Саратов. ленинский райком влксм -1961-63гг
Вызывает секретарь Ленинского райкома партии Клыков А.Ф. Расспросив, как обстоят дела в заводской комсомолии, отметив что то из положительного в развитии движения коммунистических бригад. И сразу перешел к вопросу о моей будущей работе. «Райком считает необходимым направить вас на работу вторым секретарем нашего райкома комсомола». Я было, пытаюсь убедить и сказать, что на заводе и так дел невпроворот, еще бы надо было год - другой поработать.
«Нет. Считайте это мнением и поручением райкома партии. Партийной дисциплине вас учить нечего. А опыт, приобретенный на заводе, пойдет на пользу и в районном звене». Через пару дней на очередном пленуме райкома комсомола меня и избрали. Бывший первый секретарь Григорьев Юрий перешел на другую работу. Курилов Александр – второй - стал первым, а меня избрали вторым. Секретарем по идеологической работе или, как говорили третьим, была избрана Александра Петрова.
Ленинский район был молодым и перспективным. Его создали осенью 1945г. из нескольких пригородных поселений . На пустующих площадях с середины войны началось строительство крупных заводов . За 15 лет район резко вырос. Особенно увеличились объемы производства и численность трудовых коллективов. Район стал крупнейшим в городе. Он был насыщен заводами электронной промышленности.
Ядро создавали сплошные «почтовые ящики» - заводы №№68, 122, 447, 465, НИИ 52. Плюс такие мощные заводы , как агрегатный п. я 105 (его гражданскую продукцию – холодильники «Саратов» знали и раскупали слету. Рос развивающийся завод технического стекла. Этот его стекла стоят в Кремлевском Дворце..Как «Саратовгаз» в Елшанке, поставляющий газ в столицу. А еще Стройтрест, МЖК-масложиркомбинат, два десятка школ, технических училищ. Военностроительные части. И другие организации, обеспечивающие жизнь шестой части города.
На комсомольском учете более 20 тысяч комсомольцев. Замечательным был и новый Дворец культуры на 3-ей дачной. Именно тогда я познакомился с Иосифом Кобзоном – мы одногодки – он приезжал в составе выездной редакции Ррадиостанции «Юность»м вместе с Вероникой Кругловой.
…Райком комсомола размещался рядом в одном здании с райкомом партии и райисполкомом. Всех знали не только в лицо, ежедневно встречались, постоянно сотрудничали, дополняли в работе каждый по своим направлениям. Недалеко, в километре - была действующая областная ВДНХ – выставка достижений народного хозяйства города и области, ипподром.
Напряженность в моей работе при переходе в райком возросла. Хотя в зарпрплате я существенно потерял, вместо 130 руб на заводе стал получать 90 – в райкоме. А семья, как и каждая, жила от зарплаты до зарплаты, и нуждалась в каждом рубле. Трехлетний сынишка – в детском садике, там же воспитателем и его мама, моя жена, педагог по образованию. Спасибо заводу – получили комнату в коммунальной квартире. Были несказанно рады. До этого более трех лет мыкались по съемным углам в поселке Поливановка за 12 км от завода...
Комсомол нашего Ленинского района и всех заводов, предприятий решали те же задачи, что и в целом в ВЛКСМ. Но с учетом своих особенностей и условий. Прежде всего, повышение роли комсомольских организаций на производстве.
Работа с подростками. Сокращение текучести кадров и прогулов. Политическая, техническая и экономическая учеба молодежи, создание и укрепление, организация соревнования комсомолько-молодежных коллективов и бригад
Оказание помощи и шефство над целинными заволжскими районами области. Текущая работа по вовлечению юношей и девушек в комсомол, работа оперативных комсомольских отрядов и дружинников, шефство над пионерией.
Развитие художественной самодеятельности, проведение конкурсов, смотров, фестивалей, спортивных соревнований.
В составе Ленинского райкома на комсомольской работе трудились энергичные и напористые секретари комитетов заводов Афанасьев Евгений (п/я 105), Перова Галя (п/я 122), Калинченко Владимир (п/ я 465), Винокурова Люся. (п/я 68), Кувыкина Антонина. (Техстекло), Лещенко Владимир. (военно строительные части ), Безродный Олег (п/я 447), Нора Торадей (Жиркомбинат) и др.
Через год наш первый секретарь райкомам А.Курилов был выдвинут на работу в органы, а меня избрали на его место и членом бюро Саратовского горкома ВЛКСМ. Секретарями в горкоме работали хорошо известные мне товарищи Катушев Г.В., Муренин К.П., Лапшова Л. И.
В эти годы мы при поддержке райкома партии и исполкома во время субботников и воскресников помогали строительству проспекта - путепровода из центральной части города в нашу дачную сторону. Связующим и узким местом были мост через железнодорожные пути, автодорога, которая должна быть расширена и стать основным проспектом через весь район.
Привлекали молодежь со всего района. К осени стройка была завершена. Трасса принята. Конечно, как и в каждой работе, было много больших и мелких неурядиц, ошибок, неприятностей. Но они не осели в памяти. А вот одно событие – оставило след.
