Старый Тобольск. Люди и камни 8
Деревянная церковь Параскевы Пятницы в Нижнем посаде была построена еще в конце XVII – начале XVIII века. Каменная ее преемница была заложена в 1754 году. Теплый нижний храм был освящен в 1770 г., а верхний холодный в 1775 году. В церкви три престола: верхний освящен во имя Алексея человека Божия, нижний во имя Сретенья Господня и в северном приделе престол во имя Параскевы Пятницы.
В 1784, 1794 и 1854 гг. храм сильно пострадал от наводнений. В 1788 г. Пятницкая церковь пострадала в Большом пожаре, но была отремонтирована.
1 июля 1873 г. в Пятницкой церкви случился пожар, обгорел купол храма и пострадал иконостас.
Престольные праздники в Сретенской (Пятницкой) церкви: Сретенье Господне (2 февраля), Благовещение Пресвятой Богородицы (25 марта), великомученика Пантелеймона (27 июля), Параскевы Пятницы (28 октября).
Причт церкви состоял из священника и псаломщика.
В Пятницкой церкви в разное время служили Алексей Петров, Николай Скосырев, Василий Космаков, Павел Миловзоров, Николай Земляницын, Алексей Симонов, Петр Райский, Константин Львов, Александр Юрьевский.
В конце XIX в. здесь прославилась икона святого великомученика Пантелеймона, присланная с горы Афон. В 1902 г. вокруг храма устроили каменную ограду.
В приходе Сретенской (Пятницкой) церкви 25 марта 1793 г. родился Гаврила Степанович Батеньков, единственный декабрист-сибиряк. В семье прапорщика Стефана Герасимовича Батенькова и его жены Анастасии Андреевны (урожденный Урванцевой) он был двадцатым ребенком. Обучался Гавриил в Тобольском военно-сиротском училище, а затем в гимназии. В возрасте восемнадцати лет он покинул Тобольск.
19 декабря 1882 г. в Сретенской церкви отпевали ее бывшего священника Николая Васильевича Скосырева, умершего 16 декабря. На отпевании было так много людей, что «не было возможности ни войти, ни выйти из храма; свечи перестали гореть в руках и на подсвечниках» (Тобольское епархиальные ведомости. 1883. № 8. С. 176).
Район Пятницкой церкви был очень оживленным. За мостом, который по церкви именовался Пятницким, находилось питейное заведение. Здесь постоянно случались драки и поножовщина.
«13 октября по Пятницкой речке у питейного заведения отставной солдат Тимофей Балакшин скоропостижно умер; о летах покойного не объяснено» (Тобольские губернские ведомости. 1889. № 45. С. 15).
«20 декабря, возвращаясь по Пятницкой речке из кабака Дергоусова, крестьянин Матвей Зорин был ограблен тобольскими мещанами Степаном Щукиным и Василием Нагибиным, отобравшими у него 46 руб. 40 коп. деньгами; против последних названных лиц возбуждено уголовное преследование» (Сибирский листок. 1901. № 4. С. 2).
Улица Большая Болотная
По части благоустройства улица Большая Болотная соответствовала своему названию.
«Не в редкость бывает, что утопают по Курганской улице, где самое непроходимое место против Максима Попова, который канавы не копает. 14 августа ехали два водовоза и, засевши напротив дома Попова, бились не менее двух часов; на помощь приходили из другой улицы и едва-едва выручили лошадей и бочки с водой из этой погибели» (Сибирский листок. 1900. № 66. С.2).
Или другое сообщение:
«Необходимо обратить внимание кому следует в нашем городе на Курганскую улицу (она же Большая Болотная), которая в виду наступления лета и теплой погоды весьма легко может послужить к распространению заразных болезней. Посреди улицы пролегает канава, которая наполнена дохлыми кошками, собаками, разными отбросами и помоями, и кроме всего этого, в ту же канаву из дома Никитиной проведена из ватерклозета сточная труба и все эти нечистоты проходят затем к центру города. Если кто желает знать, откуда берется запах зловония в центре города, пусть пройдется по улице Курганской и тогда ему станет ясно, что по канаве вся эта прелесть относится к Качалову мосту, а оттуда в речку Курдюмку» (Сибирский листок. 1900. № 42. С. 2).
Улица Рождественская (Христорождественская)
Улица названа по церкви Рождества Христова. Церковь Рождества Христова была заложена почти одновременно с Благовещенской в 1744 году. Руководил строительством «церковный уставщик» Кузьма Черепанов. В 1761 г. строительство было завершено. В церкви находилось три престола: в честь Рождества Христова, Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев и Смоленской Божьей Матери, а соответственно и знаменитые иконы этих святых.
Площадь возле церкви именовалась Рождественской. Здесь находилась одна из пяти стоянок биржевых извозчиков. На Рождественской площади в Пасхальную неделю устраивали качели, балаганы с куклами, акробатами и фокусами. 31 мая 1898 г. на площади прошел праздник древонасаждения.
Через дорогу напротив Рождественской церкви находилось здание Общественного собрания.
В 1894 г. на улице Рождественской открылся епархиальный свечной завод. «В воскресенье 10 июля состоялось торжественное открытие епархиального свечного завода; дом для завода куплен за 8000 руб., совершение купчей крепости и ввод во владение обошлось в 354 руб., ремонт дома – в 1277 руб. 88 коп., устройство собственно завода, то есть покупка паровика и паровой машины, постройка особого каменного помещения для паровика, устройство и установка механизмов и приспособление для выделки свеч и побелки воска и прочее обошлись в 4636 руб. 83 коп. Таким образом устройство завода обошлось в 14268 руб. 71 коп. Устройством завода заведовал о. Феодосий, настоятель Абалакского монастыря» (Сибирский листок. 1894. № 56. С.3).
На пересечении улиц Почтовой и Рождественской находился дом, в котором последние годы жизни проживал сказочник Петр Павлович Ершов. Парадным фасадом дом выходил на Рождественскую улицу. Это был одноэтажный рубленный дом с ризалитами, мезонином, обшит досками. Построен дом в первой половине XIX в. и принадлежал родственнику третьей жены Ершова Елены Николаевны – купцу Токареву. При доме был большой сад с двумя беседками и огород. Дом окружали многочисленные службы: конюшня, каретный сарай, баня, кухня с людской. Семья Ершовых поселилась в этом доме в 1862 году.
