Глава 6. Школьные годы чудесные

 
       Не жаркое солнце заглядывает в окна класса, Лилия Иосифовна неспешно прогуливается между рядами парт, а мы старательно скрипим перьями. Уже неделя как в школе начались занятия, пишем сочинение на тему  «Как я провел лето».
       Я пишу о том, как вместе с папкой, мамой и Лялькой, отдыхал на море. Описываю, как ехали туда на поезде, каким увидел море, как плавал и нырял в нем, обозревая подводный мир. В конце, чтобы не выглядеть вралем, дополняю «На море я никогда не был. Это  всего лишь мечта. Но верю, что  она сбудется».
       За пять минут до окончания урока Лилия Иосифовна приказывает дежурным собрать тетради, я отдаю свою и думаю, «влепит мне двойку  или нет?»  Чтобы не придумывал.
       В ожидании проходят три дня. На четвертый, утром, она входит в класс со стопкой   тетрадей. Встав, мы приветствуем  учительницу, - садитесь ребята, - проходит к своему столу. Далее  проводит  перекличку по классному журналу, затем, беря в руку каждую тетрадь, называет фамилию ученика  и  оценку за сочинение.
       Одни, такие как Лариса Лушина и Галя Недосвитий, получают «отлично», другие «хорошо» или «удовлетворительно». Вскоре  названы все фамилии и оценки. Моей среди них нет. Становится тревожно.
       - А теперь, ребята, послушайте  одно из сочинений, - берет в руки Лилия Иосифовна последнюю тетрадь, открывает и читает вслух. Тут же узнаю свое «творение», чувствую, как краснею.
       - Ну как? - окончив, закрывает тетрадку и  обводит глазами класс.
Минуту стоит тишина, а потом  кто-то из ребят говорит - здорово!
       - Ага, - поддерживают его несколько голосов.
       - Я тоже так считаю, - говорит учительница. - А написал эту работу  (и называет   фамилию).
       - На меня смотрят три десятка глаз, краснею еще больше.
       Против ожидания на перемене  меня никто не пытается подначить, многие смотрят уважительно.
       Через   пару дней Лилия Иосифовна приносит в класс  плотный лист ватмана. Сверху донизу он расчерчен  карандашом, в каждой графе по алфавитному порядку наши фамилии.
       - Здесь, ребята, каждый должен указывать все те книги, которые  он прочел, - говорит  учительница. После этого пришпиливает лист канцелярскими кнопками к стене рядом с  доской.
       На переменах у него образуется очередь. Все активно вписывают  в свои графы прочитанные книги. У одних больше, у других меньше.  Лидируют как всегда наши отличницы, у них по два десятка. Вовка Кириченко  записал одну, называется «Родная речь».
      - Так это ж учебник, - говорит ему Ленька Кондрусев.
      -  Я других не читал, - отходя, бубнит Вовка.
      Мы с соседом по парте  Серегой Катченко не спешим, поскольку дежурим по классу и решаем сделать это позже.  Задержавшись после уроков, проветриваем помещение, вытираем начисто классную доску, полощем в воде  тряпку и приносим из учительской мел. Далее подходим к  ватману и записываем свои  книги.  Серега как и я много читает,   получается больше чем у других
      В течение месяца возникает своеобразное соревнование, в лидеры выходят наши отличницы, а потом мы с Серегой  перекрываем их  результат. Все это живо обсуждается в классе, а потом  интерес спадает. На очередной линейке директриса предоставляет слово пионервожатой, есть в школе и такая.
      Она веселая и молодая, зовут Рита Павловна. На шее всегда красный галстук, организует с нами различные мероприятия.
      Для начала  вожатая сообщает, что Стране нужен металл, и мы, пионеры с октябрятами, должны   в этом деле помочь. А поэтому в школе объявляется месячник по сбору металлолома. Класс, который соберет больше всех, получит премию.
      Известие всех воодушевляет. На следующий день все  мы притаскиваем из дома  на школьный двор различный железный хлам: дырявые чайники, кастрюли, выварки и корыта. Каждому классу отводится    место, куда это все складывается.  После занятий работа продолжается.
      Мы рыщем по поселку и окрестностям в поисках более существенного. То, что принесли раньше, пополняется старыми железными кроватями, радиаторами отопления, ржавыми трубами и многим другим.
      У всех классов  металла   примерно поровну, а потом мы решаем вырваться   вперед и   ломаем над этим головы. Неожиданную инициативу проявляет  обычно флегматичный Вовка Кириченко.
      - Я знаю, где много железа, - говорит он во время одной из дискуссий, проходящей  на большой перемене.
