Размышление на Иоанна В начале было Слово

                Я хочу посвятить эту беседу  толкованию  Евангелие от Иоанна, поскольку его начало являются ключом к Православному вероучению. Открывая первую главу, мы читаем: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог. Оно было в начале у Бога. Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть. В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков. И свет во тьме светит, и тьма не объяла его» (Ин.1:1-5). Раскрытию тайны этих слов посвящены многочисленные фолианты Отцов, начиная, буквально, с первых дней Вселенской Церкви. Поэтому пересказывать их мнение я не буду, а предложу свое понимание вопроса.  Евангелие от Иоанна рассматривается Церковью как богословие высшего порядка, направленное на познание духовного мира и раскрытие сути Христианства.   В самом начале повествования апостол закладывает основы  главных церковных наук: Христологии (учение о Христе), Триадологии (учение о Святой Троице), Пневматологии (учении о Святом Духе), Ангелологии (учение об Ангельском мире) и учения о Божественных энергиях – Фаворском свете. Об этом свидетельствуют  первые пять стихов Евангелие от Иоанна, которые мы разберем.
                «В начале было Слово» – это напрямую касается Христологии. Речь идет о Второй Ипостаси Святой Троицы – Боге Сыне, именуемым также  «Логосом» и «Словом». Что характерно, помимо значения, как слово в речи, Логос в греческом языке имеет и несколько других определений: смысл, суждение, закон, мысль, разум, голос, причина (два последних особенно важны), понятие, число.  Есть и другие значения, на тему Логоса, но мы их касаться не будем. Для нас достаточно знать, что Слово – это Вторая Ипостась Святой Троицы, Которая после Воплощения Сына станет Богочеловеком Иисусом Христом.
                «Оно было в начале у Бога» – Дух Святой устами Иоанна открывает, что Сын Божий – был у Отца перед началом творения. Кроме того, этот стих раскрывает ипостасное свойство Отца – рождение Сына и Сына Божьего – рождаемость от Отца. Оба они не имеют начала и конца, и означают не действие  в нашем понимании рождения, а, как учит святитель Григорий Богослов, являются: «Движением Богом человеческого ума, то есть это движение ума с определенными фазами богопознания». Другими словами, рождение является таковым только в представлении ума, и не имеет основания в Божественной природе. Бог вложил в сознание человека понятие «рождение от Отца», исходя из икономии, то есть неспособности разума описать тайну Святой Троицы другими словами. Поэтому преподобный Максим Исповедник дополняет своего учителя: «Рождение Сына есть извечное и неподвижное отношение Отца и Сына, то есть является завершенным действием».
                Эта мысль относится к учению Максима о «движении» Бога в Самом Себе. В силу особой сложности темы, мы его рассматривать не будем, поскольку в общепринятом смысле Бог – неизменяем, а значит и неподвижен. Определение преподобного касается внутритроичных отношений между Отцом и Сыном, которые характеризуются не процессом рождения, а отношением между Ними. То есть, Отец потому Отец, что у Него есть Сын, а Сын потому Сын, что имеет Отца. Нет Отца – нет Сына, нет Сына – нет Отца. В сложном богословии Максима Исповедника это называется «Гомогенное действие» или рождение внутри Божественной реальности. Смысл его заключается в том, что взаимоотношения  внутри Святой Троицы, познаются нами как движение человеческого разума, но никак «движение» в Боге, и поэтому не могут отражать непостижимую природу троичного Божества. Поэтому гомогенное действие, в данном контексте, означает внтурибожественное.
                Важно отметить, что на отличиях лиц Святой Троицы – основана вся Триадология и Пневматология. Каждая ипостась обладает своим, только ей присущим личностным свойством. Слово «В начале», –  не только одно из самых трудных мест в Евангелие, но и является ключом ко всему Священному Писанию, поскольку с него начинается бытие видимого и невидимого миров, о чем сказано в Книге Бытия (Быт.1:1). Мы это рассматривали в  беседе «О сотворении мира». С этих же слов  начинается Евангелие от Иоанна. Причем, что характерно, «в начале» упоминается дважды в первом и во втором  стихах. Тавтологии и синонимов в Священном Писании нет. Каждое слово – это воплощенный Бог, Который Сам Себя не повторяет и Себе не противоречит. Значит в обоих «началах» заложен различный смысл. С этим нам предстоит разобраться, иначе дальнейшее познание станет невозможным. Нам предстоит непростая задача и только терпеливые и любомудрствующие ее могут осилить, если пребудут в познании истины до конца.
