Схиархимандрит Иона-одесский старец- 22
Отец Иона ушел из жизни 18 декабря 2012 году в возрасте 87 лет. Схиархимандрит Иона (Игнатенко) при жизни пользовался огромной популярностью среди верующих. Большую часть жизни он провел в Свято-Успенском мужском монастыре в Одессе. Старец сделал немало предсказаний, которые после его смерти стали сбываться.
Верующие вспоминают, что при жизни к нему за советом и исцелением приезжали паломники со всего бывшего Советского союза. Батюшка не отказывал никому: он принимал фактически до самого ухода. В 2011 году он предрек Украине трудные времена.
«Грядет вселенский хаос и несчастья»: Я преставлюсь и спустя год начнется, - говорил он. Через год, как известно, в Киеве случился кровавый переворот, после которого власть захватили представители нынешней украинской хунты.
С тех пор началась активная подготовка к противостоянию с Россией. Старец, когда к нему приезжали из российских городов, много раз повторял: «Нет отдельно Украины и России, у нас - единая Святая Русь. Наши враги хотят уничтожить православие на Руси, поэтому захотели нас разделить. Но Господь этого никогда не допустит». Батюшка всегда говорил очень ясно – так, чтобы его понимал простой народ. Он и за неделю до смерти помогал людям. А в его келье висел портрет Суворова, которого он очень уважал.
Старец предрек и гонения на православную церковь на Украине, которые наблюдаются на протяжении нескольких последних лет.
Верующие вспоминают, что отец Иона как-то сказал: «Приедете в привычный монастырь, а там прежних монахов уже нет. Насельники будут незнакомые и священство иное. Будете спрашивать и не найдёте ответов». Правда, после неизменно добавлял: - нечисть будет радоваться, но недолго, спустя короткий срок все вернется на круги своя, а всех пособников фашистов изгонят".
Мы это сейчас и наблюдаем, посмотрите, что происходит на Украине. В Киево-Печерской Лавре устроили съемки кулинарного шоу. Еду готовят на фоне крестов и икон. Нынешний украинский режим - не только фашистский, он еще и богоборческий.
В одном из храмов Лавры выступил недавно и сам Зеленский. Использовал алтарь, как трибуну для своих политических заявлений. Но ничего, скоро все они побегут из Украины, пятками сверкая. Батюшка готовил ясно: «Власть на Украине получат пособники фашистов. Только Россия положит этому конец». К слову, батюшка при жизни много рассуждал и о будущем всего мира. Говорил, что Запад ждут вселенский хаос, катаклизмы и несчастья. Делал предсказания для Франции, Великобритании, Италии и Германии. Немцев, по пророчествам старца, ожидают два сильнейших взрыва. Один – физический, а второй – духовный. В Великобритании батюшка пророчил «яркий свет, после чего начнется большая волна, которая унесет множество жизней». Болезни, огонь и нашествие клопов ожидают, если верить пророчествам старца, Францию и Италию.
Верующие считают, что батюшка предрек и окончание СВО. Он сообщил, что вся нечисть уйдет со Святой Руси в первую неделю Великого поста. Во всем мире будут голодать, а на нашей Руси хлеба будет достаточно. Потому что начнёт умножаться любовь друг к другу у каждого русского человека», - говорил старец Иона и призывал украинцев: «Все погибнут, кто против Бога и России пойдёт. Кто жив останется — какая у того хорошая жизнь будет».
Батюшка был насельником Свято-Успенского мужского монастыря на протяжении сорока лет. Каждое верующее сердце с благодарностью вспомнит этого удивительного человека. А был он самого простого рода, девятым ребенком в бедной многодетной семье. Он родился 10 октября 1925 года в большой крестьянской семье, в центре советской Украины; ныне это земли Кировоградской области; при крещении был наречён Владимиром, в честь Крестителя Руси… Что это было за время? В тот год, настрадавшись, умер Патриарх Тихон и ужесточились гонения на Церковь.
