Слепым нужен Проводник
Продолжим наш психологический эксперимент. Посмотрим, как по-другому может пойти ход действия сцены в купе, если что-то или кто-то помешают в самый разгар битвы. Допустим, в купе появляется проводник...
Вот альтернативная версия диалога, начиная с момента "взрыва" Максима Игнатьевича, и с появлением Проводницы (Насти), ~25 лет. Усталая, но добросовестная. Глаза внимательные, голос спокойный, но с железной ноткой человека, отвечающего за порядок в своём вагоне. Одета в форму, возможно, чуть помятую.
(Сцена: Максим Игнатьевич только что крикнул "Беспринципные рвачи!", Лариса Петровна в отчаянии, Артём вот-вот взорвется в ответ, Глеб Сергеевич готовит свою ледяную тираду. Напряжение висит в воздухе, как электрический разряд.)
(Резкий, но негромкий стук в дверь купе. Дверь приоткрывается. В проеме – Настя, проводница. Она спокойно оглядывает всех присутствующих, ее взгляд останавливается на стоящем Максиме Игнатьевиче и на Артёме, сжатом в пружину.)
Настя: (Спокойно, деловито) Господа пассажиры! У вас тут... жарко. И громко. До служебного купе слышно. (Делает шаг внутрь, дверь закрывает за собой. Ее присутствие физически прерывает накал страстей.)
Максим Игнатьевич: (Резко оборачивается, еще на взводе. Голос хриплый) Мы... разбираемся.
Артём: (Срываясь, но уже чуть тише, глядя на Настю) Да вот, "разбираемся"! Нас тут в "рвачей" записали! За то, что деньги зарабатываем и законы понимаем!
Настя: (Подходит к столу, берет пустую пластиковую бутылку, которая валялась. Спокойно) Законы... Это хорошо. У нас тоже законы. Вагонные. (Смотрит на Артёма). Шуметь после одиннадцати – нельзя. Мешать другим пассажирам – нельзя. Мусорить – (показывает бутылку) – тоже нельзя. Вот такие законы. Простые.
Лариса Петровна: (Вытирая глаза, с надеждой глядя на Настю) Ох, девочка... Вы не представляете, что тут...
Настя: (Перебивает мягко, но твердо, обращаясь ко всем) Представляю. Езжу третий год. Видела всякое. И философов, и дебоширов, и тех, кто "стержень" ищет, и тех, кто "лазейки". К тому же я стояла за дверью. (Ставит бутылку в мусорный пакет, который достает из кармана). Знаете, что для меня главное во вверенном мне вагоне? Чтобы доехать. Без происшествий. Чтобы никто не выпал на ходу и не подрался насмерть. (Смотрит на Максима). Товарищ офицер, вы присягу давали Родину защищать. Я обещала порядок в вагоне поддерживать. По-своему, тоже служба. Садитесь, пожалуйста. Стоять на ходу небезопасно.
(Максим Игнатьевич, пойманный ее спокойным тоном и отсылкой к службе, медленно, как автомат, садится. Его взгляд все еще мрачен, но ярость притупилась.)
Глеб Сергеевич: (С холодной вежливостью и сарказмом) Глубокоуважаемый вагонопровожатый, ваши "вагонные законы" уважаемы, но наш спор касается куда более фундаментальных...
Настя: (Перебивает его, поворачиваясь и глядя ему прямо в глаза. В ее взгляде – ни страха, ни подобострастия, просто спокойная констатация) Фундаментальных? Товарищ юрист, фундамент поезда – это рельсы. Без них – никак. А рельсы – это чтобы ехать. Вперед. Из пункта А в пункт Б. (Берет со стола чашку Глеба Сергеевича, которую тот не допил). Чай остыл. Долить горячего? Или кофе? У нас свежий. (Ее предложение звучит не как услуга, а как способ переключить внимание).
Глеб Сергеевич: (Слегка опешил. Его "механика" реальности явно не предусматривала такого поворота. Он привык доминировать в дискуссиях, а тут ему предлагают чаю). Я... Нет, спасибо.
Настя: (Кивнув, обращается к Ларисе Петровне) Вам, наверное, горячего попить? Вы очень расстроены. Голос сорвали. (Ее тон искренне участливый). У меня есть мятный чай, успокаивает.
Лариса Петровна: (Слабый, благодарный кивок) Спасибо, милая... Да, пожалуйста.
Артём: (Все еще ершистый, но уже без прежнего запала) А мне кофе. Крепкий. Без сахара. Чтобы "эффективность" не падала. (Пытается натянуть улыбку, но выходит криво).
Настя: (Слегка улыбается уголком губ) "Эффективность"... Знаю. У меня смена 36 часов. Без эффективности – сойдешь с дистанции. (Ставит чашку Ларисы Петровны на стол, берет Артёма). Кофе крепкий будет. (Поворачивается к Максиму Игнатьевичу.) Вам? Чай? Или просто воды?
Максим Игнатьевич: (Глубокий вдох. Голос глухой) Воды. Спасибо.
(Настя кивает, запоминает. В купе повисает неловкое молчание. Накал спал, но осадок тяжелый.)
Настя: (Глядя в окно на мелькающие огни, говорит тихо, почти про себя, но слышно всем) Едем. Ночь. Путь длинный. У всех свои мысли. Своя правда. (Поворачивается к ним). Кто-то видит в окне "разъедающую ржавчину", кто-то – новые рынки сбыта, кто-то – падение нравов, а кто-то – лазейку в законе для его обхода. (Пауза). А я вижу темноту. И огоньки станций. И знаю, что утром будет город. И новые люди в купе. И главное – чтобы все доехали. В целости и сохранности. (Смотрит на каждого по очереди, ее взгляд останавливается на Глебе Сергеевиче). Ваши "фундаментальные" споры – они как стук колес. Ритмичный. Но поезд-то едет. Несмотря на стук. Пока рельсы целы. А рельсы... (Она слегка похлопывает рукой по стене купе) ...они общие. Для всех. И для тех, кто со "стержнем", и для тех, кто через "лазейку". Без рельсов – все вагоны в кювет. И правда офицера, и правда бизнесмена, и правда учителя, и правда юриста, -- она у каждого своя. Но вагон у всех один и тот же. И купе. И вы все в поезде, который завтра привезёт вас в один и тот же город. Всех вместе. (Берет мусорный пакет). Так что, господа-товарищи пассажиры, предлагаю перевести дух. Чай, кофе, вода – сейчас принесу. А шум... (Она делает паузу и смотрит на них с немым вопросом) ...может, убавим? Ради общего движения. А то трястись будет сильнее – всем неудобно.
(Она не ждет ответа. Уходит, тихо прикрыв дверь. В купе – тишина. Но теперь она другая. Не гробовая, а... задумчивая. Стук колес снова слышен, но он уже не похож на барабанный бой. Артём откинулся на спинку, смотрит в потолок. Максим Игнатьевич пьет воду, которую Настя принесла через минуту (она быстро вернулась и молча раздала напитки). Лариса Петровна осторожно пробует мятный чай. Глеб Сергеевич смотрит на чашку с кофе, принесённую для Артёма, но оказавшуюся перед Глебом Сергеевичем. Его аналитический ум явно переваривает слова Насти.)
Артём: (Вдруг тихо, без прежней злобы, больше устало) "Общие рельсы"... А ведь девчонка права. Если поезд сойдёт с рельс, мои "магазины" никому не нужны будут. Как и законы... (Бросил взгляд на Глеба).
Максим Игнатьевич: (Тоже тихо, глядя в стакан с водой) И жертвы... будут напрасны. Если не на чем ехать... и некому защищать.
Лариса Петровна: (Тихо) И слово... обесценится окончательно. Если некому его услышать... в пустоте.
Глеб Сергеевич: (Наконец поднимает глаза. Его ледяной цинизм дал трещину. Говорит медленно, будто пробуя новую мысль) Механика... требует инфраструктуры. Рельсы – это тоже инфраструктура. Базис. Без базиса... (Он не договаривает, отпивает глоток кофе. Артём молча смотрит на свой захваченный Глебом кофе, но молчит.)
(Молчание. Но теперь оно не враждебное. Тяжелое, усталое, но с тенью задумчивости. Они не нашли согласия. Но взрыв удалось предотвратить. Настя не разрешила конфликт – онаослабилаего, напомнив о простой, общей цели: доехать. Ее "законы" вагона оказались сильнее их абстрактных битв. Она стала живым воплощением того самого "общего рельса", без которого все их правды теряют смысл. Интрига осталась, но приобрела иное измерение: возможно ли в принципе движение "в одном вагоне" с такими разными взглядами, если есть минимальные общие правила и кто-то, кто за них отвечает? Финал открытый, но без прежнего ощущения безысходности).
Почему Настя сработала как медиатор:
1. Внешний авторитет: Она – представитель системы (РЖД), отвечающая за порядок здесь и сейчас. Ее просьбы/замечания имеют вес.
2. Сдвиг фокуса: Она перевела разговор с глобальных обвинений ("вы разъедаете страну!") на конкретные, простые правила вагона ("не шумите", "не мусорите"). Это вернуло всех в реальность.
3. Практичность и забота: Ее предложения чая, воды, забота о самочувствии Ларисы Петровны – это простые человеческие жесты. Они создали паузу и снизили адреналин.
4. Образ "общего пути": Ее метафора "общих рельсов" и цели "доехать" – гениальна в своей простоте. Она напомнила, что при всех различиях, они сейчас в одной лодке (вагоне).
5. Отсутствие своей "правды": Она не встала ни на чью сторону. Ее "правда" – это бесперебойная работа ее участка системы (вагона). Это сделало ее нейтральной и неуязвимой для их аргументов.
6. Спокойствие и уверенность: Она не испугалась их гнева, не впала в панику. Ее спокойствие было заразительным и отрезвляющим.
7. "Зеркало" их слов: Она ненавязчиво использовала их же ключевые слова ("стержень", "лазейка", "ржавчина", "эффективность", "фундаментальный"), но вложила в них новый, объединяющий смысл в контексте движения поезда.
Настя не изменила их мировоззрений. Но она показала, что даже на "минном поле" идеологий можно найти временное перемирие, если есть простая, общая практическая цель и человек, который напоминает о правилах совместного проживания в ограниченном пространстве. Она – не волшебница, а механик человеческих отношений в экстремальных условиях замкнутого пространства. Ее появление добавляет пьесе глубины и нового социального измерения.
Окончание: http://proza.ru/2025/07/17/1701
Свидетельство о публикации №225071701683