ЗАХВАТИЛИ ДОМ.. В декабре 1961 в субботу поздно вечером в нашу квартиру настойчиво постучали. Открываю, сержант милиции.; «Вас вызывают в райком партии. Срочно . Машина у подъезда». Через 15 минут вхожу в кабинет первого секретаря райкома партии. Несколько человек за столом.
- «Вот и комсомол прибыл..Подождем еще – сейчас подъедут и другие. У нас серьезное и необычное ЧП. Большое. Сложное. Рабочие и специалисты завода Техстекло самовольно сегодня вечером совершили самозахват готового к сдаче многоквартирного дома в поселке завода. Обстановку выясняем. Милиция там уже на месте. Вам надо, распределившись по подъездам и этажам (вот по этому списку) срочно выехать на место. Установить, кто какую квартиру занял. Кто в ней находится. Обойти всех, собрать на площадках и доходчиво разъяснить незаконность этих действий, объяснить, чем это грозит по Закону.
А главное – выявить .. уговорить людей приостановить самозахват и перевоз вещей. И по возможности выяснить у добровольцев, которых сумеете убедить и под наши гарантии оставить самозахваченные квартиры. Действовать спокойно, без угроз, уточняя как все произошло.
И в 7 часов утра доложить результаты. В первую очередь выявить есть ли среди них коммунисты и комсомольцы, наиболее лояльные товарищи. С бузотерами не скандалить. Транспорт внизу. За дело!»
Подъезжаем. Время полуночное. Зима. Светит луна. Электричества нет. Около дома без крика и шума рабочая суета. Тащат в подъезды и квартиры домашний скарб, легкую мебель, утварь. На лестницах и в доме люди спокойно деловито снуют вверх-вниз по ступенькам. Чиркают спичками или освещают путь огоньками свечек, керосиновыми лампами, электро фонариками. На лестничной площадке уже кто то ведет переговоры.
- А что ?- басит крепкий мужик .. Сколько же терпеть и ждать надо … Надеялись , по честному получить, свои квартиры по очереди. Ходили на субботники, помогали строителям скорее сдать дом... А тут объявили, что квартир то на треть меньше нам выделено. Ушли в фонд города, района, строителям, за какие то прежние долги. Вот и решились...Никто нас не выселит. Мы все по честному – как был ранее вывешен список: кто по очереди. Вот мы и здесь. А с долгами и отдачами пусть власть сама рабирается. Деньги мы уже собрали и наши ходоки уже в Москву поехали . Защиту искать.»
Молодежи не видно. В основном отцы семейств, женщины, пожилые. В полутемноте мелькнуло знакомое лицо..Да это - Саша Игумнов! Знал его как активиста еще на своем заводе..Я к нему.
- Саш, как же так все получилось? И ты как в это вмешался. Где, в какой ты квартире?
Показывает. На узлах жена, двое детей. Жена плачет. Мать в старом жилье осталась. Объясняет все без надрыва. Спокойно Он то сам понимает, что нарушили правила ..Но как жить то дальше? И если по очереди по справедливости не получается?
- Пойдем, покажу где я сейчас живу .. Посмотри , секретарь ..
И тянет Саша меня за рукав.. Вышли во двор. По протоптанной в неглубоком снегу тропке несколько десятков метров в поле. Какое то приземистое укрытие. Замерзшие ступеньки вниз. Дверь тяжелая отсыревшая поддалась . В землянке, как погребе.. Обшита черновым горбылем, голые скамейка, топчаны для постелей, кухонный столик , ведра с водой и отходами, керогаз, в углу - старая женщина. Мать Саши в телогрейке, укутанная одеялом.
- Вот так я живу пятый год. А считают мастером и на хорошем счету держат. И квартиру должен был получить..А когда все рванули и я за ними. А что делать? Обещали несколько раз. Тут я и в список на вселение попал. Но побоялся, захватят вне очереди, и мне не достанется. Вот как и все решился.Понимаю, не законно, а что поделаешь?
Проговорили мы с ним недолго, потом с женой и матерью, которая оставалась в землянке. Обещал: все, чем могу - буду стараться помочь. Но что б не накалять, надо выселиться . Не дело это. Секретарь райкома партии тоже обещал помочь.
Смотрю, Саша заколебался, и уже бы на попятную. Жалко их всех. Сам я только недавно с семьей вселился в коммуналку, жил в одной комнате.. Состояние было такое, была бы еще одна комната, взял бы хоть к себе на время.
Рано туктром в райкоме партии доложил про Игумнова. Сказал, что нашел только одного, с которым надо срочно работать и реально помочь.
Дело это с самозахватом жилого дома тут же дошло и до обкома партии, и до Москвы. Посланцы от заселенцев еще вечером выехали в Москву добиваться справедливости.
Несколько раз все это разбирали и на бюро райкома, и исполкома, и в обкоме партии. Расселение шло более полугода. Те, кто был в первых рядах списка на получение остались, их не тронули. А каких-то нахально действующих нахрапом силой выселили, с кем то подписали гарантийные обязательства. Сократили процент возврата и долга. Ряд районных и заводских начальников лишились своих мест. Вскоре сменился и первый секретарь райкома партии. Саше Игумнову дали кватиру- комнату в коммуналке: Он один из первых покинул этот дом . Вот такая была жилищная история...
Зима. 1962г
Свидетельство о публикации №225071600760