале Юсуповского дворца на Фонтанке. Кстати, заседания кафедры проводились в будуаре княгини Юсуповой. Но это отдельный рассказ.
Так получилось, что в этот предпраздничный день я был в лаборатории один и занимался пайкой какой-то схемы. В дверь Большого зала позвонили. Я открыл. Вошла студентка в шубке и меховой шапке.

- Владимир Владимирович Денисов сегодня назначил мне пересдачу зачета.

- Он скоро подойдет.

- Вот я готовилась три дня, а он мне в понедельник зачет не поставил. Сказал, что я ничего не знаю. Назначил сегодня. Опять будет валить сложными вопросами! Пожалуюсь на него в деканат! Сколько можно! Он ко мне постоянно придирается! - возмущенно и громко сказала девушка.

- Не надо себя так настраивать! Завтра Новый Год, настроение уже не рабочее. Поставят вам зачет, только ведите себя спокойно, не шумите и не качайте права. Подумайте, охота преподавателю с вами возиться? Задаст пару простых вопросов и сделает запись в зачетку, - попробовал успокоить студентку я.

Вроде подействовало. Девушка посмотрела на часы:

- Вы так думаете? Тогда хорошо. Сейчас 15.36. Мне назначено на 16.00. Еще нужно зайти в седьмой корпус. Я буду здесь в условленное время.

Студентка ушла. А через пятнадцать минут появился Владимир Владимирович.

- Сергей Николаевич, студентка Шапкина не приходила? Очень вредная девица. Знаний нет, а гонора много. Чуть что - пишет жалобу.

- Владимир Владимирович, а вам нужно на нее тратить нервы и время? Вас дома ждут. Новый Год совсем скоро. Задайте ей простейший вопрос, поставьте зачет и забудьте этот кошмар в юбке.

- А знаете, вы правы. Я так и сделаю. Спасибо за хороший совет.

Доцент Денисов В.В. вел курс «Теория автоматического управления». В расписании занятий у деканата для сокращения  предмет назывался «ТАУ».

Я ушел паять свою схему. Очень хотелось не оставлять на следующий год незаконченной эту работу. Задвижку двери открыл до этого, зная что скоро приедет скандальная барышня.
Спустя небольшое время я увидел, что Шапкина беседует за столом с В.В.

- Ну, вот и  хорошо, - подумал я и продолжил свою работу.

И тут услышал крик, переходящий в женский визг:

- Вы издеваетесь надо мной, задавая такие вопросы. Я прямо сейчас пойду в деканат и пожалуюсь на то, что вы меня специально хотите завалить по своему предмету!

Студентка с красным лицом схватила свою шапку и шубку и выскочила из зала.
Я спросил опешившего Владимира Владимировича:

- Простите за любопытство, что вы ее спросили?

- Да, сущую ерунду — как расшифровывается «ТАУ»! Хотел после ее ответа на этот простой вопрос сразу поставить ей зачет. А она устроила скандал на ровном месте. Не понимаю зачем.

Я вспомнил старый анекдот про экзамен в школе прапорщиков. Экзаменатор говорит:

- Тем, кто знает, как меня зовут — пять. Тем, кто скажет название предмета — четыре.
Тем, кто знает какого цвета учебник — три.
 
Восхищенный шепот из задних рядов:

- Во, валит, гад!

Дело не в сложности или простоте заданного вопроса. Проблема в непреодолимом желании устроить скандал по любому поводу.


2.

В Большом зале на двух рядах столов были установлены микроскопы и зондовые установки для исследования интегральных схем. Студенты наблюдали в окуляры полупроводниковые пластины, полученные на разных этапах производства. Я — молодой инженер помогал доценту Всеволоду Ефимовичу Лохматому проводить лабораторные работы. Мне приходилось многократно проходить между рядами столов, чтобы подойти к студентам, у которых возникали какие-либо проблемы. На повороте у окна одна студентка закрывала почти весь проход, стоя в наклонном положении и глядя в микроскоп. Протиснувшись между соседним столом и девушкой в очередной раз, я автоматически решил извиниться (как в трамвае):

- Простите, девушка, у вас тут такое место.

Я имел в виду неудобное для меня узкое место в проходе между столами.
Девушка повернулась ко мне. Лицо ее покраснело за секунды, поскольку она подумала о  своём выдвинутом в проход «месте».
И тут вся группа почти синхронно засмеялась.

Каждый понимает в меру своей испорченности.

