Алата Арамовна Арутютянц Саргис Овсепи Параджанян

Артём Вильевич Киракосов:
Алата Арамовна АРУТЮТЯНЦ _ Саргис Овсепи ПАРАДЖАНЯН




Алата АРУТЮТЯНЦ Сергис ПАРАДЖАНЯН
Тбилиси начала 80-х | Фото архива Татьяны Гончаровой | Сергиев Посад | Мураново


Зная мою бесконечную любовь к гениям моего народа, Татьяна Петровна Гончарова, хранитель произведений живописи и графики музея-заповедника имени Фёдора Ивановича Тютчева, усадьба «Мураново», искусствовед, куратор художественных выставок и организатор научных конференций по музейной тематике, которой я мерой еженедельных своих усилий помогаю готовить юбилейную, к 80-летию со дня рождества, выставку её супруга, известного сергиево-посадского поэта и художника, скульптора и драматурга, уроженца донбасского 'Алчевскогое / 'Ворошиловск  / 'Коммунарск, Станислава Кирилловича Гончарова (1940 -- 2003), обратила внимание на хранившуюся бережно в «ТРИ ЦВЕТА ОДНОЙ СТРАСТИ: Триптих Сергея Параджанова», знаменитой, первой посмертно изданной книге по гению письма Левона Григоряна, 1991-го года издания, красивую, выразительных ликов фотографию, на которой без труда узнаются: вдохновенный влюблённый и всегда в себе и своём Сергей Иосифович Параджанов (1924 -- 1990) -- режиссёр, артист, мистик, сценарист, художник, модель, мыслитель, поэт, трагик, коллекционер, антикварщик, суфий, даос, духовник интеллигенции породы творцов, заключённый по лжи, рисовщик и фокусник, коллажист и обманщик, гонимый и затравленный и унижаемый в советской тюрьме, согноённый до смертельных жутких раковых болей и конца наш добрый гений, Саргис Овсепи Параджанян -- по нашей традиции и транскрипции -- и широко и ласково улыбающаяся объективу заступница и трудяга, "Заслуженный ветеран Московской железной дороги", муза и интеллектуал, и лирик и физик в одном едином обыкновении, бытии, обличии и лице, одна из духовных опор, основ и столпов своего времени, -- советского периода, -- Сергиева Посада Алла Анатольевна Янышева (так назвал её ребёнком дядя, подобравший сиротой после посадки в лагеря её родителей), Алата (по другой, устной, версии:  "Алаата", -- письменного подтверждения которой я не нашёл) Арамовна Арутюнянц (1929 |?| -- 2015), супруга Бориса  Викторовича Ведьмина (1915 -- 1994), гуманиста-просветителя, общественного деятеля, созидателя города, инженера-строителя, знатока и следопыта, проповедника родной культуры и истории, краеведа и "Почётного гражданина Сергиева-Посада", непревзойдённого автора пейзажей любимого Радонежского и Соловецкого краёв, путешественника, доверительного, преданного и искреннего друга многих известных творческих людей, среди которых и гении армянской культуры ХХ-го века Бажбеук-Меликян и Параджанян, -- легендарного фотографа-любителя, -- единственно которому разрешалось с камерой  из зала всё, -- запечатлевшего на сценах и репетициях актёров и режиссёров двух знаковых, 'топовых' (как сейчас выражаются), лучших наших театров: "Школа драматического искусства" режиссуры Анатолия Александровича Васильева и театра "На Таганке" режиссуры Юрия Петровича Любимова.
Ведьмин понимал, что делал, он -- ценитель, кино- и театровед, тонкий знаток и тонкий друг, преданный и искренний, оставил нам неоценимое фотонаследие эпохи в портретах -- статике, творчестве и движении -- образы: Юрия Петровича Любимого, Валерия Сергеевича Золотухина, Вениамина Борисовича Смехова, Зинаиды Анатольевны Славиной, Натальи Эдуардовны Андрейченко, Юрия Сергеевича Гребенщикова, Альберта Леонидовича Филозова, Бориса Леонидовича Романова, Анастасии Александровны Вертинской и многих других, -- и, наконец, он стал лучшим, по мнению и признанию многих, родных, поклонников, специалистов и общественности, фотографом, фотоисториком на сцене, Владимира Семёновича Высоцкого, -- Ведьмин -- маэстро высшей пробы, мгновенного, классически репортажного фотографичного письма достоверности и летописи, фотофиксаций Божией Милостию, никогда не правивший свой отпечаток, даже не кадрировавший его (со слов знавших, свидетелей и Татьяны Петровны), в отличии от так называемых профессиональных, штатных и заштатных (так сказать, -- в двояком смысле этого слова) театральных и кинофотографов, работавших при театрах и других учреждениях на ставки и по договорам.