      - Где? - тут же оживляются  участники.
      - В степи возле шахты «Мазуровская».
      - Покажешь где точно?
      - Ага.
      После  окончания занятий класс  во главе с Вовкой сразу же направляется туда. Место  оказывается чем-то вроде свалки, металлолома там навалом. Наше внимание тут же привлекают старые колесные пары от шахтных вагонеток. Каждая такая весит килограммов  пятьдесят, как говорится «самое то».
      Покопавшись в хламе, находим толстую железную проволоку, закрепляем на нескольких,  впрягаемся и тянем в поселок. Девчата, помогают. Спустя час «въежаем» во двор школы и пополняем свою кучу. Следующим утром, в воскресенье, делаем еще пару ездок.
      - Ну, теперь мы точно обскакали всех, - басит Вовка. Он герой дня.
      Когда месячник заканчивается и металлолом  увозят, на очередной линейке победителем объявляют наш  класс. А в качестве приза выдают ящик мороженого «Пломбир». Лакомились прежде   мы им  не раз, но это кажется особенно вкусным.
      В ноябре, в фойе школы, весь наш класс торжественно принимают в пионеры. Делается это под вынос школьного знамени, звуки горна и грохот барабана. При этом хором даем торжественную, выученную накануне присягу, после чего всем  повязываются  красные галстуки.
      Далее  вожатая, вскинув в специальном приветствии руку, торжественно призывает, - юные пионеры,  в борьбе за дело Ленина будьте готовы!
      - Всегда готовы! -  повторив жест, дружно отвечаем мы.
      С этого дня мы ведем себя более солидно и взрослее, поскольку вливаемся в школьную пионерскую дружину. Кстати, то здание, в котором занимаемся, это еще не вся школа. Их в городе  целых двенадцать и все средние.  Наша же восьмилетняя, зато имеет два корпуса. Второй располагается в  центре поселка, там обучаются старшие ребята.
      Через пару недель по линии  дружины наш класс получает первое ответственное поручение: установить шефство над   пожилой женщиной Алевтиной Васильевной Кулешовой. В годы войны она потеряла на фронте  мужа и двух сыновей. Осталась одна и нуждается в помощи.
      В этот же день,  к  подшефной отправляются наши представители -   Володька Королев и Таня Малышева. Королев у нас классный староста, дотошный и принципиальный, а   Малышева  самая активная из девчат.
      На следующее утро они сообщают, какая нужна помощь и после уроков  класс   отправляется  к Алевтине Васильевне. Она оказывается худенькой старушкой, живет на окраине поселка в небольшом домике с приусадебным участком.
      За забором, у угольного сарая, свалена машина угля, во дворе  гора  сосновых чурок. Это топливо на зиму, его завозит шахта,  а вот убрать  сил у хозяйки не хватает.
      Девчонки тут же начинают таскать в ведрах из уличной  колонки воду и  организуют в доме большую приборку, а мы  занимаемся топливом.  К вечеру все в доме вымыто, уголь определен в сарай, а вместо чурок рядом с ним  высокая аккуратная поленница.
      Растроганная хозяйка  предлагает нам попить чаю, но мы отказываемся (куда такой оравой)  прощаемся и отправляемся по домам. В ближайшее воскресенье, прихватив лопаты и инструменты, вскапываем ей приусадебный участок и поправляем забор.
      Зимой  раз в неделю  мы навещаем старушку, помогая по хозяйству, а весной засаживаем ей картошкой огород.
      Одни таким днем  она появляется в классе сопровождаемая Лилией Иосифовной  и приносит с собой  здоровенный  бумажный  пакет конфет.
      -  Спасибо вам за заботу, детки, - ставит на  учительский стол. - Вы для меня как родные. Дай вам Бог здоровья, - и, повлажнев глазами, уходит.
      - Хорошие вы у меня, ребята, -  чуть помолчав, говорит  Лилия Иосифовна. - Королев, раздай всем поровну.
       Подойдя к столу, Володька берет пакет в руки и обходит все парты. Каждому достается   несколько конфет. Это карамель «Раковые шейки» и для нас она особенно дорога.
       В мае мы переходим в четвертый класс, и начинается недельная отработка. У школы имеется большой фруктовый сад, расположенный за поселком   недалеко от городской водокачки. Еще до войны его посадили наши родители,  в саду больше сотни плодоносящих яблонь с грушами и  чернослива.
       Отработка заключается  в прополке сорных трав  на всей площади, побелке деревьев известью и  расчистке оросительных канавок. По ним часть воды с водокачки поступает на полив сада.  Урожай   собирают школьники с учителями,  им же он и предназначается. После отработки каждым, дежурный учитель делает  в специальном журнале отметку, и начинаются заслуженные каникулы.
