20. Глупые художники 15-16 веков
(картины открываются из ЖЖ - ссылка в первой рецензии)
Сразу оговорю, что традиционные датировки картин художников 15-16 в.н.э. достаточно условны, но нельзя не отметить, что именно в этот период крупные живописцы, написавшие картины на евангельские темы были всплошь охвачены топографической глупостью. У мастеров последующих веков она прошла: то есть чем дальше художник находился от времени событий, тем лучше в них разбирался. Это обычное дело для традиционной истории.
Отмечу, что география Марселя и Константинополя, которые последовательно до 17 в.н.э. включительно именовались Иерусалимом достаточно похожа (и совершенно не похожа на географию палестинского Иерусалима). Поэтому подчас не просто установить - Марсель или Константинополь на картинах 15-16 вв., изображающих Распятие. Проще сделать прявязку на местности для картин, отосящихся к Рождеству. Алексей Хрусталев в книге "Галльское Евангелие" (2014) отождествляет евангельский Вифлеем с нормандским городом Беллемом (Belleme). (В Нормандию он также помещал евангельские страну Герасинскую, то есть остров Джернси (Гернсей), и страну Гардаринскую - с нормандским городом Годервилем то есть Годером).
Рождественский цикл присутствует у Питера Брейгеля Старшего:
"Поклонение волхвов в зимнем пейзаже" (1563)
"Перепись в Вифлееме" (1566),
"Избиение младенцев" (1565-67)
Все это заснеженные пейзажи, мало похожие на палестинские. А вот на нормандские более чем.
А ведь Брейгель означает "из Брюгге" - то есть жил он не в глухой деревне, а в крупном портовом городе, одном из главных европейских торговых центров. Сюда заходили венецианские и генуэзские корабли, которые плавали по всему Средиземноморью. Так неужели некому было рассказать Брейгелю в каких краях на самом деле жил Христос?
А вот картины Иоахима Патинира на сюжет "Бегство в Египет" написанные в первой четверти 16 века:
960px-thumbnail.jpg (960;584)
330px-The_Flight_into_Egypt_C17511.jpg (330;525)
Ничего похожего на побережье от современного Израиля к Египту, конечно, нет.
Впрочем, нет никакого Египта и в Ветхом Завете: там присутствует Мицраим ("страна гор" согласно переводу ЭСБЭ), который я (см. "Год 1492-й ...") отождествляю с Испанией. Туда и бежит Святое Семейство из владений Ирода, то есть правителя Галилеи-Галлии.
А вот виды Национального парк Каланка (Сalanques de Marseille) - скалистого морского побережья вблизи Марселя, виды которые вплоть до деталей совпадают с пейзажами на картинах Патинира:
Вот картина Баттиста Досси и Досси Досси (1520-30)
Те же зубчатые скалы, что в парке Каланки.
А вот фреска Пьетро Перуджино, которую относят к 1482 году на сюжет "Крещение в Иордане" из Сикстинской капеллы:
Для сравнения Рона - Родан в среднем течении
и долина палестинского Иордана (то есть реки Эш-Шериа)
Перейдем теперь к картинам на тему Распятия.
На всех них присутствует обширная акватория. Крупнейшие художники 15 и 16 веков Ханс Мемлинг и Альбрехт Дюрер, видимо, не боялись прослыть идиотами, изображая эти акватории. Идиотами их сейчас делает традиционная история.
Вот картина 15 века Антонеллы да Мессина
Жил он на Сицилии, поэтому, верно, не плавали мимо генуэзские и венецианские корабли и некому было объяснить художнику, как выглядит Палестина и где там находится Иерусалим.
Вот аналогичный вид на картине Конрада Вица, живописца первой половины 15 века:
А вот миниатюра из Часослова герцога Беррийского также 15 века:
Ну что поделаешь, французской деревенщине, королевскому сыну Жану Великолепному втюхали такое вот изображение Иерусалима.
А вот картины Ханса Мемлинга, который жил в том же Брюгге, что Брейгель:
"Страсти Христовы" (1470)
Акватория в правом верхнем углу:
https://www.wga.hu/art/m/memling/1early2/04passi5.jpg
Вот уже упомянутый великий художник Альбрехт Дюрер:
"Распятие Христа" из полиптиха "Семь скорбей Девы Марии" (1494-97):
"Снятие Христа" с того же полиптиха:
"Оплакивание Христа" (1500 - 1503)
Сравним картины Дюрера с видом на Босфор на гравюре 1839 года Джона Казена:
Свидетельство о публикации №225071700942