Мясищев Владимир Михайлович. Авиаконструктор
Посетители Московского международного авиасалона (МАКС) в подмосковном Жуковском могли видеть самолёт довольно необычной конструкции - с узким фюзеляжем и огромным бочкообразным контейнером, расположенном сверху. В отличие от "Мрии", построенной в КБ Антонова, о самолёте ВМ-Т "Атлант" слышали только специалисты и фанаты из числа поклонников авиации.
А ведь "Атлант", получивший прозвище "летающая бочка", выполняли всю черновую работу по программе "Буран",доставляя на Байконур и космические корабли многоразового использования, и блоки ракеты-носителя "Энергия". В ту пору, когда "Атлант" вовсю трудился, "Мрия" только строилась.
Судьба "Атланта" сопоставима с судьбой основателя КБ, в котором был создан этот самолёт. Владимир Михайлович Мясищев по своему таланту не уступал столпам отечественной авиации А.Туполеву, С.Ильюшину, О.Антонову, но всю жизнь оставался в их тени.
Будущий авиаконструктор родился 18 сентября 1902 года в Тульской губернии, в городе Ефремове. После реального училища Владимир Мясищев поступил в МВТУ им. Баумана и окончил его в 1926 году. Ещё в училище он совмещал учёбу с работой на научно-опытном заводе в качестве чертёжника,а затем конструктора.
После училища Мясищев попал на работу в ЦАГИ (Центральный аэродинамический институт), в отдел, которым руководил А.Туполев. Молодого специалиста определили в бригаду крыла под руководством Владимира Петлякова. Мясищев разрабатывал крылья для бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3. Довольно быстро стало ясно - Мясищев не просто талантливый инженер, но специалист, способный вырасти в большого конструктора.
Когда КБ Туполева выделилось из ЦАГИ в отдельную структуру, туда перешёл и Мясищев. Ему поручили работу над экспериментальными самолётами. В 1930-х годах в США была закуплена лицензия на производство Douglas DC-3 - адаптированный к условиям СССР. Машина должна была стать основой транспортной авиации. Доведение до серийного производства поручили Мясищеву, он с этой задачей справился успешно. Однако завершались работы уже без него - конструктора арестовали.
По обвинению во вредительстве и подготовке к совершению контрреволюционных преступлений Мясищева осудили на 10 лет. Правда, оказался он не в обычной тюрьме, а в ЦКБ-29 НКВД, где осужденные советские авиаконструкторы, включая Туполева, продолжали свою работу в новых условиях.
В "Туполевской шарашке" Мясищев возглавил одну из четырёх бригад, которая занималась разработкой проекта дальнего высотного бомбардировщика КВБ-102. После начала Великой Отечественной войны авиаконструкторы-заключённые были отправлены в эвакуацию,и уже там узнавали, что освобождены. Государству для налаживания авиапроизводства на новом месте они полезнее в качестве свободных граждан.
Проект ДВБ-102 получил высокую оценку, но в серию не пошёл. В сложившихся условиях стране нужны другие самолёты. Одним из таких является пикирующий бомбардировщик конструкции Владимира Петлякова. "Пешки", как их прозвали в армии, срочно требовались на фронте, и количество производимых самолётов надо было увеличивать, но в 1942 году в авиакатастрофе разбился Владимир Петляков.
Дальнейшие работы по совершенствованию Пе-2 поручили Мясищеву, и с задачей он справился. За годы войны появились не менее восьми модификаций бомбардировщика.
В начале войны Мясищев и его КБ начинают работу над проектом реактивного бомбардировщика РБ-17 с четырьмя двигателями РД-10. Однако, в начале 1946 года, сотрудники которого совсем недавно отметили правительственными наградами, были расформированы. Причиной была "малая отдача" КБ. Наработки Мясищева передали в КБ Ильюшина, где на их основе построен реактивный Ил-22.
Мясищев стал преподавать в МАИ, где являлся деканом самолётного факультета. Вернуться к работе в качестве конструктора он смог в начале 1950-х годов, когда стране понадобился новый стратегический бомбардировщик. Предложения Мясищева направились членам правительства, и 24 марта 1951 года было воссоздано его КБ №23.