Во второй половине XIX в. на улице Рождественской действовала гостиница «Ярославль». Газета «Тобольские губернские ведомости» приглашала в нее гостей следующим образом:
«В гостинице «Ярославль» на Рождественской улице можно иметь обед и ужин, скромный и постный, изготовленный из лучших свежих припасов. Цена каждой порции на одну персону 20 коп. серебром.
Желающие получать кушанье на дом, присылают не ранее 12 часов с объяснением чего желают. Платящие вперед, не менее как за десять порций, получают билеты на каждую порцию для одной персоны по 15 коп. серебром.
Также в сей гостинице принимаются заказы на торжественные случаи, с десертом, с сервировкой, с прислугой и без оных, по умеренным ценам, смотря по назначению качества блюд и числа порций. В этой же гостинице имеются номера для приезжих, по 50 коп. в сутки.
Господа посетители гостиницы «Ярославль» будут удовлетворяемы в своих требованиях, честнейшим образом и за возможно умеренную цену» (Тобольские губернские ведомости. 1864. № 41. С. 353).
Недалеко от Андреевской церкви, на улице Рождественской находился дом, в котором проживал декабрист Александр Михайлович Муравьев. Муравьев был братом Никиты Муравьева, видного деятеля «Северного общества». Оба брата были приговорены к каторжным работам. С 1836 г. они были поселены в селе Урик под Иркутском. Никита Михайлович на поселении скончался, а его брат Александр и декабрист Вольф были переведены в Тобольск.
17 июля 1845 г. Александр Михайлович Муравьев с женой Жозефиной Адамовной (урожденной Брашман), с сыном Михаилом (двух лет) и дочерью Екатериной (одного года) прибыл в Тобольск.
Семья Муравьевых была очень обеспеченной – мать Александра Михайловича Екатерина Михайловна после смерти мужа Михаила Никитича Муравьева, сенатора и попечителя Московского университета, осталась хозяйкой огромного состояния.
В Тобольске Муравьев приобрел один из лучших домов. Флигель дома он предоставил одинокому холостяку Фердинанду Богдановичу Вольфу.
Муравьев назначен в губернское правление писарем, а Вольф определен преподавателем курса гигиены в Тобольскую духовную семинарию. В Тобольске у Муравьевых родились три дочери: Алина (1845), Александра (1847), Лидия (1848). Для того, чтобы укрепить здоровье дочерей Жозефина Адамовна, по ходатайству к кн. Горчакову, каждое лето проживала в Иоанно-Введенском монастыре.
24 ноября 1853 г. Александр Михайлович умер. Жозефина Адамовна продала дом и уехала из Тобольска. После отъезда семьи Муравьевых Вольф остался одиноким, вскоре заболел и умер 24 декабря 1854 года.
В конце XIX в. на улице Рождественской находилось кондитерское и пекарское заведение купца Николая Попова. Ежегодно в нем выпекалось до 2040 французских булок и до 1320 кондитерских изделий.
На улице Рождественской в конце XIX в. в доме Ершова продавали швейные машинки «Зингер».
В мае 1898 г. Тобольская ветеринарно-фельдшерская школа приобрела дом полковницы Кривцовой на Рождественской улице за 4000 рублей.
25 сентября 1909 г. на улице Рождественской в доме Фришмана был открыт первый в Тобольске электро-театр «Люкс».
По данным первой Всероссийской переписи населения, на улице Рождественской в доме Корнеева, квартира № 5, проживала семья Городковых. Отец семейства Николай Александрович Городков, являлся преподавателем Тобольской духовной семинарии и редактором «Тобольских епархиальных ведомостей». Его старшему сыну Борису в январе 1897 г. подходил седьмой год. Еще до поступления в гимназию он получил домашнее образование. Отец смог привить Борису интерес к ботанике и географии, а в годы учебы в Тобольской гимназии он собрал лучший гербарий растений окрестностей Тобольска.
В 1908 г. Борис Городков окончил Тобольскую гимназию с серебряной медалью и поступил в Петербургский университет. В студенческие годы Городков все летние каникулы проводил в экспедициях по Западной Сибири. В 1910 г. Тобольский губернский музей поручил молодому исследователю самостоятельно изучить бассейн реки Конды. Результаты работы оказались настолько удачными, что были опубликованы в журнале «Землеведение» (№№ 3-4, 1912). В 1911 г. Городков изучал флору и фауну на реке Салым, притоке Оби.
В 1912 г. Борис Городков окончил университет и продолжил научную деятельность. В 1912 г. по заданию Переселенческого управления он описывал растительность Ишимского уезда Тобольской губернии, в 1913 г. отправился на реку Вах, приток Оби, в дикую неисследованную местность. В будущем Борис Николаевич Городков изъездит весь Урал, Сибирь и Дальний Восток, откроет 15 новых растений и оставит огромное научное наследие – 115 печатных трудов.
Происшествия на Рождественской улице: «1 апреля, около 4 часов утра в доме крестьянина Максима Кислицина во 2-й части, по Рождественской улице, от неизвестной причины произошел пожар, которым истреблен сказанный дом. Во время пожара сгорели хозяин дома Максим Кислицын, девица Кислицына и две девицы Боевы, трупы которых найдены после пожара, а также найдено около 20 тыс. руб. денег кредитными билетами и звонкой монетой, о летах сгоревших и об убытках не объяснено» (Тобольские губернские ведомости. 1889. № 27. С. 14).
«На 23 января к квартире крестьянина Михаила Фофанова, проживающего в доме Вершинина по Рождественской улице, неизвестно кем подкинут младенец мужеского пола, по-видимому, не более трех дней» (Тобольские губернские ведомости. 1889. № 6. С. 15).
«Нас просят обратить внимание кого следует, что мимо дома мясника Тимофея Попова что за собранием по Рождественской улице небезопасно проходить, из ограды дома этого любителя животных выбегает стая собак и накидывается на пешеходов, на днях, например, был искусан мальчик – разносчик телеграмм «Сибирского листка», затем местный семинарист Егор Симонов» (Сибирский листок. 1907. № 40. С. 3).