Публикуемая и приводимая мною здесь фотография Параджаняна и Арутюнянц из собрания Гончаровой напечатана на матовой фотобумаге "Long Life 100" 10 х 15 см, не датирована, судя по тому облику, как выглядят Параджанян и Алата, их встреча состоялась где-то в начале восьмидесятых -- так можно датировать эту фотографию, автор фото неизвестен, дата её скорее всего не первой распечатки (наверное) с плёнки на обороте не отобразилась, лишь производственная машинная нумерация, ни о чём, собственно, нам не говорящая, сверху на оборотной стороне  расположена еле видная и плохо читаемая (карандаш туго ложится на фотобумагу, фото надо подписывать "шариком") рукописная надпись графическим карандашом: „Параджанов и Аллочка (так Татьяна Петровна называла Алату)“, -- но хочется отметить, что она, фотография, сделана рукою человека, понимавшего в свете и объёмной лепке головы, в возникновении образа на фотоплёнке и следом бумаге, ощущавшего композицию в изобразительном искусстве, -- это совсем не рядовое нащёлкивание, поэтому о фото стоит говорить и показывать его, запуская в публичное пространство, да, и в общем, мог ли быть, оказаться рядом в тот момент такого взаимоценностного общения с такими людьми, как Параджанян и Арутюнянц, Саргисом и Алатой, человек случайный, далёкий искусству, изобразительности и вкуса, не понимавший, что, кого, и зачем снимет? -- доверили бы они свои (прекрасные) лица в послании времени таковому? -- да нет же, что вы! -- я не нашёл на пространстве интернета публикуемой фотографии, значит -- это некое новое свидетельство общения этих замечательных, таких дорогих нам людей и память мест: Тбилиси, Сергиев Посад, Москва, Ереван, Донбасс, Украина.
Алата Арамовна Арутюнянц, Алла Анатольевна Янышева, -- общественница, боец и борец за сохранение духовных ценностей Сергиева, блестяще знавшая лирику Серебряного века чтец, „честейшая, небесная душа“, -- так говорит о ней хорошо её знавшая Татьяна Петровна Гончарова, человек, которого боготворили при жизни знавшие её не только близко, но и мельком, -- не лишь и не просто помощник своему знаменитому и любимому всеми мужу, после его кончины активно популяризировавшая его творчество, издававшая альбомы, календари, открытки, книги, делавшая теле- и видеофильмы, устраивавшая выставки и выступавшая на вечерах памяти, но и сама она -- человек с прекрасным мышлением, грамотной, логически выстроенной, точной, выразительной речью без оговорок и помарок, убедительный оратор и собеседник, прекрасный фотохудожник, соавтор многолетней их с супругом совместной Соловецкой Эпопеи, серии поездок (26 раз), встреч, выставок, публикаций; -- увы, а лагерная тема, чего на Соловках было не  избежать, как ни любуйся окрест красотами Севера и Православия и тамошними людьми-старожилами, -- да разве пройдёшь мимо судЕб? -- эта трагичнейшая тема нашей истории -- к несчастию их общая, оказалось близка, сродни им обоим: если у Алаты сидели родители, то Борис, старший её на целых 14 лет, сидел (и не раз) сам: сначала фашистский плен (Австрия: 1942 -- 1945), а за Победой следом -- "ГУЛАГ" (1946 -- 1954), он участник двух войн-бойн: Финской (1939 -- 1941), Отечественной (1941 -- 1942), но горе и беда проходят, хоть и не бесследно, оставляя шрамы и рубцы и раны незаживающие, но важней и верней вот что в Ведьминых, ваятелях и прародителях семейного и общественного блага, как-будто б счастья:  „Прежде всего – строить крыши над головой… очаги… -- против осеннего ненастья!“
А на  вершину всем этим глубоко дорогим и поучительным нам отношениям, когда ныне нас, в отличии от того, советского времени, и не давя, разобщили, испугали, привели в полную апатию и к растительному, ‘’овощному‘’, состоянию, я взгромоздил бы вот что -- историю 31 октября 1981-го года, обсуждение запрещённого спектакля гонимого Юрия Любимого «ВЛАДИМИР ВЫСОЦКИЙ», посвящённого нашему Национальному Гению, барду, когда на защиту встали очень многие, в том числе Ведьмин и приехавший в Москву и громивший в своём выступлении власть и её „культурное“ начальство Саргис Параджанян, которому тюрьма (судя по всему) не оказалась наукой молчать, когда крушат святое и дорогое, друзей, правду и талант, важно, что именно этот Ключ -- Высоцкий -- соединил друзей в борьбе: Любимого, Ведьмина, Параджаняна, к чему важнейшим добавлением становится календарь с лучшими фотоработами Ведьмина, посвящёнными Высоцкому «На Таганке», изданный Алатой Арамовной с одобрения, благословения ближайшего круга Владимира Семёновича Высоцкого, прежде всего второй его супруги, с которой Алата Арамовна была очень близка и дружна всю жизнь, актрисы и одной из основательниц Музея Высоцкого на Таганке в Москве Людмилы Владимировны Абрамовой. матери сыновей Владимира Семёновича, актёров Аркадия Владимировича и Никиты Владимировича; и -- разве ж фотографии, благодарные и благородные строки посвящения -- не память, не памятник -- самый лучший тому, кого любишь и не расстанешься с этим чувством не только на этом свете, но -- ясно теперь -- что и на том?
