Глава 6. Школьные годы чудесные
Не жаркое солнце заглядывает в окна класса, Лилия Иосифовна неспешно прогуливается между рядами парт, а мы старательно скрипим перьями. Уже неделя как в школе начались занятия, пишем сочинение на тему «Как я провел лето».
Я пишу о том, как вместе с папкой, мамой и Лялькой, отдыхал на море. Описываю, как ехали туда на поезде, каким увидел море, как плавал и нырял в нем, обозревая подводный мир. В конце, чтобы не выглядеть вралем, дополняю «На море я никогда не был. Это всего лишь мечта. Но верю, что она сбудется».
За пять минут до окончания урока Лилия Иосифовна приказывает дежурным собрать тетради, я отдаю свою и думаю, «влепит мне двойку или нет?» Чтобы не придумывал.
В ожидании проходят три дня. На четвертый, утром, она входит в класс со стопкой тетрадей. Встав, мы приветствуем учительницу, - садитесь ребята, - проходит к своему столу. Далее проводит перекличку по классному журналу, затем, беря в руку каждую тетрадь, называет фамилию ученика и оценку за сочинение.
Одни, такие как Лариса Лушина и Галя Недосвитий, получают «отлично», другие «хорошо» или «удовлетворительно». Вскоре названы все фамилии и оценки. Моей среди них нет. Становится тревожно.
- А теперь, ребята, послушайте одно из сочинений, - берет в руки Лилия Иосифовна последнюю тетрадь, открывает и читает вслух. Тут же узнаю свое «творение», чувствую, как краснею.
- Ну как? - окончив, закрывает тетрадку и обводит глазами класс.
Минуту стоит тишина, а потом кто-то из ребят говорит - здорово!
- Ага, - поддерживают его несколько голосов.
- Я тоже так считаю, - говорит учительница. - А написал эту работу (и называет фамилию).
- На меня смотрят три десятка глаз, краснею еще больше.
Против ожидания на перемене меня никто не пытается подначить, многие смотрят уважительно.
Через пару дней Лилия Иосифовна приносит в класс плотный лист ватмана. Сверху донизу он расчерчен карандашом, в каждой графе по алфавитному порядку наши фамилии.
- Здесь, ребята, каждый должен указывать все те книги, которые он прочел, - говорит учительница. После этого пришпиливает лист канцелярскими кнопками к стене рядом с доской.
На переменах у него образуется очередь. Все активно вписывают в свои графы прочитанные книги. У одних больше, у других меньше. Лидируют как всегда наши отличницы, у них по два десятка. Вовка Кириченко записал одну, называется «Родная речь».
- Так это ж учебник, - говорит ему Ленька Кондрусев.
- Я других не читал, - отходя, бубнит Вовка.
Мы с соседом по парте Серегой Катченко не спешим, поскольку дежурим по классу и решаем сделать это позже. Задержавшись после уроков, проветриваем помещение, вытираем начисто классную доску, полощем в воде тряпку и приносим из учительской мел. Далее подходим к ватману и записываем свои книги. Серега как и я много читает, получается больше чем у других
В течение месяца возникает своеобразное соревнование, в лидеры выходят наши отличницы, а потом мы с Серегой перекрываем их результат. Все это живо обсуждается в классе, а потом интерес спадает. На очередной линейке директриса предоставляет слово пионервожатой, есть в школе и такая.
Она веселая и молодая, зовут Рита Павловна. На шее всегда красный галстук, организует с нами различные мероприятия.
Для начала вожатая сообщает, что Стране нужен металл, и мы, пионеры с октябрятами, должны в этом деле помочь. А поэтому в школе объявляется месячник по сбору металлолома. Класс, который соберет больше всех, получит премию.
Известие всех воодушевляет. На следующий день все мы притаскиваем из дома на школьный двор различный железный хлам: дырявые чайники, кастрюли, выварки и корыта. Каждому классу отводится место, куда это все складывается. После занятий работа продолжается.
Мы рыщем по поселку и окрестностям в поисках более существенного. То, что принесли раньше, пополняется старыми железными кроватями, радиаторами отопления, ржавыми трубами и многим другим.