Рождественская (Христорождественская) церковь
Деревянная церковь Рождества Христова была построена в 1652 году. В 1744 г. прихожане Рождественского храма задумали вместо обветшавшей деревянной церкви построить каменную. Летом 1748 г. к западу от деревянной церкви был заложен каменный храм. Строился он на средства тобольского ямщика Кузьмы Черепанова.
1 апреля 1751 г. освящен главный храм. Иконостас в нем устроил купец Василий Васильевич Бушков. Внутри церковь была украшена фресками и лепниной.
В 1761 г. устроен северный придел во имя Смоленской иконы Божьей Матери. В 1802 г. был заложен южный придел во имя Зосимы и Савватия Соловецких чудотворцев. Деньги на его строительство давал купец Иван Ширков. В 1847 г. на храме и колокольне были устроены медные главы, с позолотой через огонь. Во время грозы 1 августа 1906 г. в купол церкви ударила молния, отчего был опален иконостас.
Штат церкви состоял из священника и псаломщика. В церкви в разные годы служили священники Симеон Агафонов, Михаил Тверитин, Василий Космаков, Александр Дулебов, Василий Скосырев.
Престольные праздники в Рождественской церкви: преподобного Зосимы, игумена Соловецкого (17 апреля), иконы Божьей Матери «Неопалимая Купина» (4 сентября), преподобного Савватия Соловецкого (27 сентября), Рождество Христово (25 декабря), Собор Пресвятой Богородицы (26 декабря).
В 1863 г. в приходе церкви проживал 261 чел. (115 м., 146 ж.). В 1895 г. в приходе проживало 214 чел. (109 м., 105 ж.).
14 декабря 1886 г. при храме была открыта одноклассная мужская школа грамотности. В 1891 г. школа была преобразована в церковно-приходскую и размещена в собственном здании. 20 сентября 1898 г. было освящено построенное для школы новое здание. Стоимость его составила 2800 руб. Большую часть суммы предоставил епархиальный училищный совет. Попечителем школы купцом Василием Яковлевичем Смороденниковым пожертвованы листы железа для крыши на 200 руб., от прихожан церкви поступило 108 рублей. В 1899 г. в Христорождественской церковно-приходской школе открыта библиотека-читальня. В 1908 г. в Христорождественской мужской церковно-приходской школе обучались 75 мальчиков.
Андреевская церковь
Деревянная Апостоло-Андреевская церковь была построена в 1646 году. Долгое время она была приходской церковью живших в слободе казаков. Первые казаки пришли в Сибирь с Ермаком Тимофеевичем. После гибели атамана выжившие казаки ушли в Россию. Затем часть их вернулась в Сибирь с московскими воеводами. Казаки служили в Тобольске в старой казачьей сотне под началом атамана Гаврилы Ильина по тридцать и более лет. В 1611 г. престарелые участники ермаковского похода были определены на проживание в Богородице-Успенском монастыре. По воспоминаниям казаков были составлены Есиповская летопись и «Синодик Ермаковским казакам». По данным «Служебной чертежной книги» С.У. Ремезова, в 1710 г. в Тобольске было 155 казачьих дворов. При церкви действовало приходское кладбище.
Описывая Тобольск восемнадцатого столетия, историк Евгений Васильевич Кузнецов приводит рассказ о привидении, которое завелось в приходе Андреевской церкви в феврале 1740 года. До этого подобные гости тоболяков не баловали, и поэтому «при встрече с оным женка Афимия Иванова испытала от него страхи» и пошла в полицию.
Полицейские принялись ловить привидение. Но вместо привидения поймали конного казака Левку Сумкина, который проживал на квартире у солдатской жены Пелагеи Студенцевой. На свою беду, Левка вышел во двор по малой нужде с белой простыней на голове.
Левку взяли в караул. Кроме простыни, других улик найдено не было. Предлагали признаться по-хорошему, но казак свою причастность к «привидению» отрицал. В марте того же года его выпустили и велели полицейским нести дежурство возле его двора, чтобы в нужный момент схватить казака с поличным. Дальнейших сообщений о привидении не поступало…
В 1744 г. купец Авраамий Сумкин на месте деревянной Андреевской церкви поставил небольшой каменный «сруб». Документы называют строителем церкви каменных дел подмастерье Корнилия Переволоку. В 1749 г. был освящен придел во имя Авраамия Затворника, а в 1755 г. во имя Андрея Первозванного. В 1759 г. достроена трапезная и освящен третий престол во имя Иоанна-воина.
В 1848 г. в Тобольске случилась страшная эпидемия холеры. За месяц умер 621 человек. В самый разгар эпидемии прихожанин Андреевской церкви Иван Пермяков во сне услышал голос, который говорил: «Вот Абалакская чудотворная икона Божьей Матери из Абалакского монастыря принесена в Тобольск. Зачем же не принесут сюда икону Почаевской Божьей Матери из Ивановского монастыря?». Пермяков рассказал свой сон соседям, и 30 июня толпа жителей Подчувашского предместья пришла к епископу Георгию и просила принесение иконы.
1 июля икона была принесена в Тобольск. После крестного хода эпидемия пошла на убыль и затем прекратилась совсем.
Жители Подчувашского предместья и других районов Тобольска попросили владыку о ежегодном принесении иконы в Андреевскую церковь с 1 по 3 июля.
В 1856 г. они ходатайствовали перед преосвященным Евлампием о принесении иконы в Тобольск в Петров день на целую неделю. Церковные власти разрешили принос иконы, но всего на один год.
В марте 1859 г. в Святейший Синод поступило новое прошение о принесении иконы на две недели. 12 октября 1859 г. Синод разрешил принос иконы с 29 июня по 4 июля. Ежегодно 26 июня икону Божьей Матери Почаевской приносили в Петропавловскую церковь Тобольска.
29 июня из Петропавловской церкви, после литургии икону приносили в Андреевскую церковь. 4 июля из Андреевской церкви в 5 часов вечера икона крестным ходом переносилась в кафедральный собор к всенощному бдению.
Престольные праздники в Андреевской церкви: св. мученика Иоанна Воина (30 июля), преподобного Аврамия Ростовского (29 октября), апостола Андрея Первозванного (30 ноября).