Эту пару, Аллу и Бориса, распространявшую щедро и лучисто вокруг себя почти 40 лет счастье творческого, полнокровного общения, совместного разделённого и счастливого бытия, помнили многие их друзья, люди известные, среди которых и два гения армянского искусства -- живописец и рисовальщик Александр Александрович Бажбеук-Меликян, монах искусства, посвятивший себя пению Женщины, и его семья, и Саргис Овсепи Параджанян, режиссёр и сценарист, коллажист и проказник; -- это была полноводная, широкая и долгая дружба-река близких по духу,красавцев-людей, а случайно открывшаяся нам, отыскавшаяся (почти рядовая по общим меркам) фотография -- свидетельство тому.
Ведьмины поддерживали Параджаняна в жестоком заключении, в тюрьмах Винницкой области, где ложно осуждённого Саргиса "опускали" уголовники, доведя до суицида, зверски и дико избивали, насиловали, всегда пытали, в том числе вспуханием от голода при обилии посылок с едой извне, которые до него не доходили, естественно; а следом -- тюрьма на Донбассе, в Перевальске (ныне -- Луганская Народная Республика), последнем месте заключения, но такие замены -- это лишь осознанное и плановое доведение изуверами человека до смерти; -- думается мне, что камеры и тюрьмы, где мучили и убивали Параджаняна станут со временем музеями, ведь так? -- и Республика Украина ли это или Донбасс; но при первой возможности и Параджанян поддерживал Ведьминых -- человечески, творчески, писал Борису (а какой человек, живущий творчеством, не нуждается в поддержке, похвале, опоре, подсказке, да и просто в дружбе, человеческой и прямой, как снег и луч?): „Дорогой человек! Вы художник --  в большом смысле -- добрый и нежный человек!“
В архиве Ведьминых, который сейчас, по кончине Бориса Викторовича и Алаты Арамовны, у которых своих детей, к несчастью, не было, хранится в семье Дайн у жены племянника Бориса Викторовича, известного искусствоведа, признанного специалиста в области детской игрушки и культуры, Галины Львовны Дайн, учёного, педагога, популяризатора, Научного сотрудника (1966 -- 1969), а позже -- Главного хранителя (1969 -- 1986) Художественно-педагогического музея игрушки АПН СССР в Сергиевом Посаде, музейщицы, преподавательницы и писательнице, с которой Татьяна Петровна Гончарова работала вместе и плотно дружит с тех лет, -- там, по словам Татьяны Петровны, в архиве, возможно находятся и неизвестные нам пока письма Параджаняна Ведьминым и другие бесценные материалы и документы времени и взаимоотношений, и, если -- Бог Даст -- удастся добраться до них, заглянуть, скопировать, исследовать и получить разрешение на публикацию этого, то мы, наверняка, обогатим новыми своими ощущениями знание об этих и, возможно, многих других, замечательных, а, впрочем, как знать, очень разных, как выясняем, людях! -- ну  будем же просить о том Господа...    
Всё в жизни должно круглиться и завершаться („<...> Эта, так называемая, кольцевая композиция позволяет нам вернуться в прошлое и создаёт впечатление от романа, как от гармоничного, законченного целого. <...>“, -- писал Пушкин); и я буду кончать...
Татьяна Петровна рассказала мне, что Алла -- на этом фото -- в шляпе коллекции Паражанова (-- хотя, мне кажется, он просто нацепил на свой известный широкополый чёрно-художественный, часто мелькающий на фотосъёмках с ним, берет, --), что он называл её "сестрой", а Бориса "братом", и передавая брату-Борису сердечные приветы, подписал ему подарок...
В собрании картин Станислава Кирилловича Гончарова, хранящихся у Татьяны Петровны Гончаровой, над которым мы с нею с удовольствием временами и приступами (типа) ‘работаем’, есть свидетельство и другой важнейшей связи людей, народов, культур -- ещё с одним тбилисцем, армянином, художником, признанным почитателями гением кисти, наследником традиций великих Тициана, Веласкеса, Джорджоне, Ватто, Латура, Рембрандта, несравненным и возлюбленным живописцем Александром Александровичем Бажбеук-Меликяном (1891 -- 1966): его младшая дочь Зулейка, которую папа очень любил писать, не позировала больше никому, кроме своего великого отца, но для Станислава Кирилловича Гончарова было сделано исключение; -- и мы найдём пренепремеенно и преобязательно портрет Зулейки кисти Гончарова, который Татьяна Петровна прочит мне в наследство, и переправим его (надёжными каналами связей свыше) в заслуженный дар его Модели, Зулейке Александровне Бажбек-Меликян в Ереван. 