О своих родителях он вспоминал как о верующих, благочестивых людях. Несмотря на то, что в стране насаждалось безбожие, им удалось дать христианское воспитание всем 9 детям. Старец Иона не раз вспоминал свою маму: «Мне в тридцать шестом году было 11 лет, я был младшим, девятым в семье. В школе нам говорят: зачем молиться, мы сделаем машины, сделаем Днепрогэс и будет коммунизм, все будут равны, все в достатке… Я прихожу домой и говорю: «Мама, в школе говорят: не надо молиться, они сделают рай». Она: «Дети, не слушайте безбожников, надо молиться! Рая на земле не будет… Труд и молитва спасают человека…» В других домах матери и бабушки отвечали «просвещённым» детям: «У них Бога нет. А у нас – есть!»
Семья его пережила и раскулачивание, и голод. С начала 1930-х началась кампания коллективизации, «раскулачивания» «слишком богатых» крестьян. В этом списке оказалась также семья Игнатенко – разумеется, не потому, что была зажиточной (корова и 2 лошади на всю семью из 11 человек!). Дело было в том, что никто из них не скрывал веры, все посещали храм.
Как рассказывал сам отец Иона: «Все забрали...последнюю коровку. За что раскулачили?! За то, что отец всю жизнь очень тяжело работал?!» Вот и пришлось всю жизнь, начиная с детства, трудиться, что называется, не покладая рук. Поэтому и образование получить не вышло. Как водилось на селе, Владимир окончил только 4 класса местной школы. С ранних лет трудился, помогая родителям, как его братья, сестры. Но Господь Сам обучил его Своей особой мудрости, которую не преподают ни в каких университетах. Конечно, направляющим на всю жизнь был и родительский пример. Отец Иона всегда очень уважительно говорил о своих родителях: «Мать отцу и отец матери никогда не изменяли, потому что были с Богом, нас воспитывали в труде и молитве». Начинается трудовой путь будущего старца еще до Великой Отечественной войны, а в годы великих сражений он, тогда еще совсем мальчишка, наравне со взрослыми трудился на оборонном заводе. Ничего особенного в этом отец Иона не видел - так в те годы жили все. И потом, вся его жизнь - это один тяжелый труд, и, конечно же, молитва. Согласно воспоминаниям самого батюшки, о которых рассказывала его дочь, Надежда Владимировна, семья, предупрежденная соседями о грядущем аресте, покинула дом, решив уехать в Грузию, где было пока сравнительно спокойно. Здесь семью застала война. Владимир начал работать сначала на буровой вышке, мотористом – с 15 лет, трудясь по 12 часов в день. После войны Владимир в поисках заработка уехал в угольный край, работал шахтёром. Потом переехал на Кавказ, много и тяжело трудился на нефтяных промыслах. Узнав о монахах-отшельниках, живущих в Абхазии, отправился к ним и прожил в их среде, как говорят, несколько лет. Ему снилась мать. Монахи сказали: молится о тебе, тоскует. Он вернулся на Украину. Жил в Молдавии. Однажды с ним произошел чудесный, даже – промыслительный случай: от переутомления Владимир заснул за рулем трактора, а пробудился, точно от толчка: перед машиной стояла женщина. Резко затормозив, тракторист выскочил из кабины… никого не было. Но перед самым трактором был обрыв. Впоследствии подвижник всю жизнь считал, что был спасен от смерти без покаяния – Самой Богородицей. Будучи около 30 лет, Владимир создал семью со своей сослуживицей, Анной. Родилась дочь, Надежда. Она рассказывает, что запомнила отца в эти годы добрым, веселым, общительным. А еще он любил одаривать людей: часто покупал конфеты, печенье, раздавал детям, просто соседям. Запомнила дочь еще, что его часто, как бы шуткой, именовали «святым Владимиром». Все чаще Владимир ходил в храм, ездил в паломничества на Кавказ. Однажды начал носить подрясник. А еще – стал жить в отдельной комнате дома, много молился, спал на полу. Из одного паломничества привез два кедровых полена – их подкладывал под голову вместо подушки… В жизни его было несколько событий, свидетельствовавших о том, что воля Господня направляет Владимира на монашеский путь. Главное из них – тяжелая болезнь «к смерти», туберкулез. Будучи в больнице, Владимир взмолился к Богу – сам он рассказывал, что постоянно повторял молитву «Господи, помилуй», а еще – дал обет уйти в монастырь. Семья, особенно жена, тяжело переживала его уход, но сам Владимир говорил: «Я иду молиться за вас!» Господь направил его путь в Одесский Успенский монастырь, однако, приняли его не сразу: около 2 лет батюшка жил в пещере близ монастыря, лишь затем был принят в обитель (1971 г.) Его первым послушанием стала работа на коровнике. На послушаниях он с непрестанной Иисусовой молитвой косил сено. Вот пойдет на целый день с этой косой и косит весь день. Он говорил: «Нас забывали иногда покормить», но он никогда не жаловался. Конечно, зависть тоже была, ревность тоже была, потому что, между монахами тоже есть и духовная брань, враг там работает очень сильно, это все понятно. Он нам рассказывал,- «Вот мы были на послушании, и нас благословили за монастырь пойти и выполнить там какое-то послушание, вот я выхожу, а тут какой-то бомжик протягивает руку. Я какие-то монетки, которые у меня были, ему дал. Через некоторое время возвращаюсь, опять он просит, ну я ему еще дал. Через какое-то время, там под вечер, меня благословляют опять выходить из монастыря на послушание. Я выхожу, и он опять у меня просит. Я вижу, что он уже, совсем пьяный. И мне так скорбно стало, и думаю, зачем я тебе дал, ведь тебе не на пользу пошло, ты же напился. Но в этот момент, боковым зрением я вижу, что сам Господь протянул руку. Это не наше дело осуждать человека, наше дело, когда он попросит, надо дать. Не важно какой он. Мы дали, Господь принял. Потом Господь сам спросит с этого человека, спросит, но это не наше дело. Было время, когда он отвечал за дизель-генератор, дававший электричество монастырю (подключения к централизованной электросети здесь не было. Первое время монах очень скорбел, что, уйдя от мирского шума, снова попал на подобное же послушание – работать с машинами. Однажды на память Архангела Михаила он оставил дизель, пошел помолиться на службу, а когда вернулся – увидел, что из генератора полностью вытекло масло, но… он продолжал работать как бы неким чудом. Рассказывают еще такой случай: когда о. Иона занимался заготовкой сена – еще одно из его послушаний – вдруг появился дорогой автомобиль, из которого к нему устремился человек в дорогом костюме. Он, видимо, нетрезвый, бессвязно кричал: «Что, монах? Сено сгребаешь тут? Отказался от всего? А у меня – деньги, я весь мир могу купить, что угодно…» Монах ничего не отвечал, лишь молча смотрел на мужчину. А через несколько месяцев один из его духовных друзей монаха застал его плачущим, молящимся во храме за некоего «Сережу». Как оказалось, тот «новый русский» оказался в психиатрической больнице… 8 апреля 1979 г. г. Владимир стал монахом. Его небесным покровителем стал свт. Иона, митрополит Московский. Позже в схиме получит то же имя, но уже в честь Ветхозаветного пророка. Многие, знавшие подвижника, вспоминают, что труд духовничества он начал нести, еще не будучи иеромонахом: к нему тянулись за духовным советом миряне, иноки. Стечение людей к простому монаху, молва о его мудрости, даже – прозорливости, распространявшаяся среди народа – все это не всегда положительно воспринималось монастырским начальством. О. Иону смиряли: часто переселяли из кельи в келью, давали сложные работы. Так постепенно ступенька за ступенькой в непрестанном труде и молитве прошел он путь от послушника до духовника Одесского Патриаршего Свято-Успенского мужского монастыря, а 22 февраля 1990 г. 64-летний монах был рукоположен во священники епископом Иоанникием. Он какое-то время отказывался от священства: говорил, что не имеет образования, ведь окончил только два класса школы. Но владыка настаивал: «Будешь частицы вынимать на проскомидии, будешь исповедовать людей – найдется тебе дело…» Дело нашлось: через три года он получает сан игумена, позже – архимандрита, принимает великую схиму. А вскоре становится одним из братских духовников Свято-Успенской обители. Приходили к нему также миряне. Имя Иона означает «голубь». Он и был смиренен и небесен, как голубь. Никогда не сердился и ни с кем не спорил. Лишь покивает головой: «Ну да, ну да…». И продолжит своё. Случалось, его