Письма князя Вяземского

   Князь Петр Андреевич после дуэли написал письма с изложением произошедшего многим людям и Великому князю Михаилу и приятелю Булгакову в Москву и графине Эмилии. И все эти письма в зависимости от адресата немного разные.
   К Великому князю Петр Андреевич пишет справедливо обвиняя баронов Геккернов в провокационном поведении, и именно из-за интриг старшего барона случилась дуэль.
   К Булгакову:" И здесь много басен и выдумок клеветы об этом несчастном происшествии и здесь много тайного и для нас самих."...
   Если в письмах к Булгакову и к Михаилу Павловичу князь описывает произошедшее , подчеркивая безобразное поведение баронов Геккернов и особенно подчеркивает интриги барона отца, то в письме к княгине Долгоруковой он перекладывает вину на праздное петербургское общество и жену поэта: " Пушкин был прежде всего жертвою (будь сказано между нами) бестактности своей жены и ее неумения вести себя в обществе, жертвою своего положения в обществе, которое льстя его тщеславию, временами раздражало его - жертвою своего пламенного и вспыльчивого характера,  недоброжелательства салонов и , в особенности, жертвою жестокой судьбы, которая привязалась к нему, как к своей добыче, и направляла всю эту несчастную историю".
    Очень хорошо объяснил князь - и жена , и вспыльчивый характер Пушкина, и недоброжелательные салоны и , главным образом, злая и жестокая судьба.
     А что же это за салоны недоброжелательно относившиеся к Пушкиным? Это очень близкие салоны к князю Вяземскому - салоны Карамзиных и Веры Федоровны. В письмах его племянница Софья Николаевна ярко описывает откровенные насмешки над Пушкиными, отворачивание лица князя Вяземского от дома Пушкиных, всякую доброжелательность и приязнь к Дантесу , и как заклинание повторяет, лишь бы Дантеса строго не наказали. Всё противостояние поэта и кавалергарда проходило в салонах близких родственников князя Вяземского. Праздное петербургское общество сосредоточилось в салонах Карамзиных-Вяземских. Конечно, князь оказался в неудобном положении и это положение необходимо было изменить, неудобно же и перед современниками и перед потомками. И, конечно, князь обвиняет жену Пушкина, праздное общество, пламенный характер самого Пушкина и злодей ку судьбу.

    А вот в письме к графине Эмилии появляется иная тема, там нет и намека на какую либо вину Натальи Николаевны, почему? Да, потому, что всё это происходило на ее глазах и ей нельзя было это написать.
    "Что за ужасный перерыв нарушил течение нашей переписки!"...
     "Мои насмешки над красными принесли несчастье. Какое грустное, какое позорное событие! Пушкин и жена его попали в гнусную западню, их погубили. В этом красном столько же черноты, сколько и крови... Я должен откровенно высказать вам ( хотя бы это повело к разрыву между нами) , что в этом происшествии покрыли себя стыдом все те из красных, кому вы покровительствуете, всё ваше Красное море." Красные это кавалергарды друзья - приятели Дантеса и особенно князь Трубецкой А.В. к которому князь Вяземский ревновал графиню Эмилию.
    "У них достало бесстыдства превратить это событие в дело партии, в дело чести полка. Они оклеветали Пушкина, и его память, и его жену, защищая сторону того, кто всем поведением уже был убийцей Пушкина, а теперь и в действительности застрелил его." - понятно, в октябре Наталья Николаевна отвергла Дантеса, и всё остальное просто кавалергардская месть женщине с целью опозорить её. Но никому более князь не расскажет о своих обвинениях в адрес ультрафешенеблей. Он ведь и сам ультрафешенебль.
    "В Пушкине я оплакиваю друга...однако, будь в этом ужасном деле не на его стороне право, я в том сознался бы первый. Но во всем его поведении было одно благородство, великодушие, высшая вежливость." - (замечу в скобках, князь забыл, как отворачивал лицо от дома Пушкиных).
    "Если бы на другой стороне был только порыв страсти, или хотя бы вопрос чести, я, продолжая оплакивать Пушкина, не осудил бы и его противника, мой ригоризм, моя строгость в нравственных вопросах не доходят до такой степени. Где грех, там и милость. Да, грех, но не всякая подлость!" - поведение Дантеса оценивается князем как всякая подлость, но князь опоздал, если бы он заметил эту подлость ранее, возможно... но увы.
     "Я покидаю свет, и не меньше, чем скорбь, побуждает меня к этому негодование"...
      Князь покинул свет. А что делать? В его положении покинуть свет необходимо, чтобы избежать многих вопросов, которые могли быть заданы , ответов у князя не было. Карамзины-Вяземские были на стороне Дантеса и даже после смерти поэта Софья Николаевна повторяла в письмах , лишь бы Дантес не пострадал сильно. И Андрей Карамзин встретится с Дантесом за границей и руку ему подаст и в развлечениях будет участвовать вместе . Правда, Александр Николаевич Карамзин к Дантесу охладеет навсегда, признав его и его отца виновниками интриг , приведшим к дуэли.
     Князь Вяземский будет опекать Наталью Николаевну до самого замужества, видимо, он полагал, что это его долг, защищать Наталью Николаевну


Рецензии