3.

Для лабораторных работ по курсу «Схемотехника ЭВМ» были приобретены в Зеленограде стенды, на которых с помощью коммутации проводами студенты могли собирать и исследовать простые схемы. Особенностью этих стендов были встроенные блоки питания с защитой от короткого замыкания. Не доверяя рекламе, я лично проверил эту защиту и убедился, что она выполняет заявленную функцию.
Вот уже четвертая группа студентов работает на стендах. В группе примерно половина девушек. Третий курс. Две веселые студентки собирают схему счетчика Джонсона. Я подошел, поинтересовался все ли понятно в задании.

- Да, все понятно! - ответила блондинка.

 Методические указания были свежие, еще пахли типографской краской. Я писал их, тестируя стенды, и мне было интересно, насколько доступно для студентов все изложено.
Занятия проходили в Большом зале Юсуповского дворца на Фонтанке, где размещались тогда учебные лаборатории кафедры.
Зазвонил телефон.

- Вас к телефону. Заведующий кафедры! - обратилась ко мне секретарь.

Секретарь сидела за шкафами, и я прошел туда. Разговор длился примерно три минуты.
Когда я вышел к студентам, то увидел густой дым из лабораторного стенда. Я подбежал и выключил питание. Вскрыл крышку стенда и увидел, что на трансформаторе блока питания пузырями плавилась краска. Стоял запах горелой изоляции.
Я повернулся к студенткам и увидел испуганные круглые глаза девушек. 

- Расскажите, как у вас это получилось? Что вы сделали? Наказывать не буду, даже пятерку поставлю, если честно расскажите, — полюбопытствовал я.

- Мы ничего не делали. Оно само! — испуганно ответила брюнетка.

Я понял, что от них ничего не узнаю. После занятий я целый час ломал соседний стенд ошибочными подключениями. Но, увы, ничего не задымилось.

«Видимо, не всем дано» - решил я. И был прав  -  несколько последующих лет не привели к подобным эффектам.


4.

На экзамене очень серьезная студентка с комсомольским значком на груди закончила ответ на вопросы.

- Хорошо — сказал я и протянул студентке ее зачетку.

- Вы неправильно мне поставили оценку! Не справедливо! — возмущенно заявила девушка.

- Вы считаете, что заслуживаете оценки «отлично»?

- Я знаю на «удовлетворительно»! А не на «хорошо»!

- Идите домой, Иванова, и не морочьте мне голову, пока я не рассердился,— улыбнулся я.


5.

Студентка молча смотрела мне в глаза.

- Слушаю ваш ответ на первый вопрос билета, — сказал я

- Не знаю!

Я задал наводящий вопрос и мгновенно услышал:

- Не знаю!

Еще простой вопрос и снова:

- Не знаю!

- Как вас зовут?

- Не знаю! Ой….  - она густо покраснела.

- Вот видите: вы отвечаете, не слушая вопрос, не задумываясь. Давайте, попробуем еще раз, — сказал я.

С тех пор, как вузовские чиновники придумали брать деньги со студентов за пересдачу, я не поставил ни одной оценки «неудовлетворительно».


6.
 
Консультация к экзамену «Схемотехника ЭВМ» была назначена на пятницу. Я вышел из квартиры и спустился на первый этаж. Там стояла группа жильцов и пыталась открыть входную дверь подъезда. Кнопка открытия не работала.
Не люблю опаздывать. Я поднялся на один лестничный пролет, открыл окно и вышел на козырек подъезда. Высота до асфальта была метра 3, если не больше. Я был в костюме и опасался испачкать его или порвать при приземлении. И все-таки молодость победила все опасения, и я прыгнул вниз. Приземлился удачно, сгруппировался. Замок снаружи открылся легко — набором кода. Пленников двери освободил.
В институт прибыл вовремя. Вошел в аудиторию и удивился, что вся группа в пятницу в жаркий летний день пришла на консультацию. Это была Х12 группа, состоящая из 13 девушек. Сначала их было 25, но на третьем курсе осталась почти половина. Больше отчислять было нельзя — пришлось бы закрывать группу. Все были иногородние и большие знаменитости. Их отряд проводников часто показывали по телевизору.
Консультация длилась долго, студентки хотели услышать ответы на все вопросы билетов от преподавателя. Молодой доцент подробно рассказывал.

- А как определить номинал резистора в схеме, которую вы изобразили на доске? - спросила одна девушка.

- По закону Ома

- А не могли ли вы напомнить этот закон?

Я удивился вопросу про известный любому выпускнику школы закон и спросил:

- А в каком виде напомнить, в интегральном или дифференциальном?

Мой вопрос вызвал нешуточный испуг. Вся группа замерла в ожидании.
Я подошел к доске и написал известную формулу закона Ома в интегральном виде.

« Не шути с женщинами …», - вспомнил я изречение Козьмы Пруткова.

* * *

Экзамен в субботу затянулся. Я задавал вопрос, слушал ответ и старался добавить недостающее подробно, чтобы материал отложился в головах студенток, хотя бы на экзамене.
Командир стройотряда - бойкая девица четко и уверенно отвечала на все вопросы. Я поставил ей «отлично». А когда она ушла, до доцента дошло, что ее схема на оставленном на столе листке — полная ерунда. Я засмеялся в душе:

- «Раз сумела убедить, значит оценку заслужила!»

Последняя девушка, получив свое «удовлетворительно», уже уходила и, вдруг остановилась с зачеткой в руках возле двери:

- Сергей Николаевич! Ну, если честно, мы дуры! Но вот вас очень жалко — столько времени на дур потратили!

Она грустно улыбнулась и, не дожидаясь ответа доцента, вышла из аудитории.

7.
 
Наконец, мне дали помощника. Аспирант Игорь пришел принимать экзамен.
Пока я беседовал с первым студентом, Игорь успел поставить «удовлетворительно» трем студенткам. Это вызвало мое беспокойство, ведь Игорь до этого не принимал экзамены.
Я подошел к Игорю и попросил его выйти со мной на минуточку.
В коридоре спросил помощника:

- В чем дело? Почему ты быстро так ставишь тройки? Я знаю этих студенток, лекции не пропускают, на лабораторных справляются! Ты слишком быстро оцениваешь, а на экзамене надо фактор волнения учитывать и спорные вопросы решать в пользу студентов!

- Сергей! Ну, ты видел этих девиц! Они же толстые!

- А какое отношение имеет их внешность к моему предмету?

- Да самое прямое! Толстая, значит у нее со здоровьем не в порядке! А значит и с головой плохо!

- Игорь, ты, наверное, ждешь, что я сейчас тебя выгоню, и ты легко освободишься, напугав меня своей философией. Но, ты просчитался. Ты будешь принимать экзамен и не дурить, иначе я очень сильно тебя огорчу — сердито сказал я и направился в аудиторию.

Я никому не рассказывал об этом инциденте, но Игоря больше никогда мне в помощники не присылали. Видимо, кому-то еще так «помогал».


8.

Однажды, когда я был аспирантом, я помогал Всеволоду Ефимовичу Лохматому принимать экзамен по курсу «Микропроцессорные системы».
Надо сказать, что условия проведения этого экзамена были весьма интересные.
Всеволод Ефимович сказал студентам:

- Во время подготовки можно пользоваться любой литературой. Можете даже привести персонального консультанта. Но отвечать за выбранное решение придется лично.

Мне он пояснил:

- Мы готовим инженеров, а не «зубрилок». Если человек не занимался этим предметом систематически и серьезно, на экзамене никакая шпаргалка и книжка ему не смогут заменить настоящее знание и понимание!

 Время подготовки прошло. Всеволод Ефимович пригласил первого студента. Я спросил, кто готов отвечать. Две девушки, сидящие за одним столом, одновременно подняли руки. Я подсел к ним.

Студенты меня не знали. Пришел молодой мужчина, который возможно далек от предмета. Его могли просто направить в помощь, чтобы был второй экзаменатор.

Первая девушка начала быстро и уверенно отвечать первый вопрос билета, но совершенно не по теме и технически неграмотно.
Я кивнул головой и сказал, что хочу послушать вторую студентку. Та, с умным видом уверенно несла похожую ерунду.

- Могу поставить вам  «удовлетворительно», - сказал я.

- Да вы что! Мы ответили на «отлично»! Все по лекциям!

Я посмотрел на Всеволода Ефимовича. Он увлеченно беседовал с молодым человеком, в нашу сторону не смотрел.

- Если так, то вы пойдете отвечать к лектору и изложите ему все по правильным конспектам. Я у вас экзамен не принимал, мы просто беседовали на другие темы. Договорились?

- Извините, вы правы, лектору нам не сдать! Тройки нас устроят, — заявила девушка с короткой стрижкой, переглянувшись с подружкой.


9.

Занятия в учебной лаборатории закончились. Студенты уходили из Большого зала Юсуповского дворца. И тут я заметил, что меня ждут две девушки. Наташа и Оля не пропускали мои лекции и проявляли неподдельный интерес к специальности. Очень старательные и способные девушки. Спортсменки.
Я приблизился к ним и вопросительно улыбнулся. Наташа подошла ко мне вплотную, так что почти коснулась меня высокой грудью.

- Сергей Николаевич, мы хотели бы записаться к вам на дипломное проектирование!

Я сделал шаг назад, но девушка приблизилась ко мне снова почти вплотную. Я, конечно, понимаю, что каждый человек выбирает для себя дистанцию в разговоре, но мне она показалась слишком короткой. Я опять отступил и спросил:

- А чем бы вы хотели заниматься? Есть задумки?

Наташа опять придвинулась ко мне, а отступать было уже некуда. Спиной уперся в шкаф.
Я не подумал ничего плохого. Наташа была младшей сестрой лучшей подруги моей жены. И кроме того, я ранее заметил, что она на такой же короткой дистанции общалась и с другими людьми. Видимо, так ей было комфортно.

Будучи молодым преподавателем, я замечал, что некоторые девушки строили мне глазки, пытались показывать, как бы случайно, некоторые интересные части своего тела. Пару раз даже мне демонстрировали выпавшую из открытого платья грудь. Потом мне рассказывал завлаб, что ему жаловались приватно, что доцент все видит, улыбается, и ничего не предпринимает. Но с Наташей был не тот случай, это было видно по ее поведению. Я мог не беспокоиться.

- Нас интересуют разработки чего-нибудь на микропроцессорах. И схемы и программы, — ответила Наташа. Ольга кивнула.

Девушки были студентками третьего курса и пришли записаться ко мне на диплом, защита которого после пятого курса. У меня обычно было шесть дипломников по учебной нагрузке.
И с третьего курса уже записались четверо молодых людей. Поэтому я ответил:

- Хорошо, я вас беру. Будем работать. Тему уточним в процессе, у нас еще два года есть на это.

- Спасибо. Мы не подведем, — сказали радостно девушки.

На пятом курсе перед защитой диплома была запланирована последняя консультация с руководителем, на которой студенты репетируют свою защиту, читают подготовленный доклад. Так получилось, что мне было неудобно в назначенный день ехать на кафедру. День был такой, что попадаться на глаза начальству было опасно, могли отправить в командировку в филиал института. Разведка доложила.
Мои раздумья прервала теща:

- Пригласи студентов домой, тут проконсультируй!

- Не удобно, Людмила Михайловна. Есть две девушки, — ответил я

- А ты назначь одно время всем шестерым, да, и если что, я же тут дома буду.

Я позвонил студентам и назначил встречу.
В назначенное время раздался звонок. Теща была на кухне. Я открыл дверь и впустил в квартиру Наташу. Дипломница вошла в комнату и смутилась, что никого нет.

- Вы первая. Давайте приступим. Речь подготовили? - сказал я

Девушка прочла по памяти свой доклад. Я слушал и смотрел ее плакаты на листах ватмана.

- В целом все хорошо. Если что-то забудете, не останавливайтесь. Пропускайте забытое и говорите дальше. Никто, кроме вас, не знает, что вы планировали рассказать. А пауза или просьба начать доклад сначала, производят плохое впечатление у слушателей. Если у вас нет ко мне вопросов, то вы свободны. Отдыхайте, в понедельник у нас волнительный день.

Я проводил слегка удивленную быстрым завершением консультации дипломницу до двери. Другие студенты немного опаздывали. А теща коварно затихарилась на кухне.

После того, как ушли пятеро опоздавших студентов, моя озорная теща вошла в  комнату из кухни и говорит:

- Первая девушка, слышала я по голосу, испугалась, что пришла одна и никого нет!

- Вы могли бы и появиться или посудой погреметь!

- Ха, ты бы мог сделать свирепое лицо и рявкнуть: «Ложись!»! Интересно, как она бы себя повела?

- Да, ну вас! Придумаете тоже. Девушка и так волнуется перед зашитой диплома. Вот мне интересно, вам бы понравилась подобная шутка в бытность студенткой?

Теща засмеялась:

- Обед готов. Извольте к столу.

Наташа и Ольга, как и остальные мои дипломники того года, защитились на «отлично».


Рецензии