07 03 2019
13 03 2019

АвтоТекст № 0130
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_39250
ФотоАльбом № 1067
На FaceBook


из комментариев:

Яна ГАВРИЛКЕВИЧ,
художник, с которой я имел честь учиться в Институте Сурикоа,
14 03 2019

“Артём, я ещё не успела прочитать весь пост, но мне кажется, что на фото -- Алла Ведьмина? Или я не права?
Алла и Борис Ведьмины были друзьями моих родителей. У меня сохранилось много детских фотографий, сделанных дядей Борей. Удивительные люди.
Я всё прочитала. Аллочка рассказывала, как сама нашла Параджанова в Тбилиси. Они тогда не были знакомы. Она пришла к нему в дом и рассказала, что её супруг, фотограф, слайдист и летописец художественной и театральной жизни, большой поклонник творчества Маэстро. Она была радушно встречена в доме Параджанова. Действительно, шляпа на тёте Алле -- из коллекции Параджанова. Он её предложил «для кадра». Так что, с её слов, это их первая встреча.
Тётя Алла была удивительно лёгким, открытым, расположенным к людям человеком. Ей всегда были интересны новые знакомые, она шла навстречу людям с радостным любопытством, но не легковесным -- многие отношения поддерживались затем постоянно, становясь дружбой.
Спасибо за память, за то, что написали про эту удивительную пару. Дядя Боря Ведьмин сделал самые лучшие и самые любимые фотографии из моего детства. В последний раз сфотографировал меня, когда мне было 20 лет. Незадолго до своего ухода из этого мира. Храню с трепетом.
Артём, про год я не знаю. К счастью, запомнила в общих чертах историю. Надо всё записывать! Трудно рассчитывать на свою ветхую память... Пусть это будет комментарий. К Вашему рассказу”.


