города предатели
В 1604 году в русской земле наступают смуты. В этом году из Москвы бежал Гришка Отрепьев, будущий самозванец, который перебрался в Брянск, где нашел себе поддержку на его пути на престол России.
В 1607 году, в царствование Василия Ивановича Шуйского, на Брянск двинулся новый самозванец, Лжедмитрий II. 12 июня 1607 года Стародуб присягнул на верность Лжедмитрию. Власть самозванца признали также Новгород-Северский, Почеп, Чернигов, Путивль, Севск и другие Северские города. Также признали стародубского «вора» жители нескольких рязанских пригородов, Тулы, Калуги и Астрахани. Согласно описанию, новый самозванец выглядел так: «волосы имел кудрявые, чёрные, глаза большие, брови густые, навислые, нос покляпый (вислый, крючком), бородавку среди щеки, ус и бороду стриженую». Предполагали, что это был крещеный еврей, который хорошо знал церковные правила, видимо раньше служил в церкви, говорил по-польски и мог общаться на еврейском. Так как Брянск мог бы служить оплотом для самозванца, если бы последний им завладел, то царь приказал Мещевскому воеводе (Мещевск- город в Калужской области) Григорию Самбулатову сжечь этот город. Воевода отправил 250 человек для исполнения царского поручения. Посланные нашли Брянск совершенно пустым; все его жители изменили законному государю, перешли на сторону самозванца и пошли ему навстречу. Брянск был предан огню.
Самозванец, усиленный новыми изменниками, овладел Карачевом, потом пошел на князя Мосальского, который стоял близ Козельска (город Калужской области), вступил с ним в бой и разбил его. Все ожидали, что Лжедмитрий повернет к Туле, осажденной царскими войсками, где сидел Болотников (Иван Исаевич Болотников- организатор и руководитель повстанческой армии. В 1606 году из Комаричской волости при поддержке местного населения он начинал движение на Москву. С этими событиями связано происхождение «Комаринской» — русской плясовой песни про «комаринского му¬жика».)с третьим самозванцем - Петром, но Лжедмитрий не оказал помощи Болотникову. Тула была взята, и изменники наказаны ( В октябре 1607 года Иван Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.). Лжедмитрию стала грозить опасность от царских войск; он отступил в Северскую область ( Название происходит от восточно-слававянского объединения северян.) и остановился в Трубчевске. В 17 веке Северская земля (или Северщина) представляла собой регион на юго-западе Русского государства, в который входили земли бывшего Новгород-Северского княжества. В то время Северщина была ареной борьбы между Русским царством, Речью Посполитой и Османской империей, а также местом формирования казачества. Во 2-й пол. 12–13 вв. из них выделился ряд более мелких княжеств. Во 2-й половине 14 в. Северская земля перешла под контроль Великого княжества Литовского, до середины 15 века там существовал ряд удельных княжеств во главе с представителями династии Гедиминовичей (Брянское, Стародубское, Трубчевское, Новгород-Северское, Черниговское). Шуйский преграждал самозванцу путь, для чего нужно было опять занять Брянск. Так как город был недавно сожжен, то это не трудно было сделать, - но его надо было укрепить. И вновь назначенные воеводы Кашин и Ржевский построили укрепления, поставили острог и уже смело ожидали неприятеля.
Самозванец хотел было зимовать в Трубчевске, но этому помешал Лисовский, один из польских панов. Он убедил Лжедимитрия, что пока войска отдыхают после взятия Тулы и пока царь наберет новые отряды, можно будет овладеть Брянском. Самозванец двинулся к северу. На пути его подкрепили литовцы и донские казаки. Брянск был окружен со всех сторон, и самозванец хотел голодом принудить его к сдаче: действительно в городе ощущался сильный недостаток в воде; хлеба также не было, и жители принуждены были есть лошадиное мясо.
Царю было известно положение Брянска. На помощь к нему был отправлен из Москвы боярин Куракин с войском, а из Мещевска пошел на помощь князь Мосальский. Князь подошел к городу. Река отделяла его от Брянска и лишала его возможности быть полезным. Он прямо подступил к городу, рассчитывая на свободный переход по льду: оказалось же, что река еще не стала, несмотря на 15-е декабря. Лодок не было. К тому же на правом берегу стоял неприятель, готовый ежеминутно стрелять в противника. Когда воины увидели граждан, со стен простиравших к ним руки и с воплем просящих о помощи, то, несмотря на опасность со стороны неприятеля, несмотря на холод, на плывущий лед - они с криком: "лучше нам всем умереть, чем видеть гибель братьев своих" - бросились в реку и перебрались на другой берег. Из города выступили осажденные и, соединившись, дружно ударили на врагов и разбили их. В следующую ночь был сильный мороз, настолько скрепивший лед, что можно было безопасно переходить реку, чем и воспользовался Куракин, снабдивший город всякого рода припасами.
Получив здесь отпор и потерпев поражение, Лжедмитрий двинулся к Карачеву; но найдя его сильно укрепленным, продолжал путь к Орлу. Граждане Орла вышли к нему на встречу и приняли с великою честью, как законного государя. Самозванец остался у них зимовать. Тут он был подкреплен свежим польским войском, прибывшим под начальством гетмана Ружанского.
Свидетельство о публикации №225071700609