       А у меня  двойная радость. Поскольку я перешел в очередной класс без троек, папка дарит мне пневматическую винтовку. Из знакомых ребят  такая есть только у Сереги Катченко, но довольно старая. Как-то давал мне  пострелять.
       Моя же новенькая, вороненая,  с  лакированным ухватистым  прикладом и клеймом на казеннике в виде летящей стрелы.   Осваиваю подарок быстро  и спустя неделю попадаю  с двадцати шагов в спичечную коробку.
       В это же время вместе с  Серегой и двумя Витьками (Лысовым и Бабичем)   начинаю посещать ставок  на поселке Анненка. Он зовется «Новый»,  расположен  в долине  перекрытой дамбой, с которой в близлежащую балку  низвергается водопад.  Длина водоема   больше километра, ширина   метров сто. Вода чистая  и прохладная,   со дна  бьют ключи.
       На дальнем  берегу рыжеют скалы, на другом, рядом с дамбой, пляж  и  вышка для прыжков  в воду. Нижняя площадка  в пяти метрах  над ней, верхняя, выступом вперед, вдвое выше.
       Раздевшись до трусов,   мы сигаем в воду, плаваем и ныряем с нижней площадки, а  кожа покрывается пупырышками, вылезаем и  загораем на песке. Щурясь от яркого солнца, я гляжу на верхнюю площадку - хорошо бы прыгнуть  с нее.
       Высоты   не боюсь. Помнится года в три,  ради интереса, сиганул с зонтиком с  крыши  летней кухни, в пять лазал со старшими пацанами на буровую вышку в степи, а последнюю зиму на спор съезжал на лыжах  с  нашего террикона на околице.
       Тем не менее, совершить прыжок с  верхней площадки трушу.  Оттуда прыгает только один мужик с поселка, и  двое парней из Кадиевки,  приезжающих по воскресеньям  сюда  на «Явах». Несколько раз забираюсь на верхотуру, делая вид, что загораю, но преодолеть страх не получается.
       Наконец, одним днем, ближе к вечеру, все-таки решаюсь. Забираюсь наверх по лестнице, подхожу к краю площадки, и, набрав в грудь  побольше воздуха, делаю шаг вперед. Короткий свист воздуха в ушах,  всплеск, стремительно ухожу под воду. На глубине изворачиваюсь, несколько гребков вверх и снова на поверхности. В душе ликование, плыву к берегу.
       - Ну, ты даешь!  - встречают меня ребята.
       Чтобы закрепить успех, снова иду к вышке, лезу наверх  и   повторяю прыжок. Страха как не бывало.
       Между тем родители считают, что мне следует заняться музыкой. В нашей семье  ее очень уважают. Помню в детстве папка разучивал со мной  песни  «По долинам и по взгорьям» и «Артиллеристы, Сталин дал приказ», а мама, занимаясь какими-нибудь делами,  всегда что-то напевает.  По радио и телевизору мы всегда слушаем концерты, в доме имеется  проигрыватель с большим количеством пластинок песен  Беренеса, Шульженко  Кристалинской  и других.
       Способствует этому и отец Сани Винника - дядя Алексей. Летом каждое воскресенье  по вечерам он играет у себя во дворе на баяне. Репертуар у него обширный - от популярных «Цыганочки» и «Брызг шампанского»   до всевозможных полек, маршей и  вальсов. Причем делает это виртуозно - заслушаешься.
       - Хотел бы так научиться? - как-то спрашивает меня  папка, когда слушаем очередной концерт в   исполнении соседа.
       - Ага, - отвечаю без задней мысли. И, как говорят, «накаркал».
       В результате  мне покупают баян, называется «Кременное» и находят  преподавателя. Он живет на поселке Анненка, в прошлом  учитель музыки, но теперь работает на шахте. Три раза в неделю я езжу к нему домой на велосипеде, постигая игру на баяне   и нотную грамоту.
       С началом  очередного учебного года  продолжаю занятия в музыкальном кружке при поселковом клубе и к весне  вполне осваиваю инструмент. Могу исполнять десяток вальсов  с польками и танго, а также  различные современные  мелодии.
       Пятый класс начинаем в стенах другого учебного корпуса, о котором я уже упоминал. Он  двухэтажный, много больше  того  где учились раньше. Перед зданием с высоким крыльцом просторный двор со спортивной площадкой, окруженный зеленой оградой, за нею итээровские* дома.