https://youtu.be/JWakszfLN_U

https://youtu.be/fohDgTOALZ8

https://youtu.be/OUIBrKEOYbg

http://www.okposad.ru/2015/10/vedmin.html

http://textarchive.ru/c-1555287.html

https://youtu.be/eG1t1cDMrS8

https://youtu.be/fCWWXcTwJ0s

http://www.kopeika.org/articles/view/4712

http://www.700-let.ru/archive/foto/retro/?ID=23365

http://www.stsl.ru/photo/63/

http://www.kopeika.org/articles/view/4707

http://www.sergiev.ru/node/3356

https://vk.com/album-100305_95828706


https://сергиев-посад.рф/-----/

https://сергиев-посад.рф/---/

https://сергиев-посад.рф/--100----/

https://сергиев-посад.рф///-/

https://сергиев-посад.рф/------/




Алата Арамовна АРУТЮНЯНЦ -- Саргис Овсепи ПАРАДЖАНЯН
Тбилиси начала 80-х | Фото архива Татьяны Гончаровой | Сергиев Посад
„Дорогой человек! Вы художник -- в большом смысле -- добрый и нежный человек!“


Фото из архива Татьяны Гончаровой, хранителя коллекций музея-заповедника "Муранова" имени Фёдора Тютчева, предложенное и доверенное мне к ближнему рассмотрению, изучению и возможному комментированию, на котором -- фотограф, общественный деятель, краевед, литературный чтец и знаток русской поэзии Серебряного века, человек знаковый, уважаемый и чтимый в городе преподобного Сергия Радонежского Алата Арутюнянц (1929 -- 2015) (Алла Янышева) из Сергиева Посада и Саргис Параджанян (1924 -- 1990) (Сергей Параджанов), блестящий художник, коллажист, сценарист, прославленный, один из лучших, возможно самый оригинальный и художественный кинорежиссёр ХХ века, феерический мастер мистерий и розыгрышей, сам неподражаемая модель.
Это рядового формата 10х15 фото раскрыло не только удивительную историю, как Алата из любви к творчеству маэстро самостоятельно отправилась в Тбилиси на его поиски, нашла, но и о том, что она сразу же и радушно была принята им, по достоинствам своим высоко оценена Параджаняном, а после того, как она показала Параджаняну свои фото и фото по современной истории Театра на Таганке авторства своего мужа, Бориса Ведьмина (1915 -- 1994), особенно фото с Высоцким (1938 -- 1980), которого Параджанян боготворил, любил, лелеял, защищал, и на которых великий наш бард снят заметно лучше, чем у других, Саргис стал называть Алату и Бориса "сестрой" и "братом" в тот же вечер.
Представляемое фото Алаты и Саргиса -- постановочное, чувствуется и по свету, композиции, цвету, а шляпа на Алате -- из коллекции самого Параджаняна, что свидетельствует о мгновенно установившимся творческом взаимопонимании и контакте двух личностей.
Ведьмины поддержали Параджаняна в заключении, а Параджанян, как делал это много раз в своей жизни, отнюдь не сломавшись в тюряге, что ожидали и на что рассчитывали власти той Страны, Которой больше нет, встал, не побоявшись новых арестов, заключений, пыток и издевательств, унижения и преследований, которым подвергался, за отстаивание чести и права в профессии их общего с Высоцким друга, Юрия Любимова (1917 -- 2014), легендарного режиссёра Таганки, а в сложной жизненной ситуации "брата", протянул руку дружеской помощи своего гения и самому Борису, об этом свидетельствует написанное позже, сохранившееся, письмо Параджаняна Ведьмину: „Дорогой человек! Вы художник -- в большом смысле -- добрый и нежный человек!“
История с фотографией обросла подробностями о жизни многих людей, которая не должна, отнюдь, забыться в Посаде, она показала целый пласт новых отношений современной интеллигенции Сергиева и актуального армянского искусства, в котором чтится и считается ценной, редкой, любая находкой, каждое фото и слово Саргиса Параджжаняна, не оставившего ни одной не интригующей, не завораживающего чёрточки своей.

| краткий конспект для будущего устного выступления на секции по Музейному делу на научной конференции Университета Дубны в январе 2020 |


07 03 2019
13 03 2019
10 11 2019
11 11 2019

АвтоТекст№ 0556 за 2019
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_41520
Полный текст заметки:
АвтоТекст № 0130 за 2020
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_39250
ФотоАльбом № 1067
На FaceBook:




АвтоТекст # 0547 за 2025:
http://proza.ru/2025/07/17/349
https://vk.com/id15993373?w=wall15993373_58615
Артём Киракосов, реставратор, 07 03 2019 _ 17 07 2025


Рецензии