SOS или профессиональный крик души психолога
Моя усталость сегодня зашкаливает...
Мысленно анализирую свой день и отчётливо понимаю, что всё четверо моих клиентов сегодня совершенно не нуждались бы в моей профессиональной помощи, если бы взрослые бездумно не следовали моде...
Таких клиентских историй не было ещё двадцать лет назад... А теперь реалии профессионального пространства заставляют известного учёного с мировым именем в медийном пространстве высказаться в своём интервью резко, гневно и, не подбирая деликатных выражений" (цитата из интервью в конце публикации).
На психологическом консультировании сегодня было четыре человека - вроде бы и не много, но два случая из них уже нуждаются в глубинной и, к моему глубокому сожалению, длительной психотерапии. За этими "двумя случаями" судьбы и личные трагедии двух молодых женщин. Им по двадцать два года, одна из них уже попала к психиатру и ей было назначено медикаментозное лечение... Два других клиента - это молодая мама двадцати девяти лет и её шестилетния дочь (ребёнка мне несказанно жаль: она невольный заложник-жертва ошибочных убеждений родительницы, от которых взрослая участница отказываться, похоже, не собирается).
Но теперь обьясню по порядку и, постараюсь, на доступном языке обрисовать суть проблемы, которая привела ко мне сегодняшних клиентов, "иллюстрирую" теорию примерами из жизни...
Нет, на мой взгляд, в мире ничего трогательнее малышей и их детской игры, где забота и любовь становятся главным. Обожаю наблюдать за детками.
Вот стайка пятилетних девчонок уютно расположилась под ивами. Они лечат, кормят, баюкают, с интересом переодевают своих куклят...
Мальчишки поблизости самозабвенно в песочнице строят фантастические города, продумывают автодороги, проектируют первые в своей жизни мосты...
Но застать на детской площадке такие сюжеты сейчас мне удаётся крайне редко. Чаще попадаются мамочки, которые везут коляску с младенцем, у которого (о ужас!) в рученьках гаджет.
Всё в жизни имеет свои циклы развития. Весна сменяется летом, за беспечной порой детства следует подростково-юношеский период...
Подростковый возраст - это то время развития личности человека, когда ведущей деятельностью, то есть двигателем психологического роста и развития, становится общение со сверстниками, учеба.
Возрастную периодизацию и термин "ведущая деятельность"" ввёл в научное поле и описал выдающийся и талантливый психолог Лев Семенович Выготский. Его, с особым пиететом, современники называли Моцартом в психологии.
Перепрыгнуть или игнорировать какой-либо период взросления, не возможно.
Но об этом, к моему огромному профессиональному сожалению, забыли напрочь коллеги, которые продавая свои услуги под привлекательной "этикеткой раннего развития" заставляют деток отказаться от игры (в дошкольном возрасте именно игра является ведущий деятельностью), навязывают им навыки письма, чтения тд.. Такие горе "специалисты" либо учились на ускоренных курсах, без погружения в академические основы науки, либо гонорар дороже истины?!
А современные родительницы слепо следуют за модой на "раннее развитие", воруют детство у своих чад...
Вот и обещанный пример: жизнь молодой женщины, которая уже на медикаментозном лечении у психиатра (о ней я упомянула выше) , складывалась, если смотреть со стороны, как говорят, дорого-богато:
- родители имели достаток, наняли для дочери няню сразу после рождения (отсюда отсутствие эмоциональной связи с родителями теперь), та исправно водила малышку с годика по бесконечным "развивашкам";
- на обычные игрушки денег решено было не тратить, купили планшет;
- в школьные годы - репетиторы;
- общение с одноклассниками, по мнению родителей, - лишняя трата времени;
- постоянные и далеко нелестные отзывы, едкие комментарии родителей в присутствии дочери о педагогах, репетиторах, одноклассниках и их родителях, а так же и в адрес старшего поколения этого семейства;
- платная учёба в престижном ВУЗе, но, по итогу, написать самостоятельно дипломную и курсовые работы студентка могла только с использованием программ искуственного интелекта, которые для дочери приобрела за солидные деньги "заботливая" мама...
Природу невозможно обмануть! Есть объективные законы развития психики человека - их нельзя игнорировать без ущерба для роста и развития малыша.
Так, в наше время, детство стало самым настоящим дефицитом. Лишая ребёнка игры (в кубики, конструктор, дочки-матери и тд.), современные родители рискуют получить серьёзные проблемы в будущем для себя и, что особо вызывает у меня профессиональную боль, своих детей...
Настоятельно рекомендовала мамочке шестилетней девочки прежде, чем использовать в будущем какие-либо методики в воспитании ребёнка и технологии научно-технического прогресса находить в интернете отзывы учёных и практиков на этот счёт (она намерена дочь отдать на курсы скорочтения).
Искренне пожелала, чтобы она сумела сбавить "скорость", чтобы суета мира отступала, в душе зазвучала теплом любовь и радость.
Мечтаю, чтобы мамочка унесла бы с собой из моего кабинета важный посыл: живая потребность ребенка – быть в отношениях с близкими, особенно с мамой, в атмосфере принятия, в диалоге. Малыш растёт, гармонично развивается не в вакууме гаджитов, а через прикосновение, через улыбку, через взгляд, через объятия, через неизменную сказку на ночь, которую рассказывает мама... Открыла в себе способность чувствовать и сопереживать вместе со своей дочерью, а это очень редкий дар, который приносит наслаждение общением.
На фотографии к этой моей публикации картина "Раненый ангел" (фин. Haavoittunut enkeli). Это самая известная картина финского художника Хуго Симберга. Она была написана в 1903 году, повторена как фреска Кафедрального собора.
Для меня лично полотно без слов, но красноречиво, повествует о трагедии: на фоне совершенно безжизненного пейзажа изображены два мальчика, несущие на носилках Ангела с завязанными глазами и кровоточащим крылом; один из мальчиков пристально и хмуро глядит прямо на зрителя... Сегодня его взгляд отзывается во мне болью и немым воззванием о помощи....
16.07.2025г.
"Цитата из интервью известного учёного в области психолингвистики, профессора Санкт-Петербургского университета Татьяны Владимировны Черниговской (доктор биологических наук;
доктор филологических наук;
академик Российского Авторского Общества (РАО)).
- ДЛЯ ДЕТЕЙ ОЧЕНЬ ВАЖНО НАЧАТЬ УЧИТЬСЯ ВО ВРЕМЯ. ГЛАВНАЯ БЕДА СОВРЕМЕННОГО РЕБЁНКА В ТЩЕСЛАВНЫХ РОДИТЕЛЯХ. КОГДА МНЕ ГОВОРЯТ: Я своего сына в два года начал учить читать", Я ОТВЕЧАЮ: "НУ И ДУРАК"!
"" Ведущая деятельность (научный термин) — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в психических процессах и психологических особенностях его личности.
Фото из интернета в свободном доступе. Благодарю автора.
Свидетельство о публикации №225071600960
Как жаль, что так мало специалистов желающих поднимать, актуализировать эту проблему. Про то, что творится в школах и насколько безграмотна большая часть учителей в данных вопросах я думаю даже и не стоит говорить, увы...
С уважением,
Альфия Ахметшина 24.07.2025 23:55 Заявить о нарушении