Горе без ума. Рассказы для детей

      У нас в доме жили три девочки. Отец называл нас «папины дочки». Все были разные по возрасту и статусу: Нину можно уже было называть девушкой - она училась почти в старшей школе, среднюю, Таню, еще называли девочкой, и только я для всех была ребенком.
 - Ребенок, - говорил строго папа, - тебе еще необходимо спать в тихий час, ведь ты хочешь вырасти здоровым и умным человеком? 

      И я соглашалась с ним, потому что мечтала быть такой же умной, как наша старшая Нина, которую хвалили все: и учителя, и мама, и папа. Правда, иногда я мешала ей получать хорошие оценки, наоборот, из-за меня она несколько раз плакала, потому что ей учителя незаслуженно ставили двойки по физике и химии.

     Дело было так: Нина всегда усердно по вечерам выполняла домашние задания, сидя за большим столом с включенной лампой. Там же лежали раскрытые учебники и тетрадки. Но бывало, что мама, придя с работы, отвлекала ее от занятий просьбами помочь чем-нибудь на кухне.
        И тут наступала моя долгожданная минута! Я тоже всегда была готова помочь: ведь у родителей была работа, и у сестер - учеба, дела, а у меня только одни игры. А я очень хотела быстрее вырасти, чтобы днем меня не укладывали спать, чтобы я одна могла гулять во дворе, чтобы можно было приходить домой, когда уже на улице темно. Но больше всего я мечтала, чтобы папа разрешил мне, наконец, краситься, как старшей. Поэтому я считала, что если я буду делать такие же дела, как Нина, то быстрее вырасту.
      Я забиралась на ее стул и рассматривала, все, что лежало на столе, пыталась даже читать. В одних тетрадях буквы мне были знакомы (некоторые я уже к тому времени выучила), а в других вообще были какие-то загадочные записи, которые мне казались неправильными. Тогда я брала ручку и исправляла в химических или геометрических формулах латынь на русские буковки. Старалась это сделать незаметно и красиво и, довольная собой, уходила к своим куклам.

    На следующий день вечером дома был скандал со слезами: папа случайно встретил на улице Нинину учительницу, и она сообщила ему про двойку. Разъяренный, он вернулся домой и стал вынимать ремень, чтобы Нину наказать. Я однажды слышала, как они с мамой разговаривали между собой про старшую дочь и произнесли такую фразу:
 - У Нины переходный возраст, надо с ней построже, чтобы она не съехала по учебе, она ведь поступать после школы в педагогический собирается!
Услышав это, я подумала: «Это не у Нины переходный возраст, а у меня, ведь это мне надо быстрее из ребенков в девушки переходить»
Папа сделал злое лицо и грозно допросил Нину, но она, давясь слезами от обиды, молчала. Тогда он помахал над ее головой ремнем и со словами: «Я хочу гордиться тобой, а не стыдиться за тебя!» - вышел из комнаты. Я от страха спряталась за высокой коробкой с игрушками.  Нина погрозила мне пальцем и запретила мне навсегда приближаться к ее тетрадям.

       Несколько раз мне приходилось сидеть в школе на нининых уроках. Я ведь была несадовский ребенок - домашний. Сестры учились в разные смены и поочереди водились со мной. Когда Таня болела, меня с ней не могли оставить, отправляли с Ниной в школу. Она спрашивала разрешения у педагогов – ей разрешали при одном условии, что я не буду мешать, занимаясь рисованием на последней парте. Я принимала деловитый вид, чтобы одноклассники Нины не подшучивали надо мной и усиленно калякала карандашами по бумаге. Мне это было совсем не интересно. Поэтому исподтишка я партизанила.

       Сначала я внимательно рассматривала учителя физики. Это был молодой мужчина в строгом синем костюме. Костюм меня особенно привлекал: у нас в деревне никто из мужчин не носил такой. И у папы не было костюма. А еще на носу у него были очки, они поблескивали с каждым поворотом головы. Я старалась слушать его объяснение, но ничего не понимала, а потом я увидела, что некоторые ребята кивают головой, видимо, соглашаясь с учителем. И я тоже стала усиленно кивать! Учитель рассмеялся и похвалил меня, сказав, обратившись к мальчишкам, которые корчили мне смешные рожицы:
-Даже пятилетний ребенок понимает физику! Эх, вы!
С одной стороны, его слова мне были лестны, а с другой, слово «ребенок» меня опять расстроило! Но после урока учитель подошел ко мне и посоветовал быстрее вырасти и приходить учиться самостоятельно!

Вернувшись домой, вечером я, сидя за ужином, заявила отцу громко и безапелляционно:
-Я больше не ребенок у вас! Разбудите меня рано утром, я пойду в школу - буду учиться у Нины в классе. Там учителя и ребята хорошие!
Отец был очень строгим, особенно по вечерам, когда мы всей семьей собирались за ужином. Когда мы с сестрами толкались ногами под столом или пытались отобрать что-нибудь друг у друга, шушукались или смеялись, он строил нарочито сердитую гримасу, сдвигал грозно брови и начинал медленно облизывать ложку, чтобы стукнуть баловницу по лбу. И в этот раз мой крик вывел его из себя, он проделал все это очень медленно, но осознав мои слова и увидев мой взгляд с вызовом, вдруг сам громко расхохотался:
  - А что, доча, тебе в школе-то делать такой умнице? Давай, собирайся, завтра со мной на работу пойдешь и будешь денежки зарабатывать. Девчонкам-то за учебу не платят!
     Еще не дослушав отцовские аргументы, я резво соскочила с табуретки, метнулась в комнату, нашла в шкафу теплые вещи, сложила их на край кровати, чтобы утром их сразу надеть, и быстро юркнула под одеяло, чтобы быстро заснуть и проснуться уже завтра. В этот вечер я ни к кому не  приставала, чтобы мне почитали или что-нибудь рассказали на ночь. Все с облегчением вздохнули.

    Проснулась от яркого света: солнечный луч бродил по подушке. Я оглядела комнату. За столом сидела Таня, делала уроки и готовилась идти в школу во вторую смену. Услышав, шорох за спиной, она повернулась и иронично сказала:
-Ну, что, проспала, работница? Иди, продолжай в свои куклы играть! А лучше отправляйся пасти козу Марьянку!
Я спряталась лицом в подушку, по щекам текли горячие слезы, и я почувствовала себя такой малюсенькой…


Рецензии