Алмазы и пыль - заметки о сути вещей
Саади, персидский поэт и философ XIII века; цитата из его произведения "Гулистан" ("Розовый сад"), глава "О пользе молчания"
Когда я впервые прочла у Саади эти строки, в комнате пахло ладаном и пылью — той самой, что кружилась в луче света из окна. Я подумала о пыли, вознесшайся до небес... Я провела пальцем по старой книге, оставляя на странице чистый след. Я подумала: ведь и среди людей можно встретить и алмазы, и пыль. И дело не в том, где мы находимся, а в том, что носим внутри.
ПЫЛЬ: ИЛЛЮЗИЯ ВОЗВЫШЕНИЯ
Она бывает разной. Золотистой — как в старых библиотеках, где каждая частица когда-то была страницей. Серой — как пепел утраченных надежд. Но суть её неизменна: она легка, бесформенна и на время может казаться чем угодно — облаком, туманом, даже сиянием.
Я видела таких людей. Они взлетали на гребне славы, политики, моды, новых трендов — их имена гремели, их "вознесение" казалось чудом. Но ветер стихал — и они оседали обратно, потому что пыль не становится тверже от высоты. Она лишь дольше парит, обманывая зрителей.
(Здесь я откладываю книгу и смотрю на свои руки — тоже покрытые тонким слоем пыли от старых фолиантов. На мгновение кажется, что и я — лишь временная частица в этом танце света и тени... Но нет. Потому что...)
АЛМАЗ - ТЯЖЕСТЬ ПОДЛИННОСТИ
Он не просит блеска. Он может годами лежать в грязи, в темноте, среди булыжников — но стоит прикоснуться, и холод его граней расскажет правду.
Я знала одну женщину. Она жила в крошечной комнатке, носила платья "как у всех", и прохожие вряд ли оборачивались ей вслед. Но когда она говорила — мир затихал. В её словах не было ни тени пыльной суеты, только глубина, отточенная годами молчаливого наблюдения. Она была тем самым алмазом, забытым в придорожной канаве. И те, кто находил её, уже не могли забыть.
(На столе передо мной — бабушкина брошь. Стекляшка, конечно. Но когда я её держу, мне кажется, будто где-то в её сердцевине спит настоящий камень. Может, в каждом из нас есть такая сердцевина?)
ГРЯЗЬ КАК ИСПЫТАНИЕ
Саади не зря выбрал в роли образа именно грязь, а не песок или тень. Грязь — липкая, въедливая, оставляющая следы. Она пытается замаскировать суть, придать алмазу вид обычного булыжника.
Но вот парадокс: именно грязь становится лучшим доказательством. Потому что если после всех её объятий камень всё ещё режет ладонь — значит, он настоящий.
(Я вспоминаю свой первый провал, первую предательство, первую ночь, когда казалось, что весь мир — это только грязь... И то, как утром я, всё ещё грязная, вдруг поняла: ночь не изменила меня. Лишь показала, из чего я сделана).
РОЗОВЫЙ САД, ГДЕ ВСЁ НА СВОИХ МЕСТАХ
"Гулистан" ("Розовый сад") Саади — это ведь не только про мораль. Это про то, как в идеальном саду пыль оседает на дорожки, а алмазы сверкают в фонтанах. Но жизнь редко бывает садом. Чаще — стройкой, где всё перемешано.
Моя бабушка говорила: "Не ищи алмазы — стань ими. И тогда даже в самой густой пыли ты найдёшь тех, кто светится изнутри".
(За окном темнеет. Я закрываю книгу, но её слова остаются во мне — как тот самый алмаз, который теперь не потерять даже в самой глубокой грязи).
P.S. А вы когда-нибудь находили алмазы в своей пыли? Или, быть может, вдруг осознавали, что сами — не пылинка, а нечто большее?..
Свидетельство о публикации №225071801387