Лина Кавальери 1874 кинозвезда

Лина (Наталина) Кавальери Lina Cavalieri (1874-1944) • 69 лет - известная итальянская оперная певица (сопрано) и актриса, прославившаяся не только своим вокальным талантом, но и красотой, которая сделала ее одной из первых топ-моделей. Звезда «прекрасной эпохи». Всего фильмов: 7, (1914 — 2004).

Супруги:
Aleksandr Beriatinskij (умер)
Giovanni Campari
Robert W. Chanler
Люсьен Мураторе (развод)

В 1908 году впервые вышла замуж за Роберта Уинтропа Чанлера (1872—1930), сына конгрессмена Джона Уинтропа Чанлера и члена известной нью-йоркской семьи Астор. Их брак продлился восемь дней, хотя официальный развод состоялся в 1912 году.

В 1913 году вышла замуж во второй раз за французского тенора Люсьена Мураторе (1878—1954). В 1914 году родилась их дочь Елена.

В 1927 году Л. Кавальери развелась с Люсьеном Мураторе и вышла замуж за автогонщика Джузеппе Кампари (1892—1933).

С 1897 года состояла в связи с князем Александром Владимировичем Барятинским (1870—1910).

Вначале Лина Кавальери пела в основном на французском языке, «соединяя итальянскую простоту с французским шиком».

Успех принесла ей исключительная красота; известная больше ею, нежели музыкальным дарованием, Кавальери стала одной из самых фотографируемых звёзд своего времени.

 Кавальери именовали «самой красивой женщиной мира»; для достижения тонкого силуэта она следовала традиции тугого шнурования, которая предписывала женщинам использовать корсеты, чтобы создать фигуру «песочные часы».

 Л. Кавальери широко снималась для рекламы, став самой популярной фотомоделью своего времени.

Лина Кавальери... В начале ХХ века не было в мире человека, который не слышал бы этого имени и не видел бы прекрасного лица, смотревшего с театральных афиш и почтовых открыток.

 Мир сходил с ума по этой женщине - до неё такой ошеломляющей популярностью не пользовался никто. Газеты чуть ли не в каждом номере печатали последние новости из её жизни: с кем она выходила на прогулку, что ела на завтрак и как провела вечер...

 Публика с жадностью изучала каждый её портрет: прической а-ля Кавальери щеголяла чуть ли не каждая вторая модница; её наряды тут же копировались журналами.

Книга с рецептами сохранения и преумножения красоты от Лины Кавальери до Первой Мировой войны пользовалась невероятным спросом. Ещё бы! Итальянская певица чуть ли не официально считалась самой красивой женщиной в мире – и постоянно так упоминалась.

 Многие называют её создательницей профессии фотомодели: самую красивую женщину мира постоянно снимали для открыток и рекламы, и открытки эти тоже, конечно, разлетались мгновенно. И уж, конечно, когда появилось кино, Лина стала кинозвездой.

Безумие по Лине Кавальери было всеобщим, опасным и дорогостоящим. Каждый день она получала тысячи любимых ею роз и орхидей. Мужчины шли на любые уловки, чтобы быть ближе к неподражаемой красавице.

Молодой герцог родом из Сицилии устроился к Кавальери на работу в качестве личного шофера. А через два месяца предложил Лине стать его женой. Но она лишь рассмеялась в ответ.
— Любить вас — это безумие, — воскликнул герцог, — вы влюблены только в своё искусство.
Отвергнутый герцог отдал Лине форменную фуражку шофера, деньги, полученные в качестве жалованья, и преподнес бриллиантовое кольцо. А затем уехал в Австралию, чтобы залечить сердечную рану.

Нужно сказать, что влюбленный аристократ был не первым и не последним отвергнутым женихом: 840 мужчин предлагали Лине Кавальери руку и сердце — и все получили решительный отказ, а семеро из них так и не смогли перенести холодность красавицы и покончили жизнь самоубийством.

Биографы Лины Кавальери готовы поклясться, что количество цветов и поклонников подсчитано абсолютно точно, и всё же в рассказе о самой красивой женщине начала ХХ века многому придётся поверить на слово.

 Подлинные факты её биографии, как это часто бывает в случаях знаменитостей, переплетаются со сплетнями, слухами и газетными вымыслами. Точно известно, что родилась она в городке Витербо недалеко от Рима 25 декабря 1874 года.