       На первом этаже  школы раздевалка, спортзал, учебные мастерские и буфет. На втором   классы для занятий, кабинеты директора с завучем   и «учительская». Если  на прежнем месте мы всегда занимались в одном помещении, то теперь они меняются в зависимости от дисциплин.
       Есть специальный класс для занятий  по ботанике, физике с химией и остальным предметам. К ним добавились уроки труда, проводимые для ребят  в столярной и слесарной мастерских, а для девчонок в классе кройки и шитья.
       Появляется у нас и новый классный руководитель  Егор Андреевич Шкарин. Это средних лет высокий худой мужчина, преподающий алгебру с геометрией и физику. Имеется и второй  - Юрий Александрович Розов.  Того же возраста, коренастый и жилистый, он физкультурник и трудовик. Все остальные учителя женщины разных возрастов.
       А еще класс пополнился   новыми учениками: Виталькой Говядовым и Колькой Высочиным. Виталька на два года старше нас, дважды оставался в предыдущих классах на второй год. Ростом с  взрослого мужика, с продувной рожей и косой челкой; Колька - его приятель, безразличный к окружающему  и всегда сонный. 
       К этому времени у меня появляется еще один друг - Саня Йолтуховский. Этот тот самый пацан, с которым подрались в первом классе. Саня моего роста, но более плотный, мало улыбчивый и серьезный. Подружились мы на почве  увлечения физкультурой  (в классе, исключая Витальку) имели самые  высокие результаты.
       Однажды Саня приглашает меня к себе домой и показывает в саду небольшую спортплощадку. Помимо самодельной перекладины  и гантелей с эспандером,  там имеются  три гири.
       -  И по сколько весят? -  интересуюсь я.
       -  Две по шестнадцать, третья - двадцать четыре килограмма.
Далее, нагнувшись, берет одну в руку  и выжимает десяток раз.
       - А ну-ка, - пытаюсь повторить.  Не тут-то было. Удается только до плеча.
       - Не бери в голову, - говорит Саня. - Я занимаюсь второй год. Поднатаскался. Хочешь, подарю? - кивает на одну из гирь с клеймом»16».
       - А не жалко?
       - У меня вторая есть.
       Я без раздумий соглашаюсь.
       Потом мы съедаем  по ранету с соседней яблони, прихватываем подарок и выходим за калитку. Там  поочередно несем гирю до начала их улицы, а потом Саня возвращается обратно. Остаток пути, с тремя передышками, тащу ее сам.
       Папка одобряет мое желание заняться подобным видом спорта, к гире добавляется пара гантелей с эспандером   и пособие по культуризму*. Теперь после школы, выполнив домашнее задание, я в течение часа  усиленно «качаю» в саду мышцы. К зиме сказываются результаты: гирю  уверенно жму по семь раз, выталкиваю вдвое больше и осваиваю подбрасывание ее в воздух с переворотом. 
       Не забываю и баян,  продолжая по воскресеньям занятия в музыкальном кружке.   Руководит им средних лет мужик, зовут Алексей Кравцов. Он виртуозно играет на баяне с аккордеоном и пианино, сам пишет музыку,  но   имеет слабость  - часто выпивает.
       Живет бобылем  в однокомнатной квартире  рядом с клубом, из вещей в комнате кроме мебели, только дорогой немецкий баян. Инструмент зовется «Вельтмастер», с тремя регистрами, отделан красным перламутром.
Под  руководством нового учителя  осваиваю  модные танго и фокстроты, пополняя уже имеющийся репертуар.
       На занятия в школе все это особо не влияет, учусь ровно и без напряга. Любимыми предметами являются русский язык с литературой, история и география. К точным наукам отношусь прохладнее.Очень нравятся занятия по  труду и физкультуре. 
       Весной и осенью  Юрий Александрович проводит их с нами  во дворе школы, где мы прыгаем в длину  и высоту,  или на футбольном поле за поселком. Там бегаем стометровку с кроссом, проводим эстафеты и швыряем на дальность учебные гранаты.
       Зимой отрабатываемся в спортивном зале на перекладине с брусьями и шведской стенке, лазаем по канату, прыгаем через «козла» и играем в баскетбол.
       В учебных мастерских - столярной и слесарной, делаем табуретки  со скворечниками, учимся работать напильниками, зубилами, сверлами и пилками по металлу. Кроме того зимой   обязательно ходим на лыжах, их в школе несколько десятков пар.
       К тому времени  в Стране  активно разворачивается детская военизированная игра «Зарница», организованная по линии комсомола и Министерства обороны. В шестом и седьмом классах в нашей школе она проводится дважды - летом и зимой.
