там, где край земли часть 1
А ведь люди не лукавят, через семнадцать минут вертолетного «хода - перехода» по остриям высоченных скал, вы сами увидите в иллюминаторе проблески ледяной кромки радуги. Открывается небесный свод над порогом земли. А под лопастями вертолета скользит в молочном мгле вечная ягельная тундра. Только небо, спасаясь от стужи, норовит спрятаться за «змейкой» восточной горной гряды. Вестимо, тайга укроет небо от пронизывающих стланиковыми иголками ветров.
На взрослый вопрос – где он, на круглом глобусе на учительском столе край земли, ответить сложно. Это вам не таблица умножения. Тут самому надобно разобраться, добраться туда и постоять чуток на вихряющем серпантином пороге земли. Многажды сказано, лучше раз увидеть, чем сто раз услышать. Джулус почему - то уверен, что нынче он непременно сможет дойти до намеченной цели.
Теперь на миг закройте глаза и представьте себе - за вашей спиной бурлит - шумит нескончаемый гомон тундры и птиц, вокруг серебряным инеем расстилается вечный запах ягеля, и дедушка со старой как мир трубкой на кособоком пне сидит, привычно густо дымит и думы думает. А перед твоим взором? Рваными кромками гулко трубит вселенное сопло бездны? Ибо космический шершавый снежный обрыв норовит окутать туманом горло пропасти? Тут как бы ненароком самому не улететь в безмерное падение.
Вестимо, благое дело складывается с больших и не очень кусочков везения. В это лето родителей мальчика заманил «материковый» песочно - стеклянный Дубай. Там, говорят, желтые крупные пески, куда и глянь. Бетонные стрелки улиц и стеклянные лабиринты небоскребов, разве это прикольно? Само собой, такие вещи лучше понимают родители, они взрослые. Но, народ тутошний легок на меткие остроты - коль твой районный центр называется Батагай, не совсем обязательно ехать в Парагвай! Что сафари, и что охота, итог один – добыча мяса! А созвучие на самом деле красивое на слух.
Потому, в сухом остатке, Джулус здесь, в гостях у деда, с твердым наказом вести себя ровно как внушено родителями. Окромя поведенческих наставлений, назидательно сказано с тамошними общаться исключительно на родном языке. Чего греха таит, районный центр – крупный промышленный рабочий поселок. Там свой мир.
Мама мальчика смешанных кровей, она из тех, кого шутя называют «продуктом промышленного освоения Севера». И бабушка, жена дедушки Никодима, из когорты первых луно-волосых молодых медичек, распределенных на север по велению партии и «за запахом тайги». Джулус, как ни крути, из тех, кого называют «чистокровным пашенным», это когда оба родителя смешанных кровей. Чай, по местным меркам, больше, чем метис. Древним языком дедушки мальчик сносно – разговорно владел, но практика говорения с носителями языка отнюдь не помешает.
- Нохоо (парень)! – Прокуренный голос дедушки овалом речной гальки рикошетит от оттопыренных ушей Джулуса – Ты, энто, далеко не забирайся в тайгу! Однако, твои ноги шибко привыкли ходить по бетонным ровностям, не рассчитаешь длину шага, а здесь иные версты, зараз заблудишься на радость хищных зверей! Потому, так и быть, сегодня ты пойдешь на охоту с Мохсоголом!
Настоящий облом! Дедушка обычно никогда не портил предвкушения охотничьей удали, наоборот, благословлял, а тут… Мальчику стало обидно до мокроты. Ишь, какой выдал дед неправильный расклад! Он, будущий знатный охотник в округе, и которому по случаю результативного преодоления шестого класса доверили аж одностволку 20 - го калибра, вкупе с семью патронами с дробью номер «тройка» на поясном патронташе, нынче, за здорово живешь, пойдет ведомым за охотничьей собакой Мохсоголом?
По честному, мальчик хотел было взять с собой шустрого Батыра, двухгодовалого лайку - непоседу. Вот с кем вволю набегаться по таежным просторам! Считай, почти «ровесники», хорошо понимают друг друга, уйма «охотничьих» интересов. И «секретное оружие», рогатка, в голенище сапоги спрятано подальше от дедушкиных глаз. А этот «старый» брюзга, Мохсогол, он ровно как сам дед … разве что махоркой не чадит. Перламутровый бисер на щечках мальчика переливается мокрым разноцветьем.
В другой раз можно хорошо думать о Мохсоголе. Чистопородный, из племени крупных охотничьих собак хаски, умный и надежный. Белая – белая со сединой длинная шерсть. Крупная голова с острыми треугольниками маленьких ушей. Вестимо, он настоящий таежник… но точно не сегодня! Капельки на щечках мальчика зараз укрупняются – и не надейся, Мохсогол по всем пунктам в аккурат исполнит приказа деда.
Для начала Мохсогол пустился трусцой первым по таежной тропе. По вытянутой долгой спине явно чувствуется, «главенства» он не уступит. Мудрая собака не спроста еще на заимке вынюхивал патронташ мальчика. По запаху патронов Мохсогол для себя определил, что молодой охотник на этот выход «заряжен» на добычу куропаток. Ни глухари, ни тетерева потому не должны удостаиваться его внимания.
Время от времени Мохсогол привычно – лениво крутил головой, сопел седыми ноздрями, он ищет лежбища куропаток. Чего лукавить, в душе его булькает недовольство, ох, не любит он охоту с молодыми охотничками. Суеты полный туес, бестолковость беготни. В сухом остатке - ноль куража. Нет думания и нет противостояния с достойным противником!
Кстати вспомнилось, в тот раз, когда они с мальчиком и дедушкой ходили в тайгу, Мохсогол привычно выдвинулся было вперед и … тут же уловил ядреного, свежо исходящего запаха хозяина тайги. Запах лениво куражился по травкам вниз. Не мешкая, собака обратно прибежал к людям, нет, не испугался и голоса не подал. Но старый охотник и так все понял. Испокон веков заведено, что учуяв медведя или волка, охотничья собака никогда не бросается, сломя голову, навстречу страшному зверю. Табу. Охотничья собака знает, в опасных ситуациях его место рядом с хозяином. Его задача – предупредить и защитить хозяина, бестолковым лаем зря не потревожит тайгу и зверя. А коль решится охотник добыть зверя, тут уж не оплошай.
Тогда Мохсогол не обиделся на старого охотника, он понимал, молодой охотник шибко мелкий. Просто они тихо ждали, когда наконец ветер прогонит ядреный запах за сопку…
Вдруг Мохсогол будто в невидимый каменный утес носом «ударился с разбега». Странный запах исходил из распадка. Живой запах, с примесью мокрой травы и до булькающих краев наполненный опасностью. Оглянулась собака, мальчик беззаботно идет на расстоянии не менее трех маутов. Получается, коль рванет Мохсогол к распадку, расстояние между ними еще на одного маута растянется. Нет, нужно дождаться охотника…
Свидетельство о публикации №225071700426