Здесь конструктор вступил в заочный спор с Туполевым. Сталин требовал от Туполева создать межконтинентальный бомбардировщик с определёнными характеристиками, которые создатель фирмы "Ту" считал нереальными. "А вот Мясищев, тот хочет!" - раздражённо ответил Сталин. Так между Мясищевым и Туполевым началась настоящая конкурентная борьба.
Уже к осени 1952 года был построен первый опытный самолёт М-4. Параллельно ему создавался туполевский Ту-95, поднявшийся в небо в ноябре 1952 года, на два месяца раньше конкурента. Тем не менее, бомбардировщик М-4 (по классификации НАТО - "Бизон") был принят в эксплуатацию в феврале 1955 года, более, чем на год раньше ТУ-95 (Медведя"). "Бизон", однако, получился сложный и капризный, из-за чего был подвержен высокой аварийности.
Опыт М-4 был учтён Мясищевым. Путём радикальной модернизации был создан бомбардировщик 3М (он же М-6). С новыми двигателями "Бизон-В), как назвали машину в НАТО, мог достигать ядерных объектов и хранилищ в южных штатах США. В марте 1956 года №М был принят в эксплуатацию.
На базе этой модели Владимир Мясищев планировал создать целое семейство самолётов. Увы, большинство из них построены в единственном экземпляре, либо вообще остались только в чертежах. Но,"Атлант", о котором мы вспоминали в начале статьи, является творческой модификацией бомбардировщика 3М.
В 1957 году Владимиру Мясищеву присваивают звание Герой Социалистического Труда. Казалось бы, полное признание заслуг и возможность создавать новую технику, но, увы, всё получилось не так. Сверхзвуковой ракетоносец М-50 был построен в одном экземпляре, принял участие в парадах, но в серию не пошёл из-за убеждённости Никиты Хрущёва, решившего, что межконтинентальные баллистические ракеты сделают стратегические бомбардировщики бесполезными.
КБ Мясищева в 1958 году начали разрабатывать идеи сверхзвукового пассажирского самолёта М-53. Одновременно ещё одна группа работал над проектом первого советского космоплана М-48. Но в 1960 году КБ Мясищева по решению правительства расформировывается, а штат передаётся в КБ Челомея, работающего по ракетно-космической тематике. Владимир мясищев назначается главой ЦАГИ.
Должность высокая, но не для конструктора уровня Мясищева, его фактически лишили права творить. Многие его разработки затем будут использованы другими конструкторами. В конце 1966 года Мясищев добивается права вновь создать своё КБ и становится генеральным конструктором экспериментального машиностроительного завода в Жуковском. Он работает над проектами новых стратегических бомбардировщиков М-18 и М-20. Однако. это поле уже заняла фирма Туполева. Далее часть 3М из бомбардировщиков был переделаны в топливозаправщики.
На фирме Мясищева разрабатывалась кабина и ряд систем космического корабля многоразового использования "Буран". Свои узнаваемые черты "Буран" унаследовал у опытных разработок КБ Мясищева. К слову, сам Владимир Мясищев считал, что проект космоплана М-19, разрабатывавшийся в его КБ, значительно перспективнее. Однако, в итоге КБ Мясищева подчинили разработчикам "Бурана".
Несмотря на то, что здоровье уже подводило, Мясищев продолжал напряжённо работать. Редкие дни отдыха конструктор проводил на даче. Там его и настиг приступ, ставший роковым. Несмотря на все усилия врачей, 14 октября 1978 года Владимир Михайлович Мясищев скончался.
Источник: AIF.RU Федеральный АИФ. Автор Андрей Сидорчик. 28.09.2018.
Награды Владимира Мясищева:
Лауреат Ленинской премии (1957).
Три ордена Ленина (1945, 1957, 1982)
Орден Октябрьской революции (1971).
Орден Суворова 2-й степени (1944).
Орден Трудового Красного Знамени (1976).
Медаль им. С.П.Королёва.
Похоронен в Москве на Новодевичьем кладбище.
Источник: bigenc.ru
Свидетельство о публикации №225071701129