Летом все классы, начиная с пятого, ищут  на пересеченной местности используя спортивное ориентирование спрятанное судьями Красное знамя, а зимой в Краснопольевском лесу организуется целое сражение. Ему предшествует серьезная подготовка.
       Противоборствующими сторонами назначается  наш, к тому времени  шестой «А» класс и такой же смежный «Б». Теперь они называются отрядами, выбираются командиры, а из девочек назначаются санитарки.
       В течение предшествующей игре недели в столярной мастерской для бойцов  изготавливаются деревянные автоматы с трещотками, а за сутки до ее начала  в   лесу  на пригорке  строится снежная крепость.Утро  назначенного дня  выдается солнечным и погожим, мороз спадает, оттепель.
       К восьми утра в школу прибывают  старший лейтенант и два сержанта из роты охраны лагеря в качестве судей и наблюдателей. Офицер в коротком белом полушубке, перетянутом ремнями, сержанты в зеленых бушлатах и с автоматами. За плечами у одного рюкзак.
       Спустя короткое время участники игры в сопровождении учителей и их,  выходят из поселка  и через село Краснополье  пехом прибывают  в лес. На берегу реки  разжигается  большой костер из ранее собранного хвороста, организуется бивак.Далее военные строят отряды,  офицер ставит нам задачу, занимаем исходные позиции.
       Шестой «Б» укрывается в крепости на пригорке, наш готовится  к штурму. Проверяем трещотки на автоматах, лепим снежки, позади несколько  «санитарок»   с сумками, на них красные кресты.
       - Значит так, - подходит ко мне Саня Йолтуховский, он наш командир. - Возьмешь с собой пятерых ребят и как только начнем атаку, обойдешь крепость  и ударишь шестому «Б» в тыл.
       - Понял, - поправляю шапку и называю фамилии - айда со мной!
       Спустя еще минуту   старший лейтенант достает из полевой сумки ракетницу,   в небо уносится дымный след.
       - Ура-а!  треща деревянными автоматами, бросается наш отряд на штурм крепости. В ответ летят снежки, разгорается бой. Я же со своей группой забираем в сторону и обходим укрепление с тыла. Оттуда с криками врываемся внутрь, возникает свалка, минут через десять оно захвачено.
       Далее выстроив участников,  старший лейтенант делает разбор, начинается вторая часть мероприятия:  под присмотром сержантов мы  из положения лежа трижды стреляем холостыми патронами из автомата. С их устройством и правилами обращения все  знакомы. Ранее  в школе военными  на этот счет  проводились занятия.
       После завершения стрельб   собираемся вокруг костра, где на рогулях побулькивают несколько ведер, распространяя дразнящий  запах. Каждый получает в прихваченную с собой миску по черпаку горячей лапши  с тушенкой и по кружке такого же чая.  В поселок возвращаемся со специально разученной строевой песней. Игра удалась на все сто!
       С наступлением весны отец продает наш «Москвичек», который изрядно поизносился, покупает новый, последней модели, и обучает меня езде. Когда   возвращается с работы, мы выезжаем  на футбольное поле за поселком, где я под его присмотром трогаюсь  с места и  переключаю скорость, а потом рулю по хорошо накатанной грунтовке в сторону поселка Замковка.
       Через месяц  я  вполне осваиваю машину, знаю правила дорожного движения и под надзором  родителя совершаю все более дальние поездки, в том числе  по автотрассе. Управлять автомобилем мне очень нравится, хочется  быстрее повзрослеть и сдать на права.
       После сдачи  экзаменов за седьмой класс,  мы отправляемся в трехдневный поход. Такие в  нашей школе организуются для старшеклассников каждый год. Имеется и необходимое снаряжение: палатки,  рюкзаки и  многое другое. 
       Для начала   сдаем Юрию Александровичу по два рубля и на эти деньги закупаем в магазине продукты: хлеб,  крупу, тушенку со сгущенкой, консервированный борщ,  полмешка картошки, соль, чай  и  галеты.   
       Утром, в назначенное время, одетые по-походному и с рюкзаками за плечами, в которых миска с ложкой, кружка, одеяло и другое, нужное в походе, мы собираемся у школы. Вскоре подъезжает заказанный на шахте  небольшой автобус. Юрий Александрович устраивает перекличку, грузимся и отъезжаем.
       Путь наш лежит в   Ломоватку. Это самый дальний от города поселок с одноименной шахтой, расположенный  рядом с  трассой Луганск-Дебальцево. Выехав на нее, автобус прибавляет ход, в открытые окна врывается свежий  ветер, настроение приподнятое

       Здравствуй милая картошка-тошка-тошка, 
       Пионеров идеал-ал-ал!