жестоко обижали. Он к этому относился со смирением: участь старца. Вокруг него всегда было много народа. К нему на исповедь занимали очередь, порой, с трёх-четырёх часов ночи. Но он, когда не очень был болен (он страдал от болезни ног) часто говорил и с группами людей – и в келье у себя, и на воздухе – на монастырских дорожках. Многие помнят, что он выходил из кельи к церковной службе часа за полтора до ее начала: чтобы успеть поговорить со множеством людей, который всякий раз ожидали его на монастырском дворе. Есть десятки свидетельств о прозорливости, о даре исцелений. Рассказывает Ксения Васютинская: «Однажды приехали к батюшке люди, состоятельные. Говорят: «Батюшка, у нас сын инвалид, врачи сказали, надежды нет, вот он, глухонемой, в коляске…» Батюшка так посмотрел: «Заговорит он. И пойдет»… И он встал так, на небо смотрит и начал молиться… А мальчик встает с коляски, говорит: «Мама, мама! Забери коляску, мне неудобно!» Папа вообще в шоке, он к батюшке на колени… А батюшка: «Не меня благодарите, Бога благодарите…» “Вот был такой случай” - говорит Наташа -“Я пришла к батюшке, ещё тогда, когда стала его послушницей, он даёт книгу и говорит чтобы я читала. Я читаю, а в келье и рядом, людей огромное количество, кого-то он помазывает масличком, кому-то что-то говорит, кого-то благословляет. И вот я дошла до тех слов, … «а когда вот женщина носит мужскую одежду, она Бога не узрит», батюшка меня останавливает и говорит: «Еще раз прочитай». Я прочитала, он меня еще раз останавливает и просит еще раз прочитать. Три раза я прочитала. На четвертый раз он говорит: «Куда делись мои все комбинезончики такие классные, фирменные, моя французская косметика?» А я раньше в Америке работала и себе очень модные вещи привозила. Потом я как-то прихожу к батюшке, а он мне говорит: вот сейчас Натальечке глазки помажем, чтобы она не модничала». Я думаю, что я уже такое на себя напялила, где же я тут модничаю? Батюшка-то все знал, что дома я и косметикой пользовалась и модную одежду носила, хотя в храм одевалась очень скромно. Духовное влияние старца на людей часто было поразительным. Однажды у него попросила – и получила – благословение на иночество молодая девушка. Ее отец занимал высокий пост, решение дочери привело его во гнев. Ворвавшись в монастырь, он кричал на старца, доходя даже до угроз убийством. А в ответ услышал кроткое, почти веселое: «Ну что ж, убивай; убьёшь, все мои грехи на себя возьмёшь». Конец этой истории счастливый: чиновник воцерковился, стал духовным сыном схиархимандрита. В июле 2010 г. у отца Ионы побывал Патриарх Кирилл, беседа была продолжительной. Было это чуть более, чем за 2 года до кончины старца. При жизни старца, ежедневно огромная очередь страждущих, начинавшаяся у двери кельи отца Ионы и выходящая за ворота монастыря. Потом, уже ближе к сегодняшнему дню, также огромная толпа богомольцев у крыльца алтаря небольшого Свято-Успенского монастырского храма, ожидающая, не выйдет ли старец. Если не благословение получить, так хоть увидеть его, побыть немного рядом, послушать, что скажет, пусть не тебе, но все же... И так постоянно. Вы только представьте на мгновение себя на месте его. А ведь у схиархимандрита Ионы не было даже среднего образования, а Господь удостоил его, можно сказать, высшего священнического сана. А еще наделил даром прозорливости. Сегодня некоторые средства массовой информации называют отца Иону монахом-целителем. Вряд ли этот эпитет применим к нему. Ведь старец - это не экстрасенс какой-то, а православный молитвенник. И если и происходило исцеление, то по его молитвам к Богу и по мере веры в Него у страждущего. Всем известно, что за советом к одесскому старцу ехали и простые люди, и государственные мужи - генпрокурор Украины, президент Янукович... И для каждого было свое, особое слово, многие вспоминают притчи, которые начинали вдруг сбываться. Невольно приходило на память сравнение с преподобным Кукшей Одесским, также бывшим насельником Одесского Свято-Успенского мужского монастыря и также закончившим здесь свой земной путь. В народе и начали говорить, что отец Иона - продолжатель подвига