В штате церкви значились священник и псаломщик. В церкви в разные годы служили священники Симеон Васильев, Симеон Лаврентьев, Иоанн Данилов, Иоанн Сентяшев, Вячеслав Глубоковский, Андрей Катаев.
Приход этой церкви был самым отдаленным. В 1895 г. в приходе проживало 1363 чел. (636 м., 727 ж.).
Приход Андреевской церкви среди приходов Тобольска был самым бедным.
«Прихожане – или бедные мещане и городовые крестьяне или, может быть, еще более бедные канцеляристы, значилось в «Памятной книжке Тобольской губернии на 1864 год». – Все они, за немногими исключениями живут в низеньких лачужках, скучившись в дурно проветриваемых комнатах, в нечистом воздухе, или уже в таких хижинах, что ветер свободно разгуливает из угла в угол, нагоняя гибельные горячки и упорнейшие ревматизмы, которыми очень славиться наш климат.
Улицы там немощеные, грязные, весной и осенью, во время дождей, буквально почти непроходимые. Летом как раз под окнами низеньких домов гниет вода, не имеющая стока, еще более отравляя своими миазматическими испарениями и без того спертый комнатный воздух вместо того, чтобы освежать его» (Памятная книжка Тобольской губернии на 1864 год. Тобольск, 1864. С. 325).
Среди приходских церквей Тобольска наибольшая смертность была в приходе церкви Андрея Первозванного. В 1899 г. в приходе умер 71 человек. В 1908 г. в приходе Андреевской церкви родился 81 чел., умерло 77 человек.
В 1885 г. была открыта Апостоло-Андреевская церковно-приходская школа. В 1913 г. законоучителем школы являлся священник Тобольского кафедрального собора Иоанн Георгиевич Аксарин. Учителя школы: Василий Ефимович Андреев, Татьяна Никаноровна Андреева и Агриппина Николаевна Кожевникова.
Улица Абрамовская
Улицы Большую и Малую Пятницкие пересекает, ведущая к Иртышу, улица Абрамовская. Она называлась так по речке Абрамке (Абрамовке).
На улице Абрамовской недалеко от здания Народной аудитории в начале XX в. находилась фотография Шредерса. В апреле 1910 г. это ателье приобрел Александр Васильевич Цветков.
Недалеко от перекрестка улиц Абрамовской и Большой Архангельской на левом берегу Архангельской (Помаскинской) речки в старину находился кабак «Притыка». В словаре Владимира Ивановича Даля есть объяснение этого слова: притыка, притык – пристрой (сиб.)/ Вероятнее всего, первоначально кабак находился в пристрое какого-то здания. Мостик, ведущий к кабаку, назывался «Притышный».
В апреле 1910 г. на улице Абрамовской в доме Лобкова открылся электро-театр «Искер», ставший третьим заведением подобного рода в Тобольске. В 1913 г. здесь с большим успехом прошла премьера фильма «Фантомас».
На берегу речки Абрамки (Монастырки) находится Знаменский монастырь – старейший монастырь Сибири. В 1770 г. в Знаменский монастырь из Софийского двора была переведена Тобольская духовная семинария.
Дальше улица ведет по Абрамовскому мосту над речкой Абрамкой. Район города за речкой Абрамкой называется «Заабрамка».
Окончанием улицы являлся берег Иртыша. Здесь находились Абрамовский перевоз (паромная переправа) и Абрамовская спасательная станция.
Происшествия на Абрамовской улице:
«11 февраля на Абрамовской улице, против пекарни Решетова, Александр Капустин и Иван Елфимов в драке нанесли крестьянину Андрученко легкую рану в голову» (Тобольские губернские ведомости. 1907. № 11. С. 6).
Тобольский Знаменский монастырь
В конце XVI в. первые русские поселенцы освоили левый берег Иртыша, напротив тобольской крепости. В 1596 (1599) г. здесь был основан первый в Сибири монастырь с церковью Зосимы и Савватия Соловецких святых. Основателями обители являлись монахи с Русского Севера Лонгин и Дионисий. Деревянный храм стоял на месте, где позже была построена часовня. Из-за частых наводнений в 1610 г. монастырь был переведен в Тобольск на гору.
Первым настоятелем монастыря был Лонгин Строитель, в 1616 г. – игумен Дионисий. Третьим настоятелем монастыря в 1622 г. стал архимандрит Мефодий.
По приказу первого архиепископа Киприана, в 1623 г. юго-западней татарских юрт был основан мужской Знаменский монастырь. Здесь была построена новая церковь во имя Знамения Пресвятой Богородицы с приделом святых Зосимы и Савватия. Число братии было невелико. В 1624 г. в монастыре было 7 келий и 10 монахов, в 1660 г. (то есть через 36 лет) в монастыре проживало всего 60 человек.
Постепенно монастырь богатеет. В 1620-1630 гг. обитель получила новые земли по реке Вагай и Куларовское озеро. В 1642 г. на пашнях в Бегишево находилось восемь дворов монастырских крестьян, на Вагае – четыре двора, на Куларовском озере – 20 дворов. Обители стали принадлежать деревни Ивановская, Екимовская, Олешкина, Шестакова.
В 1651 г. монастырь был почтен от царя Алексея Михайловича – архимандриту была пожалована митра, украшенная чеканным серебром с жемчугом и драгоценными камнями.
В 1659 г. во время грозы от молнии загорелся храм Знамения и сгорел до основания.
В 1674 г. царь Алексей Михайлович отписал монастырю рыбный песок по левому берегу Иртыша у впадения в него Тобола. Благодаря царям Иоанну и Петру, в 1691 г. был построен каменный Спасо-Преображенский собор.
29 мая 1677 г. пожар истребил почти все монастырские постройки. Уцелела только икона Божьей Матери Казанской. После пожара, уничтожившего город и обратившего в пепел архиерейский дом, в Знаменский монастырь переехал митрополит Корнилий. Здесь святитель жил до самой смерти.
В 1722 г. по завещанию архимандрита Филарета монастырю отошла деревня Кротовская на р. Кундуске со всеми домовыми строениями. В 1738 г. на помин души священник Борис Фирсов пожертвовал монастырю три принадлежащих ему песка на Оби близ Сургута.
В середине XVIII в. монастырь владел деревней Серебрянкой, землями вверх и вниз по Иртышу и по Вагаю. Крестьяне, проживавшие на этих землях, носили статус монастырских. Они были освобождены от части государственных повинностей в пользу монастыря.
В 1759 г. в штате монастыря состояло 10 монахов, 3 диакона, 2 пономаря и архимандрит. В обители проживали престарелые люди воинского звания. В 1763 г. их было 19 человек: подполковник, два капитана, прапорщик, вахмистр, каптенармус, два капрала, сержант и 10 солдат. На содержание стариков монастырь ежегодно тратил 189 руб. 56 коп., 30 четвертей ржаной муки и 15 пудов крупы.
Во второй половине XVIII в. монастырь стал одним из крупнейших землевладельцев. В 1764 г. монастырю принадлежали 33 деревни, 5 мельниц, конный завод и 2140 крестьян.
По установленной издавна традиции, все новые тобольские архиереи сначала прибывали в Знаменский монастырь. 14 августа 1712 г. в Знаменский монастырь прибыл митрополит Иоанн (Максимович). Владыка облачился в церкви в полное архиерейское облачение. Сюда прибыло к нему тобольское духовенство. Благословив новых подчиненных, владыка оправился пешком в Софийский собор. Его сопровождали священнослужители, дворяне и множество народа. Митрополит поднялся по Прямскому взвозу. На лестнице стояли казаки с обнаженными шашками. На площади у собора владыка отслужил молебен, после чего отправился в архиерейский дом.
В 1764 г. в стране была произведена крупная реформа, по которой монастырские владения были отобраны в казну. Все монастыри были разделены на три класса по количеству иноков. Знаменский монастырь был отнесен ко второму классу, при нем назначено было быть всего 17 монахам и 16 служителям. На содержание монастыря было положено 1311 руб. 90 копеек. С этого времени начался упадок монастыря.
Часть монастырских угодий в дальнейшем была возвращены обители. В 1767 г. возращены рыбные пески, в 1772 г. – сенокосы. В 1836 г. в пользу монастыря было пожаловано 150 десятин леса в Дубровной волости Тобольского округа.
В 1784 г. в Тобольске было большое наводнение. В Знаменском монастыре вода стояла на аршин. Следующее наводнение произошло в 1794 году.
В 1788 г. Большой пожар уничтожил все деревянные постройки обители. Пострадали Преображенский собор и Казанская церковь.
Кроме пожаров и наводнений Знаменский монастырь постоянно беспокоили воры. «Из ризницы Тобольского Знаменского монастыря выкрадены разные церковные серебряные вещи, весом 5 фунтов 78 золотников, с которыми полицейским приставом 2 части г. Тобольска Никитиным в питейном заведении Сыромятникова в следствии заявления сидельца этого заведения мещанина из евреев Фришмана, задержаны 26 сентября послушник означенного монастыря Сергей Лавров и ссыльный Федор Львов. Украденные вещи по отобрании от означенных лиц, представлены в Тобольское городовое полицейское управление» (Тобольские губернские ведомости. 1874. № 50. С.2).
«31 января в Знаменской церкви, чрез взлом замка у дверей украдены 4 лампады, 2 серебряных и 2 накладного серебра, кадило и денег до 100 руб.; о стоимости лампад не объяснено» (Тобольские губернские ведомости. 1885. № 11. С. 6).
Бедствия, обрушившиеся на город, привели к опустошению монастыря. Монастырь стал бедным и на свои средства не мог строить и ремонтировать церкви.
На ремонт Преображенского собора Знаменского монастыря деньги предоставил архиепископ Варлаам I. Под храм был подведен новый фундамент, стены укреплены и отштукатурены, собор покрыт новой железной крышей. Ремонт Преображенского собора закончился в 1801 году. Большие средства на обустройство обители жертвовали тобольские купцы и мещане. В 1846 г. купец Пиленков выписал из Москвы новый иконостас.
После капитального ремонта Преображенский собор не простоял и ста лет. Песчаный грунт со слоями ила и частые наводнения были причинами постепенного его разрушения.
10 ноября 1893 г. специальная комиссия в составе губернский инженер К. Гордеев, епархиальный архитектор Б. Цинке, и.д. настоятеля, ректор семинарии П. Головин, почетный блюститель семинарии С. Трусов, архимандрит Мемнон и священник А. Грамматин высказались об опасном состоянии храма, по стенам которого пошли трещины. В 1897 г. Преображенский собор был разобран, при чем весь его ценный иконостас был передан в Иоанно-Введенский монастырь.
В 1884 г. в Тобольском Знаменском монастыре проживали: заступающий на место настоятеля священник Киприан Иванов Петухов, казначей иеромонах Сергий, трое монашествующих и шесть послушников.
В 1895 г. в Тобольском Знаменском монастыре находились: исполняющий дела настоятеля монастыря, ректор Тобольской духовной семинарии, протоиерей Петр Головин. Монашествующие: находящийся на покое, архимандрит Мемнон; иеромонахи Иоанн (на должности казначея), Вениамин, Василий; монах Иннокентий. Послушников было шесть: сын дьякона Иоанн Бирюков, сыновья псаломщиков Александр Иваницкий и Афиноген Собрин, крестьянин Енисейской губернии Климент Зырянов, сын тобольского мещанина Иоанн Мотовилов и сын крестьянина Ялуторовского округа Иоанн Обогрелов.
Число братии постоянно менялось. В 1901 г. в Тобольском Знаменском монастыре проживало 18 иноков: настоятель игумен Моисей, иеромонахи Вениамин, Антоний, Иоанн и Симон, иеродиакон Игнатий, монах Мина и 11 послушников.
27 мая 1901 г. в Тобольском Знаменском монастыре вместо разобранного Спасо-Преображенского собора был заложен новый каменный храм в честь Преображения Господня.
В 1903 г. в монастыре находились исполняющий делами, иеромонах Пимен, 4 иеромонаха, 1 монах (те же самые – Прим. П.Е.) и 12 послушников. В 1908 г. в монастыре было 17 иноков, в 1911 г. – 11.
В 1913 г. в монастыре проживало 17 иноков. Монастырю принадлежало 85 десятин земли, 150 десятин леса. Содержание от казны было определено 1249 рублей 37 копеек.
Знаменитой святыней монастыря была икона Божьей Матери Казанской (Тобольской). Икона хранилась в Казанской церкви Знаменского монастыря между царскими и северными вратами. Приснодева была изображена, как и на Казанском подлиннике. Образ был украшен серебряной позолоченной ризой. В обоих венцах находились драгоценные камни. К венцу Божьей Матери была прикреплена небольшая корона из драгоценных камней и жемчуга.
В Тобольском Знаменском монастыре, как и в Софийско-Успенском соборе, отпевали богатых и знаменитых людей.
«В ночь на 29 апреля, в 2 часа ночи скончался в Тобольске после продолжительной болезни инспектор и профессор Тобольской семинарии Василий Никитич Арзамазов, на 57 году от рождения. 1 мая в Зимней церкви Тобольского Знаменского монастыря совершено отпевание его ректором семинарии архимандритом Димитрием с кафедральным протоиереем и многими священниками г. Тобольска» (Тобольские губернское ведомости. 1867. № 19. С. 103).
В Знаменском монастыре издавна братию хоронили возле церквей. Здесь же были погребены известные люди Тобольска.
Внутри Преображенской церкви в южной стороне под иконой св. Анны была выполнена следующая надпись: «позади сего столба положено тело бывшего тобольского купца Иакова Григорьева, сына Корнильева, жены его вдовы Анны Алексеевой дочери, преставилась тысяща седмь сот пятьдесят седьмого года декабря 27 дня; жизни своей имела шестьдесят один год».
На северной стороне колонны левого клироса, под иконой Иакова Персиянина, следующая надпись:
О чем зрится вещь, хотяй прямо испытати
Благоволит яве стихи прочитати.
Сего града Тобольска зде муж нарочитых
Иаков Григорьев Парфитьев Серытых.
Пятидесяти семи лет и сверх бе от роду.
Дня шестнадцатаго сентября тридцать шестаго году
Остави жену, чада, богатства, славу,
С кранним целованием преклонивый главу.
Тело об перси вдаде, душу в руце Богу,
Ему ж и пожив за благодать многу.
Прежде смерти сей память и церкви остави,
Для различных для Божией славы.
Почесом и церкви его поминати,
Не останет просяще вечной благодати…
В северо-западном углу в стену была вмурована чугунная плита с надписью: «Помяни Господи душу раба своего Димитрия Михайловича Зеленскаго, полковника Лубенскаго, представльшагося года 1722 месяца июля 19 дня, зде погребеннаго» (Тобольские епархиальные ведомости. 1890. №№ 3-4. С. 57).
14 января 1911 г. на территории монастыря был похоронен бывший ректор Тобольской духовной семинарии Петр Дмитриевич Головин. Погребен ректор в семинарской ограде, против алтаря монастырской церкви.
Тобольская духовная семинария
В 1770 г. в Знаменский монастырь из Софийского двора была переведена Тобольская духовная семинария, являющаяся старейшим высшим учебным заведением Сибири. Духовная семинария была образована в 1743 году. Ее открытие связано с именем митрополита Антония II (Нарожницкого), бывшего настоятеля Троице-Сергиевой Лавры. Митрополит ревностно относился к делам семинарии, он требовал, чтобы все дети церковнослужителей от 8 до 18 лет были представлены во вновь открытую Тобольскую духовную семинарию.
Дальнейшее развитие семинарии и стало возможно, благодаря митрополиту Сильвестру (Гловатскому). Он тщательно следил за успехами учеников и преподавателей.
Первоначально в Тобольской духовной семинарии были открыты только низшие классы – фары и инфимы, грамматики и синтаксиса, затем класс пиитики, а в 1748 г. – класс риторики. Самыми поздними были классы философия и богословия. В 1764 г. семинария имела полный набор классов. Кроме упомянутых выше, в семинарии были исторический, географический, греческий, математический, немецкий, французский, медицинский, татарский и рисовальный классы. Обучение велось, как и в других семинариях России, на латинском языке.
К 1744 (1748) г. относится создание семинарской библиотеки. Основой ее послужили книги из библиотеки митрополита Антония I (Стаховского), умершего в Тобольске в марте 1740 года. После него и другие архипастыри жертвовали свои книги в библиотеку семинарии.
Семинария являлась центром духовного образования епархии. В Тюмени, Туринске, Ишиме, Березове, Таре, селе Самарово открылись латинские и славяно-русские школы для подготовки поступления в семинарию. Семинария играла заметную роль и в развитии светского образования в Сибири. Именно ее выпускники составили костяк преподавательских кадров в большинстве открываемых учебных заведений. Выпускники семинарии трудились в самых разных районах страны.
В 1765 г. в семинарии обучалось 200 человек.
Ректором Тобольской духовной семинарии с 1774 по 1785 гг. являлся архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Илия (Шумилевич). Это был один из самых умных и дельных ректоров семинарии. Его уважали в городе. Примечательно, что именно он был приглашен произнести проповедь на открытие Тобольского наместничества 30 августа 1782 года.
С 1785 по 1794 гг. ректором Тобольской духовной семинарии состоял архимандрит Геннадий. Это было время становления духовной семинарии как высшего учебного заведения.
В 1788 г. в Тобольске произошел Большой пожар, уничтоживший 2/3 города, пострадал и Знаменский монастырь. После пожара духовная семинария со всеми воспитанниками и некоторыми учителями, библиотекой, столовой и кухней была вынуждена разместиться в наскоро отремонтированном двухэтажном каменном корпусе. В нем же разместилась и немногочисленная монашествующая братия. Мешала теснота помещения и отсутствие удобств.
Число учеников постоянно менялось. В 1791 г. в семинарии обучались 285 человек, в 1792 г. – 251 чел., в 1793 – 250 чел., в 1794 г. – 222 человека.
В 1794 г. Геннадия сменил ректор Вениамин (Жуков), который руководил семинарией пять лет.
2 июня 1799 г. архимандритом Тобольского Знаменского монастыря, ректором семинарии и учителем богословия был назначен Михаил (Бурдуков). Архиепископ Варлаам I всячески поддерживал и опекал нового ректора.
По распоряжению архиепископа Варлаама, в 1800 г. в Тобольской семинарии был открыт класс рисования с учителем Мисюревым. Нужно отметить, что и сам архиепископ в свободное время писал иконы. Несколько его икон находились в архиерейском доме, Софийском соборе, Абалакском монастыре и Захарьевской церкви. Учителя Мисюрева сменил ключарь Софийского собора священник Петр Михайлович Карпинский. Класс рисования в семинарии существовал около 18 лет, а затем был закрыт.
В 1801 г. был построен каменный семинарский корпус.
15 августа 1802 г. в Тобольске был получен Высочайший указ Святейшего Синода об учреждении медицинских классов при семинариях и академиях. 20 октября 1802 г. при Тобольской духовной семинарии был открыт медицинский класс. Для преподавания медицины Тобольской врачебной управой был определен штаб-лекарь Лев Максимович Амбодик. Амбодику было приказано преподавать ученикам «начертание первых начал врачебной науки». Лекарь преподавал воспитанникам анатомию, хирургию и общую терапию. 27 марта 1807 г., вернувшись из поездки по северу Тобольской губернии, штаб-лекарь Амбодик умер. 17 июля 1808 г. последовало распоряжение Святейшего Синода о закрытии повсеместно медицинских классов, за неимением собственных преподавателей и приглашения светских врачей.
Следующий после Варлаама архиепископ Антоний III (Знаменский), человек болезненный и раздражительный, сразу не возлюбил, ректора Бурдукова. Он казался ему мягким и слабохарактерным.
В 1806 г. ректор Михаил Бурдуков, согласно его прошению, был уволен с семинарской службы. После увольнения Бурдукова больше двух лет семинария была без ректора. 16 декабря 1810 г. на должность ректора семинарии был назначен архимандрит Филарет (Амфитеатров), до этого ректор Оренбургской духовной семинарии. При нем был перестроен двухэтажный семинарский корпус.
До 1812 г. при Тобольской духовной семинарии не было больницы. Больные воспитанники помещались в жилых комнатах. В 1812 г. был построен одноэтажный деревянный больничный флигель. На должность семинарского врача был определен городовой штаб-лекарь Василий Кириллович Виноградский с ежегодным жалованием 200 рублей. Тобольские купцы, чиновники и мещане приняли участие в благоустройстве семинарской больницы.
Ректор Филарет вел очень строгую жизнь, начальству был послушен, с подчиненными обращался уважительно. Такое поведение обратило на себя внимание и, через два с половиной года Филарет был переведен священником в Санкт-Петербург.
В 1813 г. на должность ректора Тобольской духовной семинарии был переведен ректор Вифанской семинарии Серафим (Голосов), человек непокорного буйного нрава. Тобольский епископ Амвросий еле-еле смог избавиться от него. В начале 1819 г. Голосова перевели на должность настоятеля Свияжского монастыря Казанской епархии.
Число учащихся семинарии в начале XIX в. постоянно росло. В 1806 г. в семинарии обучалось 385 чел., в 1809 г. – 600 чел., в 1811 г. – 694 чел., в 1818 г. – до 800 человек.
14 августа 1819 г. ректором семинарии стал архимандрит Евгений (Баженов). За время руководства семинарией Баженов приобрел славу знатока богословия, прекрасного преподавателя и хорошего собеседника в беседах духовных лиц. Из Тобольской семинарии через пять лет Евгений (Баженов) был переведен на должность ректора Костромской духовной семинарии.
16 апреля 1836 г. на должность ректора Тобольской духовной семинарии и настоятелем Знаменского монастыря был поставлен архимандрит Абалакского Знаменского монастыря Евфимий (Милославов). Его сменили Венедикт (Курковский) (1842-1851) и Порфирий (Соколовский) (1851-1854).
В мае 1854 г. ректором духовной семинарии стал настоятель Знаменского монастыря Паисий (Пылаев).
По прошению в Святейший Синод архиепископа Георгия, был заново открыт класс рисования под названием «Класс живописи и иконописания». Учителями в этот класс были назначены бывшие выпускники семинарии, которые обучались живописи и иконописанию в Петербургской семинарии, Михаил Знаменский и Яков Бисеров. Знаменскому было положено жалование 106 руб. 80 коп., Бисерову – 42 руб. 96 копеек. Для безбедного существования первому предоставили место учителя в Тобольском духовном училище, второй рукоположен был в священники Софийского собора с правом ревизии всех новых иконостасов Тобольской епархии.
Ректор Паисий решил создать в семинарии особую ученическую библиотеку. Он обратился с призывом к частным лицам жертвовать книги для библиотеки. Первым откликнулся купец Николай Степанович Пиленков, пожертвовавший в апреле 1855 г. в библиотеку 44 книги. В 1857 г. Алексей Степанович Пиленков подарил библиотеке 73 книги. В дальнейшем книги от частных лиц поступали в библиотеку семинарии постоянно. В 1858 г. библиотека Тобольской духовной семинарии насчитывала 6164 тома.
В 1861 г. преподавательский состав семинарии: ректор, архимандрит Тобольского Знаменского монастыря Паисий; помощник ректора П.М. Залесский; инспектор В.Н. Арзамасов; преподаватель медицины Е.М. Черемшанский; учителя И.А. Тверитин, В.П. Юденич, М.И. Емельянов, Е.А. Заборовский, М.С. Знаменский; секретарь и учитель М.В. Парсский.
В 1862/63 уч. году в семинарии и духовном училище обучалось 419 человек.
В 1875 г. при Тобольской духовной семинарии была открыта воскресная школа. В основу обучения была положена программа начальных народных училищ: закон Божий, чтение, письмо, арифметика и пение. В 1882 г. в воскресной школе обучалось 570 учеников. Это были дети мещан, бедных чиновников, крестьян, солдат и отчасти купцов. В 1883 г. в воскресной школе при духовной семинарии обучалось 535 учеников.
3 июня 1877 г. на должность ректора семинарии назначен протоирей Петр Головин, выпускник Казанской духовной академии. До этого Головин служил преподавателем священного писания в Пермской духовной семинарии, а затем законоучителем в Тобольской мужской гимназии. Петр Головин руководил семинарией 27 лет.
В 1885 г. при семинарии была открыта образцовая школа имени святых Кирилла и Мефодия, преподавали в ней семинаристы-практиканты. В 1886 г. были открыты классы медицины. Необходимость их была обусловлена недостатком врачей в Тобольской губернии. В 1887/88 уч. году в семинарии обучалось 202 человека.
Преподавательский состав Тобольской духовной семинарии был исключительно подготовленным. В конце XIX в. в семинарии служили:
Ректор семинарии Петр Дмитриевич Головин. Инспектор, преподаватель священного писания в V классе Андрей Дмитриевич Нетупицын. Помощник инспектора Иван Попов.
Преподаватели: физико-математических наук Илларион Афанасьевич Орнатов; греческого и еврейского языка Иван Федорович Ловягин; общей церковной истории, истории российской церкви, библейской истории и немецкого языка Леонид Васильевич Знаменский; латинского языка Иван Федорович Попель; священного писания в I-IV классах Николай Аполлонович Бирюков; русской словесности с историей литературы и церковного пения Александр Алексеевич Васильев; гомилетики, литургики и практического руководства для пастырей Иван Васильевич Протопопов; всеобщей и русской гражданской истории Николай Александрович Городков; обличительного богословия, истории и обличения русского раскола, библиотекарь семинарии Василий Александрович Ивановский; основного, догматического и нравственного богословия Александр Никанорович Судницын; логики, психологии, философии, дидактики и французского языка иеромонах Анатолий.
Учитель гимнастики отставной штабс-капитан Алексей Михайлович Садков. Духовник семинарии священник Александр Петрович Дулебов. Эконом семинарии священник Николай Александрович Михайловский. Врач семинарии и преподаватель медицины Николай Николаевич де-Карлино.
Выпускниками Тобольской духовной семинарии было много известных людей, среди них первый алтайский миссионер митрополит Макарий (Невский), профессор Казанской духовной академии, писатель Григорий Захарович Елисеев, историк Сибири Петр Андреевич Словцов, художник Михаил Степанович Знаменский, историк Николай Александрович Абрамов.
В начале XX в. уменьшилась численность духовенства. Приходской клир стал, преимущественно, наследственным. Священники из дворян, купцов и крестьян появлялись одиночками. Духовные учебные заведения пополнялись сыновьями клириков, часто не особо одаренных, не способных сдать экзамен за курс гимназии, поэтому вынужденных становиться на проторенную дорожку отцовской профессии.
Светское образование для талантливых молодых людей становилось более популярным. Половина семинаристов бросали учебу до завершения полного курса. Так, в 1901 г. семинарию окончили 19 студентов, прекратили учебу – 23; в 1902 г. окончили 22, прекратили – 22; в 1903 г. – окончили 19, прекратили – 24.
3 декабря 1904 г. Петр Головин оставил пост ректора семинарии. 10 декабря 1904 г. его сменил Николай Богоявленский.
В 1905-1907 гг. происходили семинарские бунты, бойкоты уроков, экзаменов. Священник Георгий Симонов по этому поводу писал следующее: «Из четвертого класса семинарии многие бежали в светские высшие учебные заведения. В Академию совсем не шли. Сан принимали единицы…» (Тобольские епархиальные ведомости. 1912. № 3. С. 33).
Еще одной причиной непопулярности духовной службы, являлось то, что только единицы выпускников семинарии получали престижные места в городских храмах или в богатых, многолюдных сельских приходах, остальные определялись на службу в приходы, в основном населенные либо инородцами, либо раскольниками.
После семинарских бунтов были внесены изменения в программу учебного курса – усилено преподавание словесности и точных наук.
Преподавательский состав семинарии в начале XX века:
Преподаватель священного писания и французского языка – статский советник Николай Аполлонович Бирюков. Выпускник Казанской духовной академии (1887). С 16 августа 1887 г. – преподаватель обличительного богословия и истории обличения раскола, с 27 января 1888 г. – преподаватель священного писания Тобольской духовной семинарии. Французский язык до этого преподавал Иван Орнатов.
Преподаватель литургии, гомилетики и практического руководства для пастырей – протоирей Александр Петрович Архангельский. Выпускник Казанской духовной академии (1880). Преподавал в Краснослободском духовном училище, затем в Тамбовском Екатерининском учительском институте. В Тобольской духовной семинарии и на данной должности с 27 августа 1897 года.
Преподаватель русской словесности с историей литературы и еврейского языка – надворный советник Евгений Михайлович Лебедев. Выпускник Казанской духовной академии (1894). Преподавал в Архангельском епархиальном женском училище. На данной должности с 26 июня 1897 года.
Преподаватель логики, психологии, философии, дидактики – коллежский асессор Михаил Васильевич Миролюбов. Выпускник Санкт-Петербургской духовной академии (1896). Служил в Новгородской духовной семинарии. С 28 сентября 1900 г. преподаватель философии Тобольской духовной семинарии.
Преподаватель общей и русской церковной истории и немецкого языка – Иван Федорович Попель. Выпускник Киевской академии (1894). С 20 апреля 1895 г. в Тобольской духовной семинарии, сначала преподаватель латинского языка.
Преподаватель греческого языка – кандидат богословия Михаил Васильевич Филиппов. Выпускник Казанской духовной академии (1875). В Тобольской духовной семинарии и на данной должности с 29 июля 1875 года. До него преподавателем греческого языка служил И. Ловягин.
Преподаватель всеобщей и русской гражданской истории – статский советник Василий Александрович Ивановский. До него на этой должности с 3 августа 1893 г. служил Николай Городков.
Преподаватель физики и математики – надворный советник Константин Николаевич Сплендоров. До него на этой должности служил с 26 июня 1869 г. Иван Орнатов.
Преподаватель обличительного богословия, истории и обличения русского раскола – кандидат богословия Николай Александрович Чернолесский.
Преподаватель латинского языка – кандидат богословия Сергей Александрович Баженов.
Преподаватель основного, догматического и нравственного богословия – кандидат богословия Евгений Николаевич Лапин.
Преподаватель церковного пения – регент архиерейского хора Федот Денисенко.
Преподаватель медицины – врач семинарии, статский советник Николай Васильевич Афонский.
Преподаватель иконописания – Иван Николаевич Лебединский.
В 1910 г. в Тобольской духовной семинарии обучалось 285 чел., в 1911 г. – 311 чел., в 1912 г. – 328 чел., в 1913 г. – 363 человека.
Свидетельство о публикации №225071701294