       Тот не знает наслажденья-денья-денья-денья,
       Кто картошки не едал-дал-дал!

дружно орем пионерскую песню, которую пели  еще наши  мамы и отцы.
       Спустя полчаса минуем центр поселка и сворачиваем на грунтовку. По сторонам волнится степь  зеленеющая разнотравьем и алеющая маками, в небе трепещут жаворонки  и висят пушистые облака. 
       Вскоре впереди возникает лес, уходящий к туманному горизонту.   Автобус подворачивает  к опушке, останавливается, водитель открывает рычагом дверь.
       - Выгружаемся! - командуют  Юрий Александрович.
       Прихватив вещи, высыпаем из салона, «пазик» разворачивается и, дав сигнал, уезжает. Мы же, навьючившись снаряжением, вслед за физруком идем по тропинке  в лес. Он чистый,  без бурелома, поросший  могучими дубами, ольхой с  ясенем, лещиной  и кустами боярышника.
       Тропинка выводит нас на большую солнечную поляну, рядом с которой блестит неширокая светлая река. Сняв с плеч рюкзаки  начинаем обустраиваться.
Часть  ребят Юрий Александрович отправляет в лес, собирать хворост для костра, остальные устанавливают палатки. Их у нас семь. По три на ребят  и девчонок, одна для учителя и припасов.
       Место,  как говорят, «обжитое», на нем ребята из нашей школы   останавливаются каждый год. Перед палатками имеется обложенный закопченными  камнями очаг с двумя забитыми в землю «рогулями», а за ними, под дикой грушей обустроена  криничка с удивительно вкусной водою.
       Спустя час  над жарким костром побулькивает в эмалированных  ведрах борщ и исходит ароматным дымком чай.  У палаток расстилается брезент, на него  водружается миски с ложками и кружки,  крупными ломтями нарезается хлеб и прихваченное   из дома сало, зеленый лук и молодые огурчики. В центр ставится ведро с борщом. 
       Мы усаживаемся вокруг, Аня Бондарева наполняет половником миски, взяв по ломтю хлеба   активно работаем ложками. Далее  переходим к салу с зеленухой и запиваем все дегтярно черным чаем с галетами, макая их в сгущенку.
       Все три дня активно отдыхаем: Юрий Александрович учит нас ходить по азимуту, используя карту и компас, разжигать одной спичкой костер, ориентироваться в лесу по приметам, а еще организует стрельбы из прихваченной им малокалиберной винтовки по  бумажным мишеням.
       Занимаемся и по интересам.  Вовка Пикалов, Юра Шабельников и Витька Бабич, прихватившие с собой  рыбацкие снасти, дергают из  речной заводи  ниже по течению окуньков и пескарей на уху, девочки собирают цветы и листья для  гербариев, остальные гоняют  по поляне мяч и шастают по лесу. Вечерами  мы  сидим вокруг  жарко пылающего костра, печем в нем картошку,  и рассказываем всяческие истории.
       Утром четвертого дня   сворачиваем лагерь, убираем после себя поляну  и по той же тропинке возвращаемся на опушку леса.  К десяти часам  подъезжает «пазик» с тем же шофером, грузимся в кабину и он пылит по грунтовке в сторону трассы. Поход явно удался. Все посвежели, покрылись золотистым загаром, спасибо Юрию Александровичу.
       Каникулы проходят как обычно, 1 сентября начинаются занятия в школе. Накануне ноябрьских праздников  наш класс принимают в комсомол. Однако не всех. В числе таких Виталька Говядов, Вовка Кириченко, и  Колька Высочин. Желания к учебе все трое не проявляют, часто прогуливают занятия и хулиганят. Короче - трудновоспитуемые.
        Остальные  получают рекомендации  в школьном комитете комсомола, зубрят Устав ВЛКСМ  вместе с Кодексом строителя коммунизма  и на следующий день после празднования очередной годовщины Великого октября, препровождаются в городской комитет комсомола.
        Там, после небольшого экзамена на предмет знания этих руководящих документов, всем нам в торжественной обстановке вручают комсомольские билеты. Относимся мы к этому вполне серьезно, считая себя почти взрослыми. Да оно   фактически так и есть. Многие вымахали с родителей, стали спокойнее и рассудительнее, детство осталось позади.
        Некоторые ребята тайком покуривают, а девочки  похорошели и  теперь мы обращаем на них все больше внимания, чего раньше не наблюдалось.