преподобного Кукши. Буквально до последнего вздоха продолжал старец Иона труд своей жизни - помощь страждущим. После возвращения в Свято-Успенский мужской монастырь после многомесячного лечения в лучших клиниках Одессы и Киева он продолжил прием посетителей в новой келье. Но людей было так много, что было принято решение оборудовать специальный ящик для записок от тех, кто не смог попасть на личный прием. И все их старец читал ежедневно, обо всех страждущих молился. Сегодня уже известно, что страшная болезнь - рак позвоночника - как будто отступила на время. Еще целый год по милости Божией и к немалому удивлению врачей отец Иона продолжал не просто быть с нами, но и сам, казалось бы, немощный, нес болезни и скорби каждого страждущего человека, приходящего к нему. Как и заповедал святой апостол Павел: «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов» (Послание к Галатам. 6, 2). Хотя в данной ситуации более точными видятся слова Господа нашего Иисуса Христа из Евангелия от Иоанна: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих»(15, 13). В последние годы конечно, все знали, что старец очень болен. Но весь его облик светился такой радостью, такой благодатью, что хотелось вновь и вновь наполняться ими. В серой суете будней это так важно и спасительно. Конечно, люди, окружавшие старца, не только брали, но и отдавали ему свою любовь, свои молитвы, пусть и не совершенные, но такие искренние. Близкие свидетельствуют, что последние годы жизни духовника монастыря были непростыми: его мучили болезни, особенно – ног. Но, несмотря на это, он при малейшей возможности принимал людей, наставлял, утешал – почти до последних дней земной жизни. Схиархимандрит скончался 18 декабря 2012 г. Перед кончиной старец долго болел. Ему было 88 лет. 22 декабря того же года он погребен на братском кладбище. В церковном календаре с 2016 г. есть память праведного Ионы Одесского, однако, это иной святой, скончавшийся за год до рождения о. Ионы (Игнатенко). Он принадлежит к числу исповедников, совершавших свой подвиг во время антицерковных гонений. Что касается схиархимандрита Ионы, то, хотя его память чтится всенародно, церковного решения о его канонизации не принято. Многие верят: придет день, когда на Украинской земле будет еще один Иона Одесский – в лике преподобных, и уже сейчас со дерзновением молятся не только о упокоении его души, но также – ему самому. Возможно, Господь пока не явил Свою волю об этом потому, что почитание старца пока не свободно от суеверий, нездоровой экзальтации вокруг его «пророчеств» или просто духовных размышлений. Пока не так много людей действительно принимают сердцем слова подвижника о том, «цель нашей жизни – соединиться с Богом. Новый огромный храм в честь чудотворной иконы Пресвятой Богородицы «Живоносный источник» не смог вместить всех пришедших простится со старцем, как и двор перед ним. Панорамное фото дает лишь приблизительную картину. Без преувеличения, в монастыре собрались скорбящие всех сословий, всех уровней достатка и общественного положения. Вся православная Одесса пришла хоронить своего старца. Поминальную Божественную Литургию возглавил Высокопреосвященнейший Агафангел, митрополит Одесский и Измаильский. «Десятки тысяч людей приходили к нему в келью и будут приходить к нему на могилку, чтобы испросить его молитв о страждущих и обременённых, болящих и скорбящих. Примером для него был преподобный Кукша, который также посвятил свою жизнь служению Богу и людям и в стенах этой обители несший свой нелегкий крест духовничества. Много общего было у отца Ионы и с преподобным Серафимом Саровским, который с радостью встречал каждого, кто приходил к нему за советом и помощью»,- особо отметил Владыка Агафангел. Знаменитый космонавт дважды Герой Советского Союза Георгий Гречко прислал телеграмму с соболезнованиями. «Скорбим всем сердцем, молимся всей душой о нашем дорогом и горячо любимом духовном отце схиархимандрите Ионе. Это - невосполнимая утрата для всех нас, его духовных чад, и для всего православного мира. Божественная благодать разливалась от его присутствия и молитвы. Вечная память схиархимандриту