                Когда мы разбирали творение мира, то задались вопросом: почему Книга Бытия в Синодальном переводе  начинается со слов «В НАЧАЛЕ», написанных заглавными буквами. Тогда мы выяснили, что это не прихоть переводчиков и не ошибка. «В НАЧАЛЕ» означало – в Боге, как в Причине или Начале всего сущего, в Котором весь мир пребывал в латентном состоянии как Его идеи или логосы. С этих слов и в таком же написании начинается Синодальное Евангелие от Иоанна, но говорит  оно уже о другом. В чем же отличие и в чем сходство? Сходство заключается в том, что в обоих случаях речь идет о Боге, и поэтому слова написаны заглавными буквы, как и положено именовать Божество. Отличие же заключается во внутритроичных отношениях.  Моисей повествует  о Боге Отце, а Иоанн – о Боге Сыне, Который стоял в начале творения мира. Все сущее получает бытие по воле Отца, через Сына силой Святого Духа. Моисей говорит о создании вселенной, то есть о видимом проявлении Бога в Его творениях, а Иоанн, как тайнозритель высшего мира,  учит о духовном, то есть о смыслах сокрытых в формах вещей: «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков». Важно отметить, что под «жизнью» здесь понимается не биологический процесс, а то, что в учении Церкви называется «Вечной жизнью», то есть бессмертие души в обожении со Христом.
                Книга Бытия дает представление о творении мира, как воплощение идей Отца, а Иоанн открывает порядок и суть этого воплощения – сошествие Бога к людям и принесения света Истины. Ветхий Завет – монотеистическая религия иудаизма. Поэтому  Моисей рассказывает о Едином Господе Вседержителе, сотворившем мир и человека, а Евангелие от Иоанна – благая  весть Нового Завета, раскрывающая учение о Святой Троице и творческом начале Слова, через Которого приводится в бытие все сущее. Об этом же свидетельствует апостол Павел: «Бог, многократно и многообразно говоривший издревле отцам в пророках  последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил»  (Евр.1:1-2). Как мы видим, Отец все творит через Сына. Именно поэтому в образе Неопалимой Купины (Исх.3:2) и на Синае (Исх.19:3), именно Сын обращался к Моисею по воле Отца. 
                Есть еще одно понятие слов «В начале», которое  означает состояние перед творением, когда еще ничего нет, что должно быть. Апостол выводит нас не некую исходную точку перед появлением мира. Начало – это еще не время, а преддверие возникновения времени, без которого никакое бытие невозможно, ибо бытие и время возникают одновременно. Это и есть качественные характеристики времени. То есть, за возникновением вещи стоит Слово, Которое Духом приводит в бытие все сущее. Поэтому время и движение суть одно и тоже: остановите часы и маятник тикать не будет. Можно привести еще не меньше десятка различных мнений на тему «В начале», но это выйдет за рамки нашей беседы.
                «Все чрез Него начало быть, и без Него ничто не начало быть, что начало быть» – эти слова лежат в основе Православной Триадологии. Кратко их рассмотрим. «Все через Него начало быть» – означает, что Словом сотворено все в мире видимом и невидимом. Но сотворено не Самим Христом, а чрез Него, как гласит Евангелие. Чрез или через – означает действие Святого Духа. Именно Им Сын Божий по воле Отца творит все, что предопределено планом Божественного Домостроительства. Последовательность действий Святой Троицы такова: Отец желает, Сын определяет [решает как], а  Дух исполняет, и, таким образом, вся Троица действует едино, но в пределах Своих личностных свойств. Применительно к Православной антропологии это можно описать следующим образом: ум захотел, воля решила, как сделать, а тело исполнило. Заметьте, что каждое из этих свойств действует и самостоятельно, и одновременно, и нераздельно от  остальных. Потому что, если будет воля, но не будет тела и силы, то воля так и останется волей; если будет сила, но не будет воли и тела, то она останется лишь в потенции; если будет тело, но не будет воли и силы то оно – живой труп. 
                «Начало быть» – свидетельствует о том, что сотворение мира началось, причем, оно не закончилось и будет продолжаться вплоть до Второго Пришествия Христа. Если во втором стихе мы читаем «было в начале», то есть до акта творения, то здесь мы видим само творение –  «начало быть»! мир состоялся! Во вступительных словах я обратил внимание на особую важность таких понятий Логоса, как голос и причина. Теперь настало время к ним вернуться. Логос как Причина – это действия Сына Божьего, положившие начало тварному миру, а голос – это произнесенное слово, которое есть и буква, и звук. Звук и свет имеют в своей природе электромагнитные волны, с помощью которых человек видит и слышит, а значит познает мир. Кроме того, существует научная гипотеза образования Вселенной посредством взрыва. Он, в свою очередь, сгенерировал звук и свет – необходимые силы творения.