        Однажды в школе происходит занимательная картина. Минут за десять до начала занятий во дворе появляется Виталька Говядов. На нем цветастая рубашка с попугаями,  жилет,  и  широченные клеша. В их нижней части от колен  вставлены лампочки от фонарика, на ногах остроносые туфли на высоких каблуках
        - Ну, ты даешь! - восхищенно окружаем. - А лампочки зачем?
        Он снисходительно оглядывает нас, сует руку в карман, и те начинают мигать, как на новогодней елке.
        - Вот это да-а… - открываем рты.
Но насладиться своим триумфом  Витальке не удается. Откуда-то возникает директриса.
        -  Да, Говядов, - подойдя  к нему, качает головой. - В таком виде в школу? Позор.
        -  А че? Я ниче? - делает дурашливую рожу.
        - К урокам  я тебя не допускаю!  Иди домой и  без родителей не возвращайся! -повышает голос Вера Власовна.
        - Ну, тогда я пошел, - не особо расстраивается Виталька и  паруся штанинами, величаво удаляется.
        - А вы что застыли?! - оборачивается  к нам директриса. - Немедленно на занятия!
        Все тут же направляются к школьному крыльцу,   с которого  раздается  призывная трель звонка.   
        А  история с Виталькой не заканчивается. Желая отомстить директрисе, он вместе с двумя местными хулиганами, нападают через неделю на ее мужа. Когда тот возвращается вечером в изрядном подпитии домой, приятели  отбирают у него в темном переулки бумажник и снимают с руки часы. Милиция быстро находит всех троих  и суд определяет «мстителей» в воспитательную колонию сроком на три года.
        Зимой в городе проходит  юношеская спартакиада по лыжам. В ней принимаю участие все  средние школы (их двенадцать) и наша «восьмилетка». Юрий Александрович выставляет команду из шести человек. В их числе Саня Йолтуховский, Валера Бочков, я, Лариса Лушина, Таня Семикоз и Нина Черная.
        В назначенный день, это воскресенье, прихватив лыжи, на рейсовом автобусе     приезжаем в поселок Краснополье - Глубокое, в школу №5. День выдался солнечный и морозный, во дворе  весело толпится сотня участников.
        Здесь же организован буфет, продается горячий какао и пирожки с повидлом, из репродуктора на фронтоне здания  льются спортивные марши.Юрий Александрович уже здесь, вводит нас в курс дела.
        Бежать предстоит  пять километров, трасса проложена от школы через парк, далее вокруг  местного озера и обратно. Сначала бегут парни, на втором этапе девчата. Каждый стартует по секундомеру, на финише  производится подсчет.
        - Соперники старше вас, - говорит Юрий Александрович, но надо постараться не ударить в грязь лицом. Понятно?
        -  Понятно, - киваем мы, после чего  все вместе направляемся к месту старта. Там уже группа судей, несколько школьных директоров и молодой парень с двумя фотоаппаратами. На месте одеваем лыжи, получаем матерчатые номера на грудь и занимаем указанные   места.
        Далее главный судья палит в небо из сигнального пистолета,  второй машет  красным флажком, по заранее проложенной   лыжне  в парк  уносятся первые спортсмены.
        Остальные, ожидая своей  очереди, подвигаются к старту, у меня возникает легкий мандраж. В том, что пройду дистанцию не сомневаюсь, бывали и  больше. Но на такой вот  спартакиаде - никогда.
        Наконец оказываюсь на ограничительной черте, судья записывает в журнал мой номер и включает секундомер «пошел!
        - Шух! - отвечают лыжи, бегу вперед. Скольжение отличное, подрабатывая палками, набираю ход. Через несколько минут догоняю скользящего впереди парня и кричу «лыжню!». Он отступает в сторону, проношусь мимо, впереди маячит второй.  Его обгоняю на спуске, вскоре парк кончается, впереди замерзшее озеро.
        Оно тянется почти на километр, лыжня проложена сбоку, то исчезая в низине, то появляясь на пригорках.  Здесь обхожу еще троих, а вот четвертый, здоровенный лоб, уступать лыжню не собирается. Пытаюсь обойти по целине, не получается, к тому же сбивается дыхание.
        Но тут, как говорится, мне везет. Оглянувшись назад, соперник  цепляется лыжей за кочку, теряет равновесие и заваливается на бок. Лыжня свободна, обхожу и этого. Очередной, которого догоняю, стоит сбоку нее и, опершись на палки ловит ртом воздух. - спекся.
        Обогнув озеро, размеренно скольжу обратно  за высоким худым парнем, а когда до парка остается километр, оставляю «ведущего» позади. Спина парит, чуть снижаю скорость, берегу силы  к последнему рывку.