Ионе за преображение наших душ и сердец», - написано в ней. Тело схиархимандрита Ионы (Игнатенко) покоится на монастырском кладбище, а духом, мы верим, он предстоит у престола Божия, где продолжает молиться за всех нас, своих страждущих собратьев. Вспомним же как наследство приснопамятного старца его поучения: - "Один Господь обещает нам жизнь вечную. Больше никто не обещает… Поэтому наша православная вера – она должна укрепиться; - Рая на земле не будет. Рай на небе. Кто любит Бога – все там уже готово, все! И это цель жизни: соединиться с Богом; - Молитва выше труда; - Кто верит в случай – тот не верит в Бога; - Иисусова молитва – она как воздух. Как дышать, так и молиться надо. А ещё – мысли контролировать, как говорится, — осторожно думайте, ваши мысли записываются на Небесах; - Сам человек никак не может спастись, только Господь нас спасает. А раз Господь спасает, то что нам надо основное делать?.. Надо молиться и трудиться; - Господи поможи, а сам не лежи; - Труд и молитва спасают человека; - Совесть дороже всяких биллионов, триллионов, всего. А кто совесть потерял, тому легко обмануть человека, убить, отравить, ограбить, оклеветать, опозорить, обворовать, насиловать, потоптать, насмеяться, наколдовать, в душу наплевать - их совесть не мучает..." Упокой Господи душу новопреставленного раба Твоего схиархимандрита Ионы в селениях праведных, со святыми упокой! Раба Божия Людмила все 18-е дни в течение минувшего года заказывала по о. Ионе панихиды. Она была его духовным чадом и много лет ездила к нему за 500 км. Находилась она в монастыре и в день его кончины. Был мороз, необычный для Одессы. Служился молебен у образа Матери Божией «Целительница» о здравии болящего о. Ионы. Вдруг дважды ударил колокол. Вошёл монах и сказал, что батюшка скончался. Храм наполнился громкими рыданиями. Под всеобщий плач отец Павел взволнованно стал служить панихиду… Людмила говорит: «Все эти дни и ночи с 18 по 22 декабря 2012 года стояла холодная морозная погода, а окна и двери собора, где лежал наш Батюшка, сотрясались от яростного свирепого ветра… Никогда ещё в своей жизни мне не доводилось видеть столько живых цветов среди зимы. Весь собор был украшен огромными букетами из роз, преимущественно белых и красных. Подумалось: как в Пасху. И она наступила. 22.12.12 в день погребения ветер утих, выглянуло солнышко и так ярко и ласково улыбалось нам всем, будто согревая наши осиротевшие души. А когда все дружно запели «Христос Воскресе из мертвых», скорбь сменила пасхальная радость в душе…» Когда подошла ко гробу батюшки Ионы, его дочь, она увидела, что вложенный в его руках крест поднялся. Все это видели. Он поднял этот крест руками. Во время отпевания читали постоянно священники Евангелие, и вот когда один священник прочитал свою часть и отошёл, а другой ещё не подошёл, в этот момент Евангелие само стало переворачиваться. Все люди, находившиеся в этом храме, видели это и об этом знают. Очень много людей приходили попрощаться с батюшкой, все они любили его, и всем было очень скорбно, что батюшка ушёл. Мы понимали, что он не уходит навсегда, он просто идёт к Богу, и он будет ещё больше за нас молиться, он будет ещё ближе к нам. Но нам хотелось, чтобы он нас обнял, чтобы он нам сказал, чтобы он нас помазал масличком, чтобы он нас, ну как бы, укрепил, вот этого нам очень-очень хотелось. На отпевании была одна семья с маленькой девочкой, это был вымоленный ребёнок. Когда-то ее маме должны были сделать аборт, врачи сказали, что там всё очень плохо и аборт необходим. Но батюшка, конечно, её вымолил. Этот ребёнок, находясь с родителями у гроба старца Ионы говорит: “Мамочка, не плачь, не плачь, вот сейчас батюшка возле тебя стоит. Он сказал, мне что у тебя в животике мой братик, и будут его звать Александр”. Ее мама очень удивилась, ведь ребенок ее не знал о ее двухнедельной беременности, да и визуально определить это было невозможно. Спустя девять месяцев действительно родился мальчик, которого назвали Александром. Был на отпевании один старчик, тоже приехал откуда-то, и говорит: “Люди, что вы плачете? Вот батюшка Иоана тут стоит вместе с Кукшей