                «В Нем была жизнь, и жизнь была свет человеков» – это тоже Христология, к которой добавляются Ангелология и учение о Божественных энергиях или Фаворском свете. Попробуем разобраться и в этом. «В Нем была жизнь» – наше богословие знает два вида жизни: Жизнь и жизнь.  Первая – это все то, что относится к пребыванию со Христом и во Христе, как в этом мире, так и в горнем; вторая – как биологический процесс разумной твари.  Другими словами, «В Нем была жизнь» – это свидетельство о Христе, во-первых, как об источнике жизни всякой твари, и, во-вторых, как о состоянии души в горнем мире. Еще Жизнь называется «Жизнь вечная» или Царствие Небесное. Далее мы читаем: «и жизнь была свет человеков». О каком свете идет речь, и как жизнь может быть светом для людей? Одно из значений Света, в данном контексте, – это Божественные энергии, посредством которых Бог действует в мире. Это учение основал Симеон Новый Богослов и подробно развил святитель Григорий Палама в XIII в., но останавливаться на нем мы не можем. Это целая эпоха в жизни Вселенской Церкви.
                Почему «жизнь была свет человеков»? Очевидно потому, что жизнь во Христе – божественный свет, указующий дорогу в Царство Небесное. Это свет в конце тоннеля и маяк в ночи, выводящий боголюбивую душу из мрачных глубин земной жизни. Глагол прошедшего времени «была» не означает, что время Христа прошло. Жизнь, о которой говорит Иоанн, – это животворящая сила Духа и Евангельское учение Спасителя, которым живет душа. Одновременно слово «была» указывает на грядущее Воплощение Слова, предопределенное на совете Святой Троицы задолго до создания мира. Его воплощение и стало светом для человеков.
                «И свет во тьме светит, и тьма не объяла его». Теперь важно разобраться в понятиях «тьма» и «свет», а применительно к последнему дать еще одно толкование. «И свет во тьме светит», – означает созидательную Божественную энергию. Глагол настоящего времени указывает на не прекращающийся акт творения оживляющей и непрестанной силой Святого Духа. Первым создается, мир невидимый – Ангельский, призванный служить Творцу при строительстве Вселенной. Поэтому ангелы возникли задолго до появления вселенной, о чем говорит Бог в беседе с Многострадальным Иовом: «Я полагал основания Земли при общем ликовании утренних звезд, когда все сыны Божии восклицали от радости?» (Иов 38:7). Также ангелами отцы называли свет, который во тьме светит. Святитель Григорий Богослов пишет: «Силы, окружающие Бога, и служебные духи – суть вторые светы, отблески Света Первого», то есть ангелы – носители Божественных энергий.
                А что же такое «тьма», о которой идет речь? Это не ад, не преисподняя, не бесовские полчища, как могут подумать некоторые. Это – материя, ожидающая часа пробуждения Божественным светом. Из нее, как Афродита из пены морской, будет рождена Вселенная. Почему тьма не объяла свет? Потому что материя подвластна Богу и сама не может ничего «объять», как не может глина сделать из себя горшок. На эту тему можно долго рассуждать, ибо глубин ее не видно и ограниченным разумом не постичь. Проявления материи до конца непознаваемы и многообразны. Примером тому служит спор двух святителей: Феофана Затворника и Игнатия Брянчанинова. Первый доказывал, что души не материальны, а  второй, на основании Писания, разъяснял, что все тварное, каковым является душа,  имеет начало бытия во времени, а значит материально и конечно. Другое дело, что материя, из которой сотворены ангелы, наши души и видимый мир – различна. Но это отдельная тема для разговора в будущем.
                Ветхий и Новый Завет в рассматриваемой теме содержат уникальную особенность. Первая Книга Библия начинается с «НАЧАЛА»,  и последнее Евангелие от Иоанна начинается так же. Это не случайность и не прихоть типографики.  Через Моисея Бог раскрывает тайну появления вселенной и человека, которые завершают свое бытие в горнем мире евангелиста Иоанна. Пророк повествует о видимом мире, а апостол любви о мире во Христе, в Котором, как в Боге, находит упокоение все тварное. Пятикнижье Моисея – это альфа, а Евангелие от Иоанна – омега мироздания. Книга Бытия заканчивается на смерти Иосифа в Египте (Быт.50:26), который в экзегетике символизирует этот мир, а Евангелие от Иоанна – завершения не имеет, открывая врата Царства Небесного в жизнь вечную, ибо его глубина не постижима, а значит и учение бесконечно: «Многое и другое сотворил Иисус; но, если бы писать о том подробно, то, думаю, и самому миру не вместить бы написанных книг. Аминь.» (Ин.21:25).
                Конечно, все, что мы кратко обсудили – весьма поверхностно и не отображает всего многообразия Промысла Божьего о мире и человеке. Священное Писание потому и вечно живое, что раскрыть всю его полноту невозможно никому. Оно, как воплощенный Бог, живет вечно и промышляет о человеке непрестанно. Это источник живой воды, текущий в жизнь вечную (Ин.4:14), припасть к которому в свободной воле каждого.


Рецензии