Алмазы и пыль - заметки о сути вещей

«Пыль, поднявшаяся до небес, останется пылью, а алмаз, упавший в грязь, не потеряет своей ценности»
Саади, персидский поэт и философ XIII века; цитата  из его произведения "Гулистан" ("Розовый сад"),  глава "О пользе молчания"


Когда я впервые прочла у Саади эти строки, в комнате пахло ладаном и пылью — той самой, что кружилась в луче света из окна. Я подумала о  пыли, вознесшайся до небес... Я провела пальцем по старой книге, оставляя на странице чистый след. Я подумала: ведь и среди людей можно встретить и  алмазы, и пыль. И дело не в том, где мы находимся, а в том, что носим внутри. 

 ПЫЛЬ: ИЛЛЮЗИЯ ВОЗВЫШЕНИЯ

Она бывает разной. Золотистой — как в старых библиотеках, где каждая частица когда-то была страницей. Серой — как пепел утраченных надежд. Но суть её неизменна: она легка, бесформенна и на время может казаться чем угодно — облаком, туманом, даже сиянием. 

Я видела таких людей. Они взлетали на гребне славы, политики, моды, новых трендов — их имена гремели, их "вознесение" казалось чудом. Но ветер стихал — и они оседали обратно, потому что пыль не становится тверже от высоты. Она лишь дольше парит, обманывая зрителей. 

(Здесь я откладываю книгу и смотрю на свои руки — тоже покрытые тонким слоем пыли от старых фолиантов. На мгновение кажется, что и я — лишь временная частица в этом танце света и тени... Но нет. Потому что...)

 АЛМАЗ - ТЯЖЕСТЬ ПОДЛИННОСТИ

Он не просит блеска. Он может годами лежать в грязи, в темноте, среди булыжников — но стоит прикоснуться, и холод его граней расскажет правду. 

Я знала одну женщину. Она жила в крошечной комнатке, носила платья "как у всех", и прохожие вряд ли оборачивались ей вслед. Но когда она говорила — мир затихал. В её словах не было ни тени пыльной суеты, только глубина, отточенная годами молчаливого наблюдения. Она была тем самым алмазом, забытым в придорожной канаве. И те, кто находил её, уже не могли забыть. 

(На столе передо мной — бабушкина брошь. Стекляшка, конечно. Но когда я её держу, мне кажется, будто где-то в её сердцевине спит настоящий камень. Может, в каждом из нас есть такая сердцевина?)

 ГРЯЗЬ КАК ИСПЫТАНИЕ

Саади не зря выбрал в роли образа именно грязь, а не песок или тень. Грязь — липкая, въедливая, оставляющая следы. Она пытается замаскировать суть, придать алмазу вид обычного булыжника. 

Но вот парадокс: именно грязь становится лучшим доказательством. Потому что если после всех её объятий камень всё ещё режет ладонь — значит, он настоящий. 

(Я вспоминаю свой первый провал, первую предательство, первую ночь, когда казалось, что весь мир — это только грязь... И то, как утром я, всё ещё грязная, вдруг поняла: ночь не изменила меня. Лишь показала, из чего я сделана).

РОЗОВЫЙ САД, ГДЕ ВСЁ НА СВОИХ МЕСТАХ

"Гулистан" ("Розовый сад") Саади — это ведь не только про мораль. Это про то, как в идеальном саду пыль оседает на дорожки, а алмазы сверкают в фонтанах. Но жизнь редко бывает садом. Чаще — стройкой, где всё перемешано. 

Моя бабушка говорила: "Не ищи алмазы — стань ими. И тогда даже в самой густой пыли ты найдёшь тех, кто светится изнутри". 

(За окном темнеет. Я закрываю книгу, но её слова остаются во мне — как тот самый алмаз, который теперь не потерять даже в самой глубокой грязи).

P.S. А вы когда-нибудь находили алмазы в своей пыли? Или, быть может, вдруг осознавали, что сами — не пылинка, а нечто большее?..


Рецензии