        В парке обхожу еще двух ребят  и через несколько минут финиширую. Судья щелкает секундомером, отворачиваю в сторону, опираясь на палки, глубоко дышу. Минут через десять подъезжают разгоряченный Саня с Валеркой, они стартовали позже и тоже прошли дистанцию.
        Откуда-то появляется  улыбающийся Юрий Александрович, - молодцы, ребята! Не подвели! Дает нам по барбариске и исчезает.
        Между тем забег завершается, ко второму начинают готовиться девчата, мы, сняв лыжи, подходим к своим.
        - Ну как настроение? - интересуется у них Саня.
        - Боевое, - отвечает за всех Нина.
        - Главное сразу сильно не рвите, берегите дыхалку - советует Валера.
        Все трое кивают и  занимают указанные судьей места.Мы же, направляемся  в  буфет под открытым небом, выпиваем по стакану какао и съедаем по паре пирожков.
        Когда девичий забег заканчивается, судьи уходят в здание школы, потом возвращаются и всех участников строят по периметру двора. В его центре устанавливается пьедестал, главный судья зачитывает победителей мужской гонки.
Первое место занимает десятиклассник из 2-й школы, второе я, а третье Валера Бочков. 
        Под  дружные аплодисменты  участников  поднимаемся на пьедестал, каждому вручается грамота от городского комитета комсомола и  ДОСААФ*,  корреспондент щелкает фотоаппаратом.  Далее награждаются победившие в забеге девчата, наших там, к сожалению, нет.   
        На следующий день в городской газете «Труд горняка»  появляется заметка  о спартакиаде и несколько снимков. На одном мы с Валеркой, держа в руках грамоты, стоим на пьедестале.
        Между тем наша учеба в школе завершается, в мае начинаются   экзамены по русскому языку, алгебре и геометрии. Сдаем их без потерь, получив   свидетельства о неполном среднем образовании. Впереди выпускной вечер. На его все сдают по пять рублей, организацией вместе с дирекцией занимается родительский комитет.
        По издавна существующей традиции, вечер проводится в поселковом клубе.
На него закупаются шампанское с лимонадом,   конфеты, фрукты и торты. В малом зале   устанавливаются  столы, накрытые белыми скатертями и длинные скамьи. На отдельной тумбе  -   магнитофон «Днепр -12» и дюжина  бобин.  Далее  на столы водружаются  напитки со вкусностями, а в вазах цветы.
        Выпускники, принаряженные по такому  случаю, сидят за отдельным столом, напротив родители (в основном мамы) и учителя.
        Открывает вечер  Вера Власовна    с теплой речью, напутствуя нас в добрый путь. За ней берет слово одно из мам - председатель родительского комитета, выступает прочувственно, у других взрослых женщин влажнеют глаза.  От  выпускников выступает  Лариса Лушина, благодаря учителей за полученные знания и заботу.
        Далее переходим ко второй части: за столами хлопают пробки от шампанского, в тарелки накладываются куски торта, звучат тосты и пожелания. Спустя полчаса, Егор Андреевич о чем-то  весело беседующий с Юрием Александровичам, встает со своего места и включает магнитофон. 

        В первый погожий Сентябрьский денёк
        Робко входил я под школьные своды.
        Первый учебник и первый урок -
        Так начинаются Школьные годы…

душевно возникают в зале слова «Школьного вальса», он подходит к  учительнице русского языка и литературы  Анне Ивановне  и приглашает ее на танец.  То же делает Юрий Александрович, пригласив свою жену, преподающую историю с географией.
       Не отстаем от старших и мы.  Сергей Катченко кружится в вальсе с Наташей Маркиной, Юра Шабельников  с  Аней Бондаренко, вскоре танцуют почти все, включая родителей.
       Когда в небе зажигаются звезды, они оставляют нас, многим утром на работу. Расходятся и учителя, а  мы в четвертом часу утра  отправляемся в Краснопольевский лес встречать рассвет.  Добравшись туда, поднимаемся по тропинке на скалу, господствующую на местности  и ждем.
       Небо на востоке постепенно светлеет, окрашиваясь в пурпур, затем его прорезает первый золотой луч и мы, радостно крича, приветствуем восход солнца.
       Начинается новый день, впереди  множество дорог, одну из которых   предстоит выбрать...
 


Рецензии
Валерий Николаевич здравствуйте, вот прочел еще одну главу из Вашей повести, хочется отметить, вот так ковался настоящий Советский человек в то время. С уважением.

Александр Шевчук2   19.07.2025 13:30     Заявить о нарушении
На это произведение написаны 4 рецензии, здесь отображается последняя, остальные - в полном списке.