Герои СССР Афган Колесник Василий Глава 13 Мемуары
Люди часто способны на большее, чем они делают. Они посланы в этот мир с аккредитивами, но редко используют их полностью.
Хорас Уолпол, 4-й граф Орфорд (24 сентября 1717 г., Лондон — 02 марта 1797 г., там же) — английский писатель, основатель жанра готического романа, библиофил и коллекционер.
После высадки обе группы выдвинулись в северном направлении с целью преодолеть хребет и проследовать к месту выполнения боевого задания.
При спуске с хребта отряд неожиданно столкнулся с небольшой группой вооружённого противника, зашедшей сверху в тыл отряда и направлявшейся по следам спецназовцев.
Боевикам и спецназовцам, оказавшимся в невыгодном для обеих сторон тактическом положении, удалось разойтись без боя.
По мнению Морозова, неожиданное обнаружение отряда противником было результатом его личной ошибки — преждевременного снятия тылового дозора при спуске с хребта.
Попытка догнать и уничтожить отступившую группу противника закончилась неудачей. Поняв, что отряд обнаружен и находится под угрозой, Морозов принимает решение об эвакуации.
Обнаружив удобную площадку для приземления вертолёта, Морозов вышел на связь с командованием и запросил эвакуацию. Командование ответило отказом по причине отсутствия свободных вертолётов и потребовало от Морозова дальнейшего выполнения боевого задания.
Последовавшие после этого второй и третий запрос на эвакуацию также были отклонены командованием. Отряд был вынужден постоянно передвигаться по горам в попытке уйти от преследовавших его боевиков.
Тем временем командование группировки решило усилить 230-й отряд. Усиление, вылетевшее на двух вертолётах, получило обозначение 240-й отдельный отряд специального назначения и также состояло из двух групп специального назначения.
Начальником 240-го отряда был назначен майор Андрей Иванов, занимавший в 22-й бригаде должность командира отряда.
Командиром одной группы в 240-м отряде был назначен майор Андрей Хоптяр, занимавший должность командира 3-й роты специального назначения. Общее количество военнослужащих в усилении очевидцами события не приводится.
Согласно одним источникам, командованием было решено произвести замену командира отряда майора Морозова, как не справившегося с выполнением боевой задачи, на майора Вячеслава Дмитриченкова, занимавшего в 22-й бригаде должность заместителя командира отряда по воздушно-десантной подготовке.
По плану командования при высадке усиления майор Дмитриченков должен был принять командование отрядом у Морозова, которого следовало этим же бортом эвакуировать в тыл.
На данном решении настоял подполковник Русков С. И., занимавший должность начальника отдела специальной разведки разведывательного управления Северо-Кавказского военного округа, которому было поручено курировать действия отрядов, высаженных в тылу противника.
Но при высадке вертолётов с усилением Морозов, не подозревавший о планах командования, находился на соседней высоте, откуда наводил вертолёты на площадку приземления, в результате чего вертолёты улетели без него.
Согласно другим данным, майор Дмитриченков по собственной инициативе попросил командира 22-й бригады включить его в состав усиления, чтобы загладить собственную вину за его оплошность при проведении учебного занятия, из-за которой один солдат получил ранение.
Так 03 января 1995 года южнее Грозного на северных склонах Кавказского хребта оказались 2 сводных отряда общей численностью более 40 военнослужащих, в числе которых было 11 офицеров и прапорщиков, среди них четверо в воинском звании майор (Иванов, Морозов, Хоптяр и Дмитриченков – прим. от авт.).
Иванов, Морозов и Хоптяр имели боевой опыт, полученный ими в годы Афганской войны. Иванов в Афганистане провёл в общей сложности четыре года и трижды был награждён Орденом Красной Звезды.
В связи с возникшей неопределённостью при дальнейшем выполнении боевого задания, как и в вопросе — кому следовало возглавить объединённое управление обоими отрядами в отсутствии твёрдых указаний от командования группировки, был утерян важнейший принцип единоначалия.
Личный состав обоих сводных отрядов был набран из подразделения 22-й бригады, которым командовал майор Иванов, и по существу ему полагалось принять на себя всю полноту командования.
Продолжение следует …
Свидетельство о публикации №225071700512