преподобным. Вы скоро будете ему молебны служить, акафисты ему читать. Что вы плачете?” Но у меня действительно была радость, хотя по-человечески понятно, что Батюшки нет, но по духовному мы понимаем, что он к Богу пошёл. Матушка Ольга упокоилась перед батюшкой Ионой, за два месяца перед его кончиной. Матушка 21 октября, а батюшка 18 декабря. И когда она упокоилась, Батюшка руки поднял и так радостно сказал: “Она к Богу пошла! Она к Богу пошла!” Нам было очень скорбно, особенно мне, потому что они меня вели очень много лет за ручки, на ручках несли. Мы всё делали по их благословению и никаких отклонений не было, потому что мы выполняли их благословение. Батюшка нам говорил: “Вот нам Господь так открыл, и мы должны так сделать”. И точно так же Матушка. У них был один дух, и они, конечно, общались между собой духовно. Конечно, у них у обоих присутствовала духовная любовь ко всем. Вот ты приходишь и растворяешься в этой любви, и все твои проблемы, все твои немощи, все твои болезни, все твои скорби, всё куда-то уходит по их молитвам. Батюшку хоронили уже в субботу. Много-много людей приходило, много приезжало. Погода была плохая, не было солнца, но когда опускали гроб, луч солнца освятил могилку и в тоже время голубь сел рядышком, все это тоже видели. “Я хочу рассказать, как сама узнала о скорбной кончине батюшки” - говорит Наталья. “Я собиралась после поездки в село Псху, лететь по делам в Москву. Стройка продолжается. У нас грузится машина. Буквально последняя ходка, уже много снега выпало и перевал закрылся. Мы нагрузили немножечко больше, чем положено на машину, то есть около 12 тонн, вместо 10. Когда мы начали спускаться с перевала, переехав небольшую речку, и стали подниматься в гору, вот там мы и застряли. У нас лопнуло одно колесо. Мы его поменяли на другое и у нас тут же лопнуло и второе колесо. Мы очень долго копали и растаскивали камни, много людей, помогали нам, но машине не удалось выбраться из этого крутого подъема.
Нам пришлось вернуться на Рицу и там переночевать. Наш водитель Эдуард, это просто раб Божий, он Камаз свой никогда не оставит, груз тоже не оставит, вот он и остался в машине. Конечно, нам тяжело было, понимая, что человек остается там один, но мы не смогли починиться, и нам пришлось возвращаться.
Перед этим я уже знала, что батюшка в очень тяжёлом состоянии, что все за него очень сильно молились. Но, к сожалению, во вторник батюшка упокоился. И у нас, видно, не было воли Божьей ехать в Москву, потому что я бы там тогда застряла на долго.
И вот на следующий день машину при помощи трактора удалось вытащить, но уже пришлось ехать только назад, спускаясь с горы в Сухум. Нам пришлось вернуться. Мы очень медленно возвращались, потому что были поломаны, еле-еле ехали.
И вот я узнаю, что батюшка приставился ко Господу и конечно еду в Одессу. В этот год было очень много снега. В Одесской области было обледенение, многие люди не могли приехать. Я тоже никак не могла, прямых рейсов не было. Мне пришлось какими-то кругами ехать и через Крым. И я приехала уже в четверг, раньше никак не получилось.
Конечно, у меня была очень большая скорбь, потому что я батюшку видела совсем недавно в сентябре, а вот теперь два дня назад он упокоился. Когда я оказалась в Одесском Свято-Успенском мужском монастыре, батюшка был в соборе. Я к нему подбежала, и на меня, не знаю почему, нахлынула большая радость,
Люди плачут, а у меня радость неимоверная. Батюшки ноги были тёплые, руки были тёплые. Но самое главное, он со мной говорил. Я всё слышала, я всё понимала. Он меня очень-очень укрепил”. Перед Пасхой 2013 года одной женщине (её супруг - духовное чадо о. Ионы) в тонком сне на рассвете явился батюшка и чётко произнёс: «Скажи всем: я – живой!» Он предстал во весь рост, был в своей схимнической мантии, со священническим крестом… Дочь батюшки Ионы сейчас инокиня Нектария. Тоже прошу за неё всех молиться, потому что она полностью ослепла и без одной ножки. У неё очень высокий сахар. Вы, наверное, видели фильм «С любовью к Христу». Она там много рассказывала как раз про батюшку и про всю его семью.
Свидетельство о публикации №225071700859