У всех классов металла примерно поровну, а потом мы решаем вырваться вперед и ломаем над этим головы. Неожиданную инициативу проявляет обычно флегматичный Вовка Кириченко.
- Я знаю, где много железа, - говорит он во время одной из дискуссий, проходящей на большой перемене.
- Где? - тут же оживляются участники.
- В степи возле шахты «Мазуровская».
- Покажешь где точно?
- Ага.
После окончания занятий класс во главе с Вовкой сразу же направляется туда. Место оказывается чем-то вроде свалки, металлолома там навалом. Наше внимание тут же привлекают старые колесные пары от шахтных вагонеток. Каждая такая весит килограммов пятьдесят, как говорится «самое то».
Покопавшись в хламе, находим толстую железную проволоку, закрепляем на нескольких, впрягаемся и тянем в поселок. Девчата, помогают. Спустя час «въежаем» во двор школы и пополняем свою кучу. Следующим утром, в воскресенье, делаем еще пару ездок.
- Ну, теперь мы точно обскакали всех, - басит Вовка. Он герой дня.
Когда месячник заканчивается и металлолом увозят, на очередной линейке победителем объявляют наш класс. А в качестве приза выдают ящик мороженого «Пломбир». Лакомились прежде мы им не раз, но это кажется особенно вкусным.
В ноябре, в фойе школы, весь наш класс торжественно принимают в пионеры. Делается это под вынос школьного знамени, звуки горна и грохот барабана. При этом хором даем торжественную, выученную накануне присягу, после чего всем повязываются красные галстуки.
Далее вожатая, вскинув в специальном приветствии руку, торжественно призывает, - юные пионеры, в борьбе за дело Ленина будьте готовы!
- Всегда готовы! - повторив жест, дружно отвечаем мы.
С этого дня мы ведем себя более солидно и взрослее, поскольку вливаемся в школьную пионерскую дружину. Кстати, то здание, в котором занимаемся, это еще не вся школа. Их в городе целых двенадцать и все средние. Наша же восьмилетняя, зато имеет два корпуса. Второй располагается в центре поселка, там обучаются старшие ребята.
Через пару недель по линии дружины наш класс получает первое ответственное поручение: установить шефство над пожилой женщиной Алевтиной Васильевной Кулешовой. В годы войны она потеряла на фронте мужа и двух сыновей. Осталась одна и нуждается в помощи.
В этот же день, к подшефной отправляются наши представители - Володька Королев и Таня Малышева. Королев у нас классный староста, дотошный и принципиальный, а Малышева самая активная из девчат.
На следующее утро они сообщают, какая нужна помощь и после уроков класс отправляется к Алевтине Васильевне. Она оказывается худенькой старушкой, живет на окраине поселка в небольшом домике с приусадебным участком.
За забором, у угольного сарая, свалена машина угля, во дворе гора сосновых чурок. Это топливо на зиму, его завозит шахта, а вот убрать сил у хозяйки не хватает.
Девчонки тут же начинают таскать в ведрах из уличной колонки воду и организуют в доме большую приборку, а мы занимаемся топливом. К вечеру все в доме вымыто, уголь определен в сарай, а вместо чурок рядом с ним высокая аккуратная поленница.
Растроганная хозяйка предлагает нам попить чаю, но мы отказываемся (куда такой оравой) прощаемся и отправляемся по домам. В ближайшее воскресенье, прихватив лопаты и инструменты, вскапываем ей приусадебный участок и поправляем забор.
Зимой раз в неделю мы навещаем старушку, помогая по хозяйству, а весной засаживаем ей картошкой огород.
Одни таким днем она появляется в классе сопровождаемая Лилией Иосифовной и приносит с собой здоровенный бумажный пакет конфет.
- Спасибо вам за заботу, детки, - ставит на учительский стол. - Вы для меня как родные. Дай вам Бог здоровья, - и, повлажнев глазами, уходит.
- Хорошие вы у меня, ребята, - чуть помолчав, говорит Лилия Иосифовна. - Королев, раздай всем поровну.
Подойдя к столу, Володька берет пакет в руки и обходит все парты. Каждому достается несколько конфет. Это карамель «Раковые шейки» и для нас она особенно дорога.
В мае мы переходим в четвертый класс, и начинается недельная отработка. У школы имеется большой фруктовый сад, расположенный за поселком недалеко от городской водокачки. Еще до войны его посадили наши родители, в саду больше сотни плодоносящих яблонь с грушами и чернослива.
Отработка заключается в прополке сорных трав на всей площади, побелке деревьев известью и расчистке оросительных канавок. По ним часть воды с водокачки поступает на полив сада. Урожай собирают школьники с учителями, им же он и предназначается. После отработки каждым, дежурный учитель делает в специальном журнале отметку, и начинаются заслуженные каникулы.
А у меня двойная радость. Поскольку я перешел в очередной класс без троек, папка дарит мне пневматическую винтовку. Из знакомых ребят такая есть только у Сереги Катченко, но довольно старая. Как-то давал мне пострелять.
Моя же новенькая, вороненая, с лакированным ухватистым прикладом и клеймом на казеннике в виде летящей стрелы. Осваиваю подарок быстро и спустя неделю попадаю с двадцати шагов в спичечную коробку.
В это же время вместе с Серегой и двумя Витьками (Лысовым и Бабичем) начинаю посещать ставок на поселке Анненка. Он зовется «Новый», расположен в долине перекрытой дамбой, с которой в близлежащую балку низвергается водопад. Длина водоема больше километра, ширина метров сто. Вода чистая и прохладная, со дна бьют ключи.
На дальнем берегу рыжеют скалы, на другом, рядом с дамбой, пляж и вышка для прыжков в воду. Нижняя площадка в пяти метрах над ней, верхняя, выступом вперед, вдвое выше.
Раздевшись до трусов, мы сигаем в воду, плаваем и ныряем с нижней площадки, а кожа покрывается пупырышками, вылезаем и загораем на песке. Щурясь от яркого солнца, я гляжу на верхнюю площадку - хорошо бы прыгнуть с нее.
Высоты не боюсь. Помнится года в три, ради интереса, сиганул с зонтиком с крыши летней кухни, в пять лазал со старшими пацанами на буровую вышку в степи, а последнюю зиму на спор съезжал на лыжах с нашего террикона на околице.
Тем не менее, совершить прыжок с верхней площадки трушу. Оттуда прыгает только один мужик с поселка, и двое парней из Кадиевки, приезжающих по воскресеньям сюда на «Явах». Несколько раз забираюсь на верхотуру, делая вид, что загораю, но преодолеть страх не получается.
Наконец, одним днем, ближе к вечеру, все-таки решаюсь. Забираюсь наверх по лестнице, подхожу к краю площадки, и, набрав в грудь побольше воздуха, делаю шаг вперед. Короткий свист воздуха в ушах, всплеск, стремительно ухожу под воду. На глубине изворачиваюсь, несколько гребков вверх и снова на поверхности. В душе ликование, плыву к берегу.
- Ну, ты даешь! - встречают меня ребята.
Чтобы закрепить успех, снова иду к вышке, лезу наверх и повторяю прыжок. Страха как не бывало.
Между тем родители считают, что мне следует заняться музыкой. В нашей семье ее очень уважают. Помню в детстве папка разучивал со мной песни «По долинам и по взгорьям» и «Артиллеристы, Сталин дал приказ», а мама, занимаясь какими-нибудь делами, всегда что-то напевает. По радио и телевизору мы всегда слушаем концерты, в доме имеется проигрыватель с большим количеством пластинок песен Беренеса, Шульженко Кристалинской и других.
Способствует этому и отец Сани Винника - дядя Алексей. Летом каждое воскресенье по вечерам он играет у себя во дворе на баяне. Репертуар у него обширный - от популярных «Цыганочки» и «Брызг шампанского» до всевозможных полек, маршей и вальсов. Причем делает это виртуозно - заслушаешься.
- Хотел бы так научиться? - как-то спрашивает меня папка, когда слушаем очередной концерт в исполнении соседа.
- Ага, - отвечаю без задней мысли. И, как говорят, «накаркал».
В результате мне покупают баян, называется «Кременное» и находят преподавателя. Он живет на поселке Анненка, в прошлом учитель музыки, но теперь работает на шахте. Три раза в неделю я езжу к нему домой на велосипеде, постигая игру на баяне и нотную грамоту.
С началом очередного учебного года продолжаю занятия в музыкальном кружке при поселковом клубе и к весне вполне осваиваю инструмент. Могу исполнять десяток вальсов с польками и танго, а также различные современные мелодии.
Пятый класс начинаем в стенах другого учебного корпуса, о котором я уже упоминал. Он двухэтажный, много больше того где учились раньше. Перед зданием с высоким крыльцом просторный двор со спортивной площадкой, окруженный зеленой оградой, за нею итээровские* дома.
На первом этаже школы раздевалка, спортзал, учебные мастерские и буфет. На втором классы для занятий, кабинеты директора с завучем и «учительская». Если на прежнем месте мы всегда занимались в одном помещении, то теперь они меняются в зависимости от дисциплин.
Есть специальный класс для занятий по ботанике, физике с химией и остальным предметам. К ним добавились уроки труда, проводимые для ребят в столярной и слесарной мастерских, а для девчонок в классе кройки и шитья.
Появляется у нас и новый классный руководитель Егор Андреевич Шкарин. Это средних лет высокий худой мужчина, преподающий алгебру с геометрией и физику. Имеется и второй - Юрий Александрович Розов. Того же возраста, коренастый и жилистый, он физкультурник и трудовик. Все остальные учителя женщины разных возрастов.
А еще класс пополнился новыми учениками: Виталькой Говядовым и Колькой Высочиным. Виталька на два года старше нас, дважды оставался в предыдущих классах на второй год. Ростом с взрослого мужика, с продувной рожей и косой челкой; Колька - его приятель, безразличный к окружающему и всегда сонный.
К этому времени у меня появляется еще один друг - Саня Йолтуховский. Этот тот самый пацан, с которым подрались в первом классе. Саня моего роста, но более плотный, мало улыбчивый и серьезный. Подружились мы на почве увлечения физкультурой (в классе, исключая Витальку) имели самые высокие результаты.
Однажды Саня приглашает меня к себе домой и показывает в саду небольшую спортплощадку. Помимо самодельной перекладины и гантелей с эспандером, там имеются три гири.
- И по сколько весят? - интересуюсь я.
- Две по шестнадцать, третья - двадцать четыре килограмма.
Далее, нагнувшись, берет одну в руку и выжимает десяток раз.
- А ну-ка, - пытаюсь повторить. Не тут-то было. Удается только до плеча.
- Не бери в голову, - говорит Саня. - Я занимаюсь второй год. Поднатаскался. Хочешь, подарю? - кивает на одну из гирь с клеймом»16».
- А не жалко?
- У меня вторая есть.
Я без раздумий соглашаюсь.
Потом мы съедаем по ранету с соседней яблони, прихватываем подарок и выходим за калитку. Там поочередно несем гирю до начала их улицы, а потом Саня возвращается обратно. Остаток пути, с тремя передышками, тащу ее сам.
Папка одобряет мое желание заняться подобным видом спорта, к гире добавляется пара гантелей с эспандером и пособие по культуризму*. Теперь после школы, выполнив домашнее задание, я в течение часа усиленно «качаю» в саду мышцы. К зиме сказываются результаты: гирю уверенно жму по семь раз, выталкиваю вдвое больше и осваиваю подбрасывание ее в воздух с переворотом.
Не забываю и баян, продолжая по воскресеньям занятия в музыкальном кружке. Руководит им средних лет мужик, зовут Алексей Кравцов. Он виртуозно играет на баяне с аккордеоном и пианино, сам пишет музыку, но имеет слабость - часто выпивает.
Живет бобылем в однокомнатной квартире рядом с клубом, из вещей в комнате кроме мебели, только дорогой немецкий баян. Инструмент зовется «Вельтмастер», с тремя регистрами, отделан красным перламутром.
Под руководством нового учителя осваиваю модные танго и фокстроты, пополняя уже имеющийся репертуар.
На занятия в школе все это особо не влияет, учусь ровно и без напряга. Любимыми предметами являются русский язык с литературой, история и география. К точным наукам отношусь прохладнее.Очень нравятся занятия по труду и физкультуре.
Весной и осенью Юрий Александрович проводит их с нами во дворе школы, где мы прыгаем в длину и высоту, или на футбольном поле за поселком. Там бегаем стометровку с кроссом, проводим эстафеты и швыряем на дальность учебные гранаты.
Зимой отрабатываемся в спортивном зале на перекладине с брусьями и шведской стенке, лазаем по канату, прыгаем через «козла» и играем в баскетбол.
В учебных мастерских - столярной и слесарной, делаем табуретки со скворечниками, учимся работать напильниками, зубилами, сверлами и пилками по металлу. Кроме того зимой обязательно ходим на лыжах, их в школе несколько десятков пар.
К тому времени в Стране активно разворачивается детская военизированная игра «Зарница», организованная по линии комсомола и Министерства обороны. В шестом и седьмом классах в нашей школе она проводится дважды - летом и зимой.
Летом все классы, начиная с пятого, ищут на пересеченной местности используя спортивное ориентирование спрятанное судьями Красное знамя, а зимой в Краснопольевском лесу организуется целое сражение. Ему предшествует серьезная подготовка.
Противоборствующими сторонами назначается наш, к тому времени шестой «А» класс и такой же смежный «Б». Теперь они называются отрядами, выбираются командиры, а из девочек назначаются санитарки.
В течение предшествующей игре недели в столярной мастерской для бойцов изготавливаются деревянные автоматы с трещотками, а за сутки до ее начала в лесу на пригорке строится снежная крепость.Утро назначенного дня выдается солнечным и погожим, мороз спадает, оттепель.
К восьми утра в школу прибывают старший лейтенант и два сержанта из роты охраны лагеря в качестве судей и наблюдателей. Офицер в коротком белом полушубке, перетянутом ремнями, сержанты в зеленых бушлатах и с автоматами. За плечами у одного рюкзак.
Спустя короткое время участники игры в сопровождении учителей и их, выходят из поселка и через село Краснополье пехом прибывают в лес. На берегу реки разжигается большой костер из ранее собранного хвороста, организуется бивак.Далее военные строят отряды, офицер ставит нам задачу, занимаем исходные позиции.
Шестой «Б» укрывается в крепости на пригорке, наш готовится к штурму. Проверяем трещотки на автоматах, лепим снежки, позади несколько «санитарок» с сумками, на них красные кресты.
- Значит так, - подходит ко мне Саня Йолтуховский, он наш командир. - Возьмешь с собой пятерых ребят и как только начнем атаку, обойдешь крепость и ударишь шестому «Б» в тыл.
- Понял, - поправляю шапку и называю фамилии - айда со мной!
Спустя еще минуту старший лейтенант достает из полевой сумки ракетницу, в небо уносится дымный след.
- Ура-а! треща деревянными автоматами, бросается наш отряд на штурм крепости. В ответ летят снежки, разгорается бой. Я же со своей группой забираем в сторону и обходим укрепление с тыла. Оттуда с криками врываемся внутрь, возникает свалка, минут через десять оно захвачено.
Далее выстроив участников, старший лейтенант делает разбор, начинается вторая часть мероприятия: под присмотром сержантов мы из положения лежа трижды стреляем холостыми патронами из автомата. С их устройством и правилами обращения все знакомы. Ранее в школе военными на этот счет проводились занятия.
После завершения стрельб собираемся вокруг костра, где на рогулях побулькивают несколько ведер, распространяя дразнящий запах. Каждый получает в прихваченную с собой миску по черпаку горячей лапши с тушенкой и по кружке такого же чая. В поселок возвращаемся со специально разученной строевой песней. Игра удалась на все сто!
С наступлением весны отец продает наш «Москвичек», который изрядно поизносился, покупает новый, последней модели, и обучает меня езде. Когда возвращается с работы, мы выезжаем на футбольное поле за поселком, где я под его присмотром трогаюсь с места и переключаю скорость, а потом рулю по хорошо накатанной грунтовке в сторону поселка Замковка.
Через месяц я вполне осваиваю машину, знаю правила дорожного движения и под надзором родителя совершаю все более дальние поездки, в том числе по автотрассе. Управлять автомобилем мне очень нравится, хочется быстрее повзрослеть и сдать на права.
После сдачи экзаменов за седьмой класс, мы отправляемся в трехдневный поход. Такие в нашей школе организуются для старшеклассников каждый год. Имеется и необходимое снаряжение: палатки, рюкзаки и многое другое.
Для начала сдаем Юрию Александровичу по два рубля и на эти деньги закупаем в магазине продукты: хлеб, крупу, тушенку со сгущенкой, консервированный борщ, полмешка картошки, соль, чай и галеты.
Утром, в назначенное время, одетые по-походному и с рюкзаками за плечами, в которых миска с ложкой, кружка, одеяло и другое, нужное в походе, мы собираемся у школы. Вскоре подъезжает заказанный на шахте небольшой автобус. Юрий Александрович устраивает перекличку, грузимся и отъезжаем.
Путь наш лежит в Ломоватку. Это самый дальний от города поселок с одноименной шахтой, расположенный рядом с трассой Луганск-Дебальцево. Выехав на нее, автобус прибавляет ход, в открытые окна врывается свежий ветер, настроение приподнятое
Здравствуй милая картошка-тошка-тошка,
Пионеров идеал-ал-ал!
Тот не знает наслажденья-денья-денья-денья,
Кто картошки не едал-дал-дал!
дружно орем пионерскую песню, которую пели еще наши мамы и отцы.
Спустя полчаса минуем центр поселка и сворачиваем на грунтовку. По сторонам волнится степь зеленеющая разнотравьем и алеющая маками, в небе трепещут жаворонки и висят пушистые облака.
Вскоре впереди возникает лес, уходящий к туманному горизонту. Автобус подворачивает к опушке, останавливается, водитель открывает рычагом дверь.
- Выгружаемся! - командуют Юрий Александрович.
Прихватив вещи, высыпаем из салона, «пазик» разворачивается и, дав сигнал, уезжает. Мы же, навьючившись снаряжением, вслед за физруком идем по тропинке в лес. Он чистый, без бурелома, поросший могучими дубами, ольхой с ясенем, лещиной и кустами боярышника.
Тропинка выводит нас на большую солнечную поляну, рядом с которой блестит неширокая светлая река. Сняв с плеч рюкзаки начинаем обустраиваться.
Часть ребят Юрий Александрович отправляет в лес, собирать хворост для костра, остальные устанавливают палатки. Их у нас семь. По три на ребят и девчонок, одна для учителя и припасов.
Место, как говорят, «обжитое», на нем ребята из нашей школы останавливаются каждый год. Перед палатками имеется обложенный закопченными камнями очаг с двумя забитыми в землю «рогулями», а за ними, под дикой грушей обустроена криничка с удивительно вкусной водою.
Спустя час над жарким костром побулькивает в эмалированных ведрах борщ и исходит ароматным дымком чай. У палаток расстилается брезент, на него водружается миски с ложками и кружки, крупными ломтями нарезается хлеб и прихваченное из дома сало, зеленый лук и молодые огурчики. В центр ставится ведро с борщом.
Мы усаживаемся вокруг, Аня Бондарева наполняет половником миски, взяв по ломтю хлеба активно работаем ложками. Далее переходим к салу с зеленухой и запиваем все дегтярно черным чаем с галетами, макая их в сгущенку.
Все три дня активно отдыхаем: Юрий Александрович учит нас ходить по азимуту, используя карту и компас, разжигать одной спичкой костер, ориентироваться в лесу по приметам, а еще организует стрельбы из прихваченной им малокалиберной винтовки по бумажным мишеням.
Занимаемся и по интересам. Вовка Пикалов, Юра Шабельников и Витька Бабич, прихватившие с собой рыбацкие снасти, дергают из речной заводи ниже по течению окуньков и пескарей на уху, девочки собирают цветы и листья для гