Как я служил в разведке и наблюдал за Солнцем

   Где-то я уже, писал, что все, известные мне, военные и служебные секреты секретами уже, не являются – все, шифры, пароли, явки, коды давно, поменяны. И то, что я был кинщиком, в армии, вам известно, а вот, что - до этого, я служил в разведке я ещё, не писал. Не писал и про мои любовные секреты, но, там срок давности ещё, не вышел и всё, должно быть покрыто чёрным мраком, до конца… 
   Итак, ходить (ползать на животе), за линию фронта, и добывать «языка» мне не пришлось, так, как войны на мою судьбу, слава Богу не досталось. Досталось проходить срочную службу, в БатрЗР - батарея звуковой разведки. Доблестные офицеры Советской армии обучали меня военному делу, на должности – старший дешифровщик-вычислитель (после прохождения карантина – естественно). При теоретическом и практическом обучении, они сильно, себя не утруждали, опирались на базовые знания, которые были получены, в школе, по теме – Звук (скорость его распространения, в воздухе – ок. 330 км в час). Всё, что требовалось они заставляли тупо, заучивать наизусть. Типа, как «Устав внутренней службы», «Дисциплинарный устав», «Устав гарнизонной и караульной служб», а также «Строевой устав». Ещё, они говорили типа, надо чётко исполнять то, что говорит старший по должности и (или) званию (как обычно, в армии). Учебный класс, был, однако, оборудован и неплохо (плакаты, схемы, учебные макеты). В обучении, мне опять же, ПТУ помогло, так, как тему «Звуковая техника, в кино» я там освоил хорошо. Теперь, в условиях, приближенных, боевой обстановке мне пришлось познать новую науку – «Звукометрия».
   Звукометрия (звуковая разведка) – это процесс поиска объекта по создаваемому им звуку, в воздухе (не надо путать с гидролокацией, которой мне предложили заниматься в Александровском дворце, но, это потом).
   Подробно, про эту науку, я ничего не знаю. Этому делу обучают в артиллерийских военных училищах. Кстати, в артиллерии, круг делится на угломерные единицы, называемые тысячными или «тысячными дальности». Один угломерный круг содержит 6000 таких делений, что после знаний в школе, о делении круга, на 360 градусов, понять было непросто. Расстановку сил и средств батареи разведки тоже, я дать не смогу, так, как и знал её плохо, а теперь, и забыл многое. Помню что-то в общих чертах, да, и есть ли смысл всем знать это подробно?
   На учениях, на Лужском полигоне, зимой 1974 года всё, было не так уж, и сложно. Мне надо было надеть, на спину, тяжеленный, деревянный ящик, который по-научному назывался «Звукоприёмник». На плечо надо было повесить катушку связи (на 500 метров) всё, это надо было донести, в определённую точку «на поле боя», правильно, выставить и уложиться в норматив, по времени (типа, как «Подъем», «Отбой», за 45 секунд). Вернувшись, на ЦП (на базе ГАЗ – 66) надо было тоже, самое сделать, в другую сторону. Короче, если ты в норматив не укладывался надо было повторить. Бегать надо было в шинели, и в валенках, по снегу, имея АКМ-7,62, при себе, который с солдатом должен быть и в бане, а это, на 100 грамм, больше, чем 3 кг (жопа была в «мыле»). Далее, надо было занять рабочее место - в «кунге» и производить дешифровку хитрой, записи на самописце и вычистить какие-то величины, при помощи специальной линейки, которая напоминала логарифмическую, в школе. Результат, проделанной работы, я докладывал командиру отделения. Командир отделения тоже, что-то делал и что-то куда-то докладывал, а, в конце концов, огневая батарея получала координаты батареи «противника» и её она должна была уничтожить.
  Вся эта мутная тема, закончилась, для меня, в мае, когда меня перевели, в клуб, на должность старшего кино-радиомеханика. Вот, на этой-то должности я был, «как рыба в воде» и всякого офицера мог «заткнуть за пояс» ни говоря, про сержантов, вообще!
   «Дембель неизбежен, как победа мировой революции» – так раньше говорили, не знаю, как говорят теперь. И вот, он настал 15 ноября – Ура! Как я писал ранее, мне удавалось до демобилизации, фактически посещать занятия, в институте. И вот, я дембель, учусь, но, не работаю, родители кормят, а так нельзя – за Тунеядство была уголовная статья. Прихожу - в ГАО, устраиваюсь на должность старшего техника, по обслуживанию БПРТ (Большой Пулковский радиотелескоп представляет собой двух зеркальный пассажный инструмент для наблюдения радиоизлучения Солнца, в сантиметровом диапазоне).
   Работа, по аналогии, с армией, началась с прохождения «курса молодого бойца». Мне была доверена самая, примитивная работа – обслуживать ламповые, самописцы (своевременно, менять чернильные катриджи, заряжать новые, рулоны бумаги и, что-то по мелочам). Постепенно, меня вводили в курс дела, что тут, как работает, и что делать нельзя ни в коем случае. Чтобы, я осваивал науку и технику быстрее я взял много литературы - по радиотехнике и радио астрономии, в библиотеке ГАО, читая которую, мне становилось понятие больше и больше, что отсюда мне надо «делать ноги». Так, как, по моим подсчётам, чтобы, тут находиться, с пониманием дела, понадобится лет 15-20, с учётом, что институт я всё же, закончу. Следует так же, сказать, что большие деньги тут, не платили никому и каждый крутился, как мог. Инженеры писали какие-то статьи и что-то там себе прибавляли слегка, по деньгам, находили вторые работы, как например, мой куратор – Вячеслав Михайлович был преподавателем в Радиокружке, во Дворце пионеров. Практически все, содержали огороды - там же, на территории обсерватории. Два инженера жили там же, в городке. Мой куратор слетал, в командировку - на Кубу (там был какой-то радио телескоп), привёз оттуда ВАЗ - 2102, что было, по тем временам, неплохо. В мои обязанности входило так же, относить записи, с самописцев, прохождения Солнца, через Пулковский меридиан, в научный отдел радио астрономии, где какие-то умные евреи занимались дешифровкой этих хитрых записей (радионаблюдений) и делали из этого какие-то научные, выводы о влиянии Солнца, на процессы, происходящие, на грешной земле.
   Концевенко Саша, мой напарник - был старше меня лет, на семь–восемь, занимался на работе ремонтом радио аппаратуры, в частном порядке, и модернизировал свою личную, радиостанцию. Жил Александр, в посёлке Александровская, что для его «Волги» - ГАЗ 21 было 5 минут езды, до работы. При ремонте этой машины, во дворе собственного дома, он и погиб трагически (каким-то образом случился пожар).
   Короче, в Пулково, меня ничто не держало и перевёлся я в ЛВВМИУ им. В.И. Ленина, работать – кино-радиомехаником, в клубе, и стал заниматься тем, что знал и умел очень, хорошо и продолжал учёбу в институте, в надежде, что я когда-то получу Диплом о высшем образовании и это поможет мне и в карьере, и по жизни, что в общем-то так и получилось. Вот, на этом, наверное, это повествование можно и закончить.
P.S.
Объективно – Высота Исаакиевского собора 104 метра, что соответствует уровню фундамента, Екатерининского дворца. Уровень фундамента Главного здания Пулковской обсерватории - 74 метра, но, вот, Пулково – это гора, в, вот, город Пушкин – стоит на холме. И вот, как это связать с тем, что я написал выше? А в тему могу добавить, что проводил недавно внуков по местам своей «боевой и трудовой славы», и в Пулково, в том числе.
Печально –
Расформирована воинская часть, в которой я служил. В бывшей ГАО Пулково, здания с аппаратурой заброшены, а сама антенна БПРТ-120 поросла кустами и даже, деревьями…  Где и как теперь, проводятся наблюдения за Солнцем, в радио диапазоне, я не знаю, а вот, что знал и знаю, тем я с вами поделился, надеюсь, что это было интересно.

Здесь, информация, про БПРТ – 120 - https://www.citywalls.ru/house12057.html
P.S. 2.
   Для тех кому интересно, как непосредственно, происходил процесс наблюдения я постараюсь кратенько и своими словами описать. Извините, может быть не очень, грамотно, но, по сути.
   Итак, сам инструмент наблюдения (видны на фото) был выполнен из двух частей это приёмная антенна, которая была смонтирована, на земле, на специальной площадке. И радиоаппаратуры, которая была смонтирована на стойках, в помещении, и располагалась, в отдельно стоящем здании. Антенна и радио аппаратура были соединены между собой не кабелем, как обычно, а волноводом. Зеркало антенны было изготовлено из №-го количества отдельных алюминиевых щитов (секций) определённого размера, фокусная часть инструмента (помнится это называли – «бочка») была смонтирована на рельсах. Обе эти части периодически юстировались (регулировались механическим путём).
   Приём радио сигнала, от Солнца, происходил в полдень, когда светило пресекало, так называемый – Пулковской меридиан.
   Пулковский меридиан - это географический меридиан, проходящий через центр Круглого зала главного здания Пулковской обсерватории в Санкт-Петербурге. До начала XX века он служил нулевым меридианом для картографии в Российской империи, от которого отсчитывалась географическая долгота. Сейчас нулевым меридианом для всего мира считается Гринвичский меридиан, а Пулковский меридиан находится в 30°19;34; к востоку от него.
   Примерно, минут за 20-30 до этого времени начиналась подготовка, к ведению наблюдения. Она заключалась в том, что надо было проверить визуально, весь инструмент, далее включить питание накала радио ламп и дать им какое-то время, на прогрев, затем включить питание анодов (высокое напряжение) и проконтролировать работоспособность радиоприёмника. Производилось так же, предварительное тестирование самописцев. Самописцы тоже, были, на лампах, там могли быть проблемы с чернилами или с подачей бумаги. Далее, давался Старт наблюдению, за 3-5 минут, до прохождения Солнца наивысшей точки. После прохождения высшей точки (меридиана) наблюдение продолжалось 3-5 минут - на спаде Солнца. В минутах я могу быть не точным, но, весь процесс наблюдения был недолгим - минут 20-30 примерно. В результате наблюдения, на бумаге самописца вычерчивался график, виде полукруга – графическое изображение солнечной короны (активности), на данный день. Закончив, наблюдение, аппаратура выключалась, в обратном порядке. Весь этот бумажный лист («портянку») отрывал человек проводивший наблюдение, ставил там свою подпись и относил в научный отдел. В научном отделе, специально обученные люди, проводили дешифровку этой записи, по методике, которая была известна только им. По результатам дешифровки, специально обученные, на это дело люди, делали какие-то научные выводы, про которые они потом писали очень, умные научные статьи. Какие статьи и какое практическое значение имели эти наблюдения, я знаю сколько же, сколько и вы – мои уважаемые читатели. Из официальных сообщений, по этому вопросу, мне известно, что в этом деле, Советский союз был впереди планеты всей. Спасибо тем, у кого хватило терпения прочитать и P.S. 2, в том числе.

16.07.2025


Рецензии