Девочку, появившуюся на свет в Рождество, счастливые родители назвали Наталиной. В католических странах это имя связано с латинским словосочетанием Natalis Domini, что означает Рождество Господне.

   Наталина не очень любила своё имя и требовала, чтобы все звали её Линой. Так и прожила она всю свою жизнь и осталась в истории под этим именем.

Семья Кавальери была настолько бедной, что ни о каком серьезном образовании детей (их было пятеро в семье) речи идти не могло. Отец Лины служил архитектором в строительной фирме, но так случилось, что его уволили, и больше он не смог найти достойную работу.

Трудовая жизнь Лины началась в тринадцать лет. Она продавала фиалки на улице, училась шитью, работала упаковщицей газет в типографии и всегда пела. Конечно, в Италии поразить кого-то пением очень сложно, но у Лины получилось.

«Нашим соседом был учитель музыки. Он заметил мой талант и давал мне бесплатные уроки пения, — рассказывала в одном из интервью Лина Кавальери. — В 14 лет я начала петь в Риме в грязном дешевом ресторане на площади Навона.

 Моя милая мама каждый вечер провожала меня до ресторана. Мы шли пешком. Для нас было слишком большой роскошью ехать на трамвае. У меня был довольно жалкий репертуар, но успех был мгновенным. Хозяин ресторана платил мне одну лиру за вечер, но уже через месяц я получала 15 лир».

 «Если бы я имел тысячу лир в месяц, то был бы абсолютно счастлив», — поётся в весёлой итальянской песенке. И путь от одной лиры, которую Лина Кавальери зарабатывала за вечер, к заветной тысяче лир оказался очень коротким.

 Уже вскоре хозяева римских ресторанов и кафешантанов боролись за право написать имя Кавальери на афишах своих увеселительных заведений. И каждое новое предложение означало увеличение гонорара.

 Кавальери утверждала, что у неё с детства был прекрасный голос, однако из воспоминаний современников следует, что голосок у Лины был слабенький, писклявый, и двигалась она по сцене неуклюже, сопровождая своё далеко не ангельское пение беспомощными жестами. Но кого волнует пение, если на сцену выходит юная красавица с невероятными глазами?

 Посмотреть на юное создание божественной красоты приходили сотни мужчин, но никому из них не удавалось приблизиться к ней даже на метр. После выступления в очередном ресторане Кавальери с гордо поднятой головой проходила мимо беснующейся толпы.

 Мужчинам оставалось только смотреть ей вслед да кричать неприличные шуточки. Но Лина не обращала внимания на назойливых поклонников. «Несмотря на моё низкое происхождение, я всегда держала себя как гранд-дама, как важная сеньора, — рассказывала позже Кавальери. — Моё главное правило — никогда не расслабляться на людях. На публике женщина должна держаться, как солдат на параде».

Вечера, на которых выступала Лина, собирали настоящие аншлаги. Со временем владельцы лучших заведений Италии стали предлагать ей крупные гонорары за одно лишь выступление.

И объехав с гастролями всю Италию, Кавальери с гордо поднятой головой явилась в Париж. Она подписала выгодный контракт в кабаре «Фоли-Бержер», и начала выступать с женским музыкальным ансамблем, радуя публику пикантным акцентом во французских песенках и необычной манерой танца. В итоге и в Париже она произвела фурор. Овациям не было конца.

 Именно в Париже Кавальери засияла как эстрадная звезда первой величины. Теперь лучшие европейские варьете считали за честь ангажировать модную артистку. Но она мечтала поехать в Россию, и вскоре подписала контракт с русскими антрепренёрами. Так Кавальери отправилась в Петербург.

Выступление Кавальери в столице России произвело невероятный фурор. 26 августа 1898 года газета «Петербургский листок» с восторгом рассказывала о бенефисе Кавальери: «С потолка спускается какой-то шар из цветов в человеческий рост, и на сцену подают корзины цветов — одну, другую, третью, дюжину корзин самых причудливых фасонов. Но вот и Кавальери. Театр дрогнул от рукоплесканий, когда она появилась на сцене в гондоле, покрытой цветами. Хорошенькая головка как нельзя более гармонирует с её драгоценным туалетом. Ей аплодируют и подносят массу цветов».

«Музыка! Смычки, струны, феерический вид оркестра... Драгоценное имя шелестит по губам... Имя, принадлежащее Красоте, ни с чем не сравненной, потому что она — Первая в мире! Лина Кавальери. Она вошла в зал, окруженная свитой, и я помню точеный профиль величавой и прекрасной женщины, знаменитой актрисы.

 Что-то жемчужное. Темноволосое. Темноглазое. И с протянутой руки ожившей статуи — текущая пена кружев», - так описывала свои впечатления от увиденного сестра поэтессы Марины Цветаевой, Анастасия.

В России популярность Кавальери превратилась в манию. Один петербургский торговец утверждал, что продал не меньше миллиона открыток с изображением прекрасной итальянки.

 Писатель Константин Паустовский рассказывал, как приехал в Киев к брату, вошёл в комнату и обомлел: Лина Кавальери смотрела на него с бесчисленного количества открыток, прикрепленных к стенам заржавевшими кнопками, «даже обоев было не видно».

Так Кавальери превратилась в икону стиля. На балах, в театрах, на улицах — везде и всюду можно было встретить женщин, одетых и причесанных а-ля Кавальери, но это были всего лишь бледные копии неподражаемой красавицы.

 Однако такой успех не вскружил Лине голову, более того, она была недовольна. «Я всегда была неотразимой чаровницей, неприступной сиреной, красивее всех женщин, - напишет она. - На балах именно я становилась королевой, которую пожирали жадными взглядами, но моя красота — мой самый большой враг, меня ценили за мою внешность, а не за мой талант».

Хотя Кавальери и жаловалась на свою красоту, но именно внешность помогла ей стать фотомоделью, причем одной из первых в мире. Известный парижский фотограф Леопольд Эмиль Рутлингер заработал состояние, фотографируя дам высшего общества и парижских знаменитостей.

 Фотограф приглашал для съемок самых красивых женщин, но появилась Кавальери — и затмила всех. Почтовые открытки с ее изображением разлетались по всему свету, и слава Кавальери стала мировой.

«Каждая женщина очаровательна по-своему и может соблазнить любого мужчину. Очарование кроется в повороте головы, в движении рук, в звуках голоса, во взгляде, в смехе или в грусти. У каждой женщины есть свой арсенал орудий обольщения, свои секретные чары, — рассуждала Кавальери. — Я знала некрасивых женщин, которые покоряли мужчин грацией, манерами, умом и добрым сердцем. Если женщина некрасива, это значит, что её красота состоит в чем-то другом. Дурнушки должны находить в этом утешение».

После своего грандиозного успеха в России Кавальери стала желанной гостьей в домах петербургской знати, и однажды на одном таком балу она встретила свою любовь. Воспоминания об этой первой встрече она описала в своей книге «Правда обо мне». «Среди многочисленных гостей бала я заметила симпатичного офицера, - пишет она, - который сидел в нише у окна и рассеянно листал какой-то журнал, прерывая чтение глотками ликера». Несколько минут Лина наблюдала за таинственным незнакомцем. И тут вдруг молодой человек побледнел и упал в обморок. Кавальери из сострадания, а ещё больше из-за внезапно вспыхнувшей симпатии последовала в комнату, куда его поместили: «Когда он вновь открыл глаза, то увидел меня у своего изголовья вместе с врачом и двумя другими офицерами...

 ...Его глаза пристально смотрели на меня со странным выражением. Не обращая внимания на остальных, он тихо произнес:
— Вы? Спасибо. Какую шутку сыграло со мной моё сердце!..
Он опять взглянул на меня с нежностью. Затем поднялся, кликнул свои сани и, поддерживаемый двумя друзьями, покинул праздник. Прежде чем уйти, он поклонился мне и сказал вполголоса, будто слова его шли из глубины души:
— Позволите ли мне увидеть вас ещё?
Я почувствовала, как сильно забилось сердце у меня в груди.
— Конечно! — отвечала я, как во сне. — Когда угодно!..
Он поцеловал мне руку, прикоснувшись к ней холодными и трепещущими губами, закутался в шинель и вышел в снежную ночь…»
Так начался их роман, свидетелем которого стал весь светский Петербург.

Этим таинственным незнакомцем был Александр Барятинский, выпускник Пажеского корпуса, адъютант герцога Евгения Лейхтенбергского, офицер Нижегородского драгунского полка.

Князь Барятинский был одним из богатейших людей России, что позволяло ему вести роскошную и бездумную жизнь. Первые красавицы Москвы и Петербурга мечтали заполучить князя Барятинского в мужья. Но он не торопился жениться. До тех пор, пока не повстречал Лину Кавальери.

 Сама Кавальери уверяла, что уже через месяц после первой встречи князь Барятинский сделал ей предложение, и они обвенчались в домовой церкви его дворца, но никаких документов, подтверждающих брак, не существует. Вполне возможно, что влюбленные обменялись в храме романтическими клятвами, но до женитьбы дело не дошло - по многим причинам.

У князя Александра Барятинского был младший брат Владимир. В 1896 году он женился на актрисе Лидии Яворской, и для родителей такой неравный брак стал страшным ударом. Они отлучили младшего сына от дома, выставив за дверь и его самого, и его жену-актрису. Поэтому несложно представить себе, что испытали князья Барятинские, узнав, что старший сын хочет взять в жены ресторанную певичку!

 К тому же совсем некстати выяснилось, что у неприступной Кавальери есть... семилетний незаконнорожденный сын. По слухам, это был плод любви юной Лины и её первого учителя музыки. Сама она никогда не рассказывала историю его появления на свет.

 Несмотря на то, что родители были категорически против, Александр Барятинский и Лина Кавальери стали жить вместе. Молодой князь настолько сильно любил свою избранницу, что готов был на всё и угождал любым её капризам. Его деньги так и текли в карманы петербургских ювелиров, которые изготавливали для Кавальери роскошные украшения.

 6 декабря 1899 года «Петербургская газета» рассказала, как Кавальери появилась на открытии ресторана «Медведь»: «Голову её украшала огромная диадема из крупных бриллиантов в виде короны; на всю грудь, открытую благодаря сильно декольтированному платью, спускалось ожерелье из нескольких рядов сапфиров, а к корсажу на груди был приколот лист, также из бриллиантов и сапфиров, величиною и формою в натуральный лист каштана.

 На итальянской красавице было надето бриллиантов, по самой скромной оценке, тысяч на двести». А вскоре коллекция драгоценностей Лины Кавальери пополнилась изумрудным гарнитуром за 150 тысяч рублей и украшениями из рубинов за 60 тысяч. Ожерелье из самых редких жемчужин было заказано Барятинским у придворного ювелира Карла Фаберже и оценивалось в 180 тысяч рублей.

 Однако самым ценным подарком расточительного князя оказались не дорогие побрякушки. Лина решила стать оперной певицей, посчитав, что жене русского князя не пристало петь в ресторанах. Князь Барятинский оплатил курс вокала у известной преподавательницы и певицы Маддалены Мариани-Мази, и за полтора года упорного труда голос Кавальери развился, окреп и выровнялся во всех регистрах. Вскоре она успешно дебютировала в Мадриде, пела в Варшавском оперном театре и в начале 1901 года вернулась в Петербург.

Но это было грустное возвращение. Незадолго до этого Александр Барятинский просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на Кавальери. Но император тоже дал отказ. Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени: офицер в случае женитьбы на «певице, имеющей незаконнорождённого сына» был бы вынужден подать в отставку. Ведь офицер, принадлежал к одной из знатнейших русских фамилий, просто не мог дискредитировать семью подобным браком.

 Когда Кавальери вернулась в Петербург, её настигло страшное известие: князь Александр Барятинский посватался к светлейшей княжне Екатерине Александровне Юрьевской и получил согласие. Кавальери считала, что это Николай II принудил князя жениться на нелюбимой женщине: «Саша подчинился воле двора, как всякий военный обязан подчиниться приказаниям старшего по званию. Его душа окаменела от горя, он был похож на дерево, лишившееся корней».

Счастливую соперницу Кавальери называла «княгиней Барятинской № 2» и говорила, что князь «одевал её так же, как одевалась я. Он заставлял её пользоваться моими духами. Он давал ей ласковые имена, которыми называл меня когда-то».

Однако Лина Кавальери не решилась расстаться с любимым и нашла очень оригинальный способ этого не делать: она стала подругой его жены. Так супруги Барятинские и Лина Кавальери превратились в неразлучную троицу. Они всюду бывали вместе, останавливались в одном отеле во время путешествий и расставались только на время гастролей Лины.

А её оперная карьера складывалась невероятно успешно. В пении Кавальери можно было отыскать огрехи, но зрители шутили, что такая красавица имеет право немного фальшивить.

Говорили, что именно Кавальери принесла на оперную сцену молодость, красоту и живое, неподдельное чувство. Сердце её разрывалось от любви и страданий, но мир не видел её слез — Кавальери была так же прекрасна и неотразима. Более того, её страдания обогатили исполняемые ею арии новыми красками, и зрительный зал просто рыдал, слушая пение божественной красавицы.

                Первая красавица мира в кино

Синема-драма в пяти актах с прологом. Действие происходит в Риме в наши дни. Костюмы героини — последние парижские новинки фирмы Paquin. На экране видна личная вилла Кавальери, три нитки жемчуга стоимостью в 2 миллиона франков и шиншилловое манто стоимостью в 250 тысяч франков.

Это – реклама одного из фильмов, где в главной роли снялась Первая красавица мира Лина Кавальери.

В 1914 году на экраны Европы вышел ее первый фильм.

Позади была оперная сцена, которую она оставила в том же 1914 году, еще дальше, в прошлом, были подмостки кафешантанов, ресторанов и мюзик-холлов.

Лина Кавальери - Первая красавица мира.
Позади была первая и, я думаю, самая большая любовь в ее жизни, в прошлом остался ее первый брак.

А вот впереди была блестящая карьера в кино, успешная работа в индустрии красоты, несомненные достижения на писательском поприще – выпуск нескольких книг.

Весь мир был у ее ног! И это не преувеличение!!!

9 июня 1911 года Лина Кавальери пела партию Стефаны в премьере оперы «Сибирь» композитора Умберто Джордано в Гранд-Опера в Париже. Вместе с ней в спектакле пел тенор Люсьен МюратОр (Lucien Muratore, ударение в фамилии на последнем слоге).

В 1913 году Первая красавица мира вышла замуж во второй раз, ее избранником был именно он - французский тенор Мюратор. Спустя год родилась их дочь Елена, и Кавальери в сорок лет оставила оперную сцену – так она завершила сценическую карьеру певицы.

В 1914 году супруги задумали перенести на экран оперу «Манон Леско». Продюсером и исполнителем главной роли кавалера де Грие был Люсьен Мюратор.

Нужно сказать, что, в основном, звезды сцены того времени очень осторожно и даже недоверчиво относились к первым шагам кинематографа. Фильмы были немыми, качество изображения неважным …

Поэтому участие Самой красивой женщины мира в кинематографическом проекте было воспринято всеми с огромным интересом.

Продолжительность показа фильма была 1 час. Как могла сопровождаться 60-минутная демонстрация? Не могло же все происходить в полной тишине? И здесь было два варианта – либо граммофонная пластинка, либо игра тапера на фортепиано. Мог еще играть небольшой оркестр.

Реклама делала свое дело – зрителю предлагалось увидеть Лину Кавальери в новомодных нарядах от ведущих парижских модельеров и драгоценностях фантастической стоимости! Хотя и сюжет был довольно интересным – трогательная и романтическая история любви!

18 мая 1914 года в США состоялась премьера.

Несмотря ни на что, успех этой ленты был огромным!!

Начало блестящей кинокарьеры Первой красавицы мира было положено. Успех вдохновил, и в следующие 5 лет на экраны всего мира фильмы с участием Лины Кавальери стали выходить регулярно каждый год, а в 1918 году их было даже два.

В 1915 году в Париже и Риме режиссером Эмилио Гионе был снят итальянский немой фильм о свадебной трагедии «Невеста смерти» с Линой Кавальери в главной роли. В контракте с актрисой было указано, что она получает определенный процент от прибыли. Спустя год фильм вышел в США под другим названием – «The Shadow of Her Past» – «Тень ее прошлого».

Американская рекламка фильма «Тень ее прошлого». 1916 год.
В ноябре 1916 года режиссером Эмилио Гионе в Италии был снят немой фильм «Роза Гранады».

9 декабря 1917 года компанией Paramount Pictures был выпущен в прокат американский немой фильм режиссера Эмиля Шотара «Вечная соблазнительница». В роли роковой принцессы Корделии снялась Лина Кавальери.

Кадр из фильма «Вечная соблазнительница». 1917 год.
21 мая 1918 года в США был выпущен 50-минутный немой фильм «Завоевание любви». Режиссером был личный друг Лины Кавальери из Бельгии Эдвард Хосе. Фильм был снят по драме Викторьена Сарду. В роли герцогини Жисмонды – Лина Кавальери.

В том же году 20 октября состоялась мировая премьера американской драмы «Порывистая женщина». В одной из ролей здесь снялся Люсьен Мюратор, муж актрисы. Эдвард Хосе был режиссером картины, он же снимет и последний фильм с Кавальери в следующем году.

9 февраля 1919 года состоялась премьера последнего фильма с Линой Кавальери в главной роли – «Две невесты». Фильм был выпущен в США.

Все фильмы с участием Первой красавицы мира, к глубокому сожалению, считаются сегодня утерянными.

Потрясающая судьба и биография Лины Кавальери волновала воображение писателей, драматургов, сценаристов. И по сей день появляются на свет капитальные труды, посвященные ей.

По мотивам ее биографии сняты фильмы, написаны пьесы и сценарии, играются мюзиклы.

Еще при жизни Лины Кавальери на экраны мира вышли фильмы, где ее играли другие актрисы.

В 1920 году появился фильм «Романс», снятый по пьесе Эдварда Шелдона, с американской актрисой Дорис Кин в главной роли.

Американская актриса Дорис Кин в роли Лины Кавальери в фильме "Романс". 1920 год.
В 1930 году был выпущен ремейк этого фильма, где роль Риты Каваллини (Лины Кавальери) сыграла шведская и американская актриса Грета Гарбо.

Однако лидером европейского проката по кассовым сборам стал в 1956 году, снятый годом ранее, фильм «Самая красивая женщина мира». Иногда его почему-то называют «Красивая, но опасная», хотя по-итальянски он называется «La Donna piu bella del Mondo», и перевод с итальянского на русский однозначен.

Лента рассказывает о несчастной любви Лины Кавальери и русского князя Александра Барятинского. Я уже писал об этой романтической истории, которая действительно имела место быть во время гастролей актрисы в России. Она развивалась с конца 1890-х годов и закончилась трагической смертью князя, не дожившего и до 40 лет, в 1910-м.

Как известно, Лина Кавальери всю жизнь утверждала, что она – княгиня Барятинская!! Хотя документов, свидетельствующих об этом, не сохранилось или они никогда не существовали! – Кто хотел, тот верил.

Мое личное мнение – это была единственная и самая большая любовь в жизни Самой красивой в мире!!! После этого Кавальери выходила замуж три раза, а есть утверждения, что и четыре.

Роль Лины Кавальери сыграла Джина Лоллобриджида. Роль Александра Барятинского – итальянский актер Витторио Гассман. С точки зрения русского человека фильм – полная и развесистая клюква, а что можно было снять в Европе в 1955 году о царской России? И никак не передает подлинных событий биографии Лины Кавальери. Вызывает уважение лишь то, что вся съемочная группа во главе с исполнителями главных ролей, как могли, подошли к поставленной задаче серьезно, бережно, тщательно и с большим желанием.

Что интересно, Джина Лоллобриджида в фильме поет сама! И не просто абы что, а главную и известнейшую в одноименной опере Пуччини арию Тоски.

Не Мария Каллас, конечно, но звучит, я вас уверяю, очень прилично. Голос скромный, скромнее, чем у Кавальери, которая пела эту оперу целиком на сцене крупнейших театров мира, но спето очень музыкально, тщательно и профессионально.

Чуть-чуть в фильме прозвучит голос Великого Марио Дель Монако.

Фильм очень достойный, а, главное – очень красивый! Лента дублирована на русском языке, так что, можно получить большое удовольствие!

Хорош Витторио Гассман, Джина Лоллобриджида – просто, глаз не оторвать!! Недаром, за эту роль она получила национальную кинопремию Италии «Давид ди Донателло», которую вручает итальянская Академия кинематографии, как лучшая актриса!!!

Фильм «Самая красивая женщина в мире (Лина Кавальери)». Итало-французский художественный музыкальный фильм режиссера Роберта З. Леонарда. 1955 год. Русский дубляж.

Личность Лины Кавальери и до сих пор волнует многих деятелей искусства.

В 2004 году вышел документальный фильм итальянского кинорежиссера и сценариста Джованны Гальярдо, где она рассказывает о Лине Кавальери — «Bellissime 1» – «Самые красивые №1».

И книги о ней выходят регулярно. В том числе "Cavalieri: the life of opera's greatest beauty, 1874-1944" («Кавальери: Жизнь Величайшей красоты в опере», 1874–1944) – Paul Fryer, Olga Usova; McFarland, 2004.

Ее писали выдающиеся художники современности: Джованни Больдини, Чезаре Таллони, В. М. Коркос, Ф. П. Микетти, русские – Лев Бакст, Валентин Серов, Константин Коровин, Александр Головин, Василий Суриков.

___ Дополнение

В 1897 году Л. Кавальери получила первый контракт в России. Весной 1897 года она выступала в Петербурге в театре и ресторане «Крестовский сад».

  Князь А. В. Барятинский принадлежал к одному из богатейших родов Российской империи. Он был сыном генерала В. А. Барятинского, стоявшего очень близко к императорскому двору, и братом писателя В. В. Барятинского

С 1897 по 1903 год Лина жила на два города— в Париже и Петербурге.
 По настоянию А. В. Барятинского, поддерживавшего её, Кавальери в 1898—1901 годах училась пению бельканто у петербургских педагогов.

В 1898 году выступала в Петербурге и Москве.

Летом 1901 года впервые дебютировала на оперной сцене в роли Виолетты в опере Дж. Верди «Травиата» в Санкт-Петербурге в театре «Аквариум».

 Кавальери выступала в составе французской оперной труппы, собранной импресарио Раулем Гюнсбург; в этот же сезон с этой же труппой она выступила в роли Мими в «Богеме» Пуччини, и в роли Маргариты в «Фаусте» Гуно.

В 1901 году Александр Барятинский заказал в Париже у итальянского живописца Дж. Больдини портрет Лины Кавальери и просил у императора Николая II дать ему разрешение на женитьбу на ней. Причиной высочайшего отказа стали, прежде всего, законы того времени.
 Получив высочайший отказ, в 1901 году князь А. В. Барятинский женился на светлейшей княгине Екатерине Александровне Юрьевской (1878—1959), внебрачной и узаконенной дочери императора Александра II.

Лина Кавальери прославилась своей коллекцией драгоценностей огромной стоимости.

Кавальери пела в театре Сан-Карло в Неаполе, в Гранд-Опера в Париже, в театре Ковент-Гарден в Лондоне с 1906 года, а также в театрах Монако, Лиссабона, Неаполя, Равенны, Палермо, Флоренции, Варшавы, Москвы, Харькова, Петербурга и в других городах.

В конце 1906 года вместе с Э. Карузо Кавальери отправилась в Нью-Йорк, дебютировав со своим исполнением в Метрополитен-опера.

"Две невесты", The Two Brides, (1919)
Роль Diana di Marchesi

"Порывистая женщина", A Woman of Impulse, (1918)
Роль Leonora, 'La Vecci'

Завоевание любви, Love's Conquest, (1918)
Роль Gismonda

"Вечная соблазнительница", The Eternal Temptress, (1917)
Роль Princess Cordelia

"Роза Гренады", La rosa di Granata, (1916)

"Мертвая невеста", Sposa nella morte!, (1915)

"Манон Леско", Manon Lescaut, (1914)
Роль Manon Lescaut

Кавальери погибла во время бомбёжки в феврале 1944 года, находясь в своем доме в окрестностях Флоренции.

                Кинематограф

В 1920 году вышел фильм «Romance», снятый по пьесе Эдварда Шелдона, посвящённый биографии Л. Кавальери, с актрисой Дорис Кин[англ.] в главной роли.
В 1930 году выпущен ремейк фильма «Romance» с Гретой Гарбо в роли Риты Каваллини (Лины Кавальери).
В 1955 году Джина Лоллобриджида снялась в роли Кавальери в фильме «Самая красивая женщина в мире/ Красивая, но опасная».
В 2004 году вышел документальный фильм Джованны Гальярдо о Лине Кавальери — «Bellissime».


Рецензии