О Несторе и русах-1
В ходе прений "антинорманистов" с "норманистами" (исследователей, изучающих происхождение народа варягов-русь и зарождение государства Руси), одна из главных тем дискуссий - "откуда пошла русь?"; но встречаются и другие "камни преткновения".
Например, в летописи "Повесть временных лет", автором которой, предположительно, был монах Нестор, и в ряде других русских летописей прямо указано, что приглашенными в 862 г. на княжение в разобщенную распрями землю северных славян и других племен севера, был Рюрик и его два брата, из народа варягов-руси. При этом, исследователи на обсуждение упорно ставят вопрос: "можно ли считать Рюрика первым князем Русской земли?", или даже более парадоксально вопрошают: "существовал ли Рюрик в реальности или это мифический, литературный персонаж?"
Главным аргументом для отрицания существования Рюрика выдвигается утверждение, что князь с таким именем не упоминается ни в одном русском внелетописном источнике домонгольского времени: нет о нем ничего в устных народных преданиях Новгородской земли, русских сказках, песнях; не обнаружена и его могила.
Ситуация с отсутствием дополнительных источников о жизни Рюрика, подтверждающих сведения "Повести временных лет", на наш взгляд, вполне сопоставима с почти полным умалчиванием в устном творчестве русского народа темы древней религии дохристианской Руси, где было многобожие.
Арабский географ X века Мутаххар ибн Тахир ал-Мукаддаси в своем труде "Книга творения и истории" (966г) о славянском мире второй половины X в. и религии славян писал: "Славян больше, чем русов, и они обильнее богатством. Среди них – солнцепоклонники и идолопоклонники, и среди них [есть] такие, которые ничему не поклоняются (...)"
Сахаров И.П., русский этнограф-фольклорист, археолог и палеограф, в работе "Сказания русского народа" отмечал крайнюю скудость необходимой ему информации в славяно-русской мифологии, русских песнях и сказках: "...у нас нет сказок, в которых можно было бы почерпнуть сведения о Славяно-Русских богах....В наших русских сказках нет ничего о богах, известных Нестору...".
Исследователь при этом подчеркивал: "Все знают, что сказание Нестора есть вероятнейшее, и притом ближе всех по времени Славянам язычникам, но ему не верят, а верят позднейшим, которые списывали Нестора и прибавляли свое".
Отмечая, что "начиная от Нестора - до наших времен - мы насчитываем более десяти русских мифографов...", Сахаров сокрушался, что эти писатели "собирали всё, что только находили у иностранных писателей об этих богах, без всякого различия. Всё чужое, не наше приписывалось Русским, нашим предкам."
Предшественники и современники Сахарова: Гизель, Попов, Кайсаров, Глинка, Чулков и др. допускали, по мнению Сахарова, массу "произвольных прибавлений", выставляя "ничтожные догадки за историческую истину". Таким образом, с подачи этих мифографов на дохристианской Руси насчитывалось порядка 57 славянских богов, с описанием обрядов поклонений, красочно выдуманных. В то время как в летописи у Нестора Славяно-Русских богов указано только 7.
"Может ли быть доверие к таким трудам ?" - задается вопросом исследователь.
Конечно, нельзя заподозрить этих писателей-мифографов в злом умысле. Например, г-н Кайсаров, сожалея о худом состоянии славяно-русской мифологии, прямо признавался: "...такова была судьба нашей Славянской Мифологии, как я принял намерения и со своей стороны помочь ей несколько...одна только любовь к отечественной истории и всем частям ея побудили меня написать..."
В отличие от домыслов мифографов о богах, текст летописца Нестора о Рюрике в годы правления династии Романовых попал под серьезную и многовековую критику: якобы, "по заказу великого князя Киевского Святополка II Изяславовича (1093-1113гг.) в своде "Повести временных лет" (1113г.) Нестор изложил норманскую теорию происхождения Русского государства". Это утверждение более чем странно, т.к. эта летопись не оставляет сомнения, доводит до нас, что варязи-русь и так называемые "норманские народы" Скандинавии, а так же ряд народов балтийского региона - это разные этносы, при этом "русский народ и словенский - один есть".
И все же предвзятость в виде сомнения по отношению к автору "Повести временных лет" укрепилась с обнаружением В.Н.Татищевым Иоакимовской летописи, руководствуясь которой "антинорманисты", не отрицая существование Рюрика, чудесным образом увидели его родину у прибалтийских славян, а "норманисты", ссылаясь на анналы так называемых "норманских" стран, нашли некие сведения о существовании князей со схожими именами за пределами Русской земли.
Так был ли Рюрик русом-норманом или славянином с Балтики ?
Логично предположить, что пришедшие со своим народом к северным славянам князья русы должны были привнести на территорию создаваемого государства свою религию, поклонение своим богам.
Сахаров пишет, что "в наших народных преданиях есть сведения только о Перуне и Велесе", но Нестор свидетельствовал о 7 богах, которым поклонялись на дохристианской Руси. Так, Велесу (Волосу) клялся Олег, когда "сей великий князь был в Константинополе и заключил мирный договор с императорами Львом и Александром", а у Владимира в Киеве был пантеон из шести Богов, состоящих из : “Перуна древяна, а главу его сребряну, а ус - злат, и Хърса, Даждьбога, и Стрибога, и Симарьгла, и Мокошь”.
Однако, у славянских народов Прибалтики боги были свои, отличные от киевских. Карамзин отмечал, что по свидетельству Гельмольдовой хроники, у балтийских славян почитался Чернобог. По «Житиям» Оттона Бамбергского на острове Рюген был храм Святовида (четырехглавого бога Свентовита), почитаемого вендами и королями Датскими. Культурным центром лютичей был город Редегост (или Ретра), где почитался бог Сварожич - так сообщают хронисты XI – XIII вв., такие как Титмар Мерзебургский и Саксон Грамматик. Наиболее восточным крупным объединением балтийских славян был союз поморян, у которых Оттон Бамбергский отмечал поклонение «копью» в городе Юлин, в городе Щецин почитали бога по имени Триглав...
Еще раз подчеркнем, что имена этих прибалтийских славянских богов в пантеоне Киевской Руси не присутствовали, и одно это позволяет сделать заключение: народ варяги-русь был не из прибалтийских славян!
В добавок к вышеизложенному, язык "роский", как выяснилось с подачи Константина Багрянородного, был языком Беломорских поморов (более подробно - в статье "Летописные варязи живут среди нас"), и этот факт - второй хороший аргумент, чтобы можно было сказать "антинорманистам": укорять Нестора за заказное написание "норманской", а не "прибалтийско-славянской" истории о зарождении государства Руси, абсолютно нелепо!
И тут логично напрашивается вопрос: корректно ли в прениях современных "норманистов" с "антинорманистами" под "норманами" и "варягами" подразумевать лишь скандинавов, датчан или немцев, а народы, жившие на островах и вдоль берегов Белого и Баренцева морей на русском Севере, в эту " норманско-варяжскую когорту" категорически не причислять?
Скандинавы прошлых веков имели на этот счет конкретное мнение! К примеру, читаем свидетельства наших кольских поморов из книги "Отцово знанье. Поморские были и сказания" этнографа Б.В.Шергина: "...как придем в Стокгольм или Копенгаген на шнеках, профессора студентов приведут обмерять и рисовать наши суда – то де корабли древних мурманов (норманов)".
Для скандинавов-норманов и наши поморы Беломорья, однозначно, были норманами и искусными мореходами-варягами, т.к. они владели секретами прохождения многих морских путей в Карском, Норвежском и Гренландском морях.
На места проживания наших варягов-русов указывают и топонимы Кольского полуострова, в его восточной части: протекающая по территории Ловозерского и Терского районов Мурманской области река Варзуга (Малая, переходящая в Большую, впадает в Белое море на юге Кольского полуострова), ее притоки - Варзе и Варговый, озеро Варгузское (Терский район, Мурманская область), река Варзина (впадает в губу Варзина, залива Западный Нокуевский Баренцева моря), и, наконец, - реки Русинга и Русинга Речная.
Таким образом, приведенные выше доводы вполне ясно подтверждают версию, что колыбелью народа варягов-руси был русский Север, а не Прибалтика, и эти древние жители Лапландии, как и сегодня живущие на побережье самых северных морей их потомки - поморы, есть нормандский народ, сплав различных родов славян и финно-угров, говорящих на славянском, что мы отмечали в статьях "Ну, здравствуй, русь! Как мы тебя искали!" и " Повесть временных лет. Ее загадки и отгадки".
Вероятно, с варягами-русью произошло то же,что с богами : исследователей-патриотов "любовь к отечественной истории" сподвигла к необоснованному стремлению, через догадки, искать корни Рюрика в Прибалтике, но это был ответ на возникшее когда то у исследователей-иностранцев острое желание приобщиться к русской земле через варягов-русь.
Но в чем же здесь вина Нестора ? ))
(ПРОДОЛЖЕНИЕ СЛЕДУЕТ)
Свидетельство о публикации №225071701516