Людское горе 2

ГЛАВА 2

   Людас Гира – литовский писатель, в честь которого был назван БМРТ (Большой морозильно-рыболовный траулер), был совсем не виноват в том, что это судно стало пользоваться самой дурной репутацией в Базе тралового флота. Он, наоборот, был патриотом СССР и, к тому же был участником Великой Отечественной войны, ветераном 16-й Литовской дивизии, воевавшей в составе Красной армии.

Просто, это судно было в БТФ самым старым, а значит, и с частыми поломками и ремонтами, которые, по-видимому, не всегда качественно выполнялись.
Поломка в море – это простой для рыболовного судна, а значит, команда вместо промысла занималась ремонтными работами, за которые не платили, а платили за пойманный, обработанный и сданный на приёмные суда (или в порт) улов.

(Дальше пойдёт бухгалтерская информация и читатель, не интересующийся этой темой, может её пропустить и не забивать себе голову).
Расчёт зарплаты рыбакам производился следующим образом.
Разные породы рыб имели свои собственные расценки. Т.е., допустим, тонна морского окуня стоила столько-то, а селёдки – столько-то.

Ошкереная (потрошёная) рыба стоила уже дороже, как и изготовленная на экспорт (с гарантированным качеством и размещённая в красивую тару). 
Количество тонн умножалось на цены, всё это складывалось и таким образом определялась общая сумма заработка команды траулера.

Эта сумма делилась на количество паёв, предназначенных для данного типа судна.
Пай – это, своего рода коэффициент и, чем выше должность моряка, тем он больше.
Самый высокий пай, равный 2, был у капитана, а самый низкий , 0.85 - у матроса 2 класса.

В порту, при выполнении грузовых операций моряки получали должностные оклады, согласно штатному расписанию.
В период ремонта на СРЗ – 90% должностных окладов.

Кроме того, существовали премии за выполнение и перевыполнение рейсового задания до 40% к общему заработку, а ещё выплачивался районный коэффициент, зависящий от района промысла.
Инвалюту в ту пору рыбакам платили 7%, считая от  должностного оклада.
Бывали ещё такие случаи, когда судам, находящимся в море, платили, так называемую, «гарантийку», не по паям, а оклад с районным коэффициентом. Это когда траулер использовали не по прямому назначению, а, допустим, для перевозки грузов или, отправляли в заведомо «прогарный» рейс (случалось и такое) или использовали в поисковом режиме.
   На «Людасе Гире» Ненароков встретил трёх знакомых моряков, с которыми ходил в море в былые времена: 2-го механика Стяпонаса, боцмана Савельича и одиозного стармеха Александрыча.
Тимур сразу приступил к ревизии имевшегося на судне продовольствия: занятие продуктовыми делами в рыболовном флоте, кроме судоводительской службы, входило в обязанности второго помощника капитана.
В то же самое время на судне кипела работа: подвозились и грузились тралы и другое промвооружение, снабжение машинной и палубной команды, технологической службы, принималось топливо с топливной баржи.
К концу рабочего дня Ненароков успел сбегать в Службу мореплавания и забрать свою уже заполненную и заверенную аттестационную книжку, которую вместе с другими документами следовало предъявить Портнадзору на отходе судна в море.
Закончив ревизию, и, попросив задержаться на судне шеф-кока и артельщика, Тимур стал составлять с ними заявку на получении провизии на предстоящий рейс.
Он торопился подготовиться к следующему дню, чтобы заняться завозом провизии со склада завтра, сразу с утра.
Ну, наконец, уже за полночь, проводив кока с артельщиком и, что называется, уытерев пот со лба,
Тимур вытянулся на койке, не раздеваясь, поверх одеяла. Но тут в каюту кто-то постучался.
«Кого ещё там принесло?», -  Подумал Тимур, но крикнул: «Войдите!».
В каюту заглянул, а потом вошёл, улыбающийся во весь рот второй механик Стяпонас, с которым Тимур рыбачил до своего увольнения на БМРТ «Бирштонас».
Стяпонас вытащил из нагрудного кармана комбинезона бутылку водки «Дар по вена» (Ещё по одной, лит.) и торжественно водрузил её на каютный столик. Затем полез в боковой карман за закуской.
- Не-не-не, ноу-ноу! – закричал Тимур.
- А чего? Ты же сейчас не на вахте!
- Во-первых, подустал я сегодня, а во-вторых – напряжённый день завтра у меня: хочу успеть до конца рабочего дня полностью провизию на предстоящий рейс загрузить на судно. Если не возражаешь, могу чаем угостить, я тут кипятильник обнаружил в каюте. А «принять на грудь», Стёпа, мы с тобой ещё успеем, дорогой. Впереди – полгода совместной работы.
- Ну, чай, так чай, - погрустнел Стяпонас, пряча бутылку в карман, только ответь мне на такой вопрос: что за «залёт» у тебя был, раз тебя на «Гиру» сослали?
- Почему залёт? Увольнялся я с Базы, теперь, вот, опять вернулся… ну и мне в Службе мореплавания весьма настойчиво предложили этот вариант. А что, «Гира», на самом деле – штрафной пароход? Мне сегодня мой кореш шепнул, что погоняло у него стрёмное: «Людское горе». Странно. Команда-то визированная на нём. И ты тоже, что ли штрафник?
- Всё правильно, Тима. Но, тем не менее, репутация у судна хреновая. Впрочем, как и у капитана.
И здесь я не по собственному желанию, был у меня прокольчик один и теперь должен, как говорится, «искупать вину кровью», ухмыльнулся Стяпонас.
-  и у Деда прокольчик?
- Да и у Деда тоже. На Александрыча буфетчица кляузу написала, обвиняла в домогательствах.
- Вон оно как!
Тимур разлил, вскипевший к тому времени чай по кружкам.
- Хочу тебе один совет дать, - сказал Стяпонас, - затариваться водкой будешь ?
- Да чего там затариваться? Таможня же только две бутылки разрешает брать.
- Вот-вот. Я тебя снабжу тарой: у меня для тебя найдётся две пустые двухлитровые бутылки. Купишь водку, разольёшь в эту тару и будет у тебя в море запас не литр, а – четыре!
И таможня не придерётся!
На полгода, ведь, уходим, а капитан наш, товарищ  Бес, презентовой водкой, когда получаем в инпорту скоропорт, с помощниками не делится, а выжирает её сам, иногда в компании с судовым женским персоналом и с Дедом, технологом, старшим тралмастером, старпомом и помполитом.
Но ты, же, здесь не старпом, так что ништяков, в смысле выпивки, от капитана не жди.

 (Продолжение следует)

 


Рецензии
То, что Мастер штурманам не наливает, это нормально.Им бдить нужно, вахту нести, рыбу ловить, водку пьянствовать некогда. Спасибо, Влад, жду продолжения.

Михаил Бортников   17.07.2025 15:35     Заявить о нарушении
Да всяких встречал. Некоторые и проставлялись помаленьку, когда ситуация позволяла или на праздники.

Влад Колд   17.07.2025 23:04   Заявить о нарушении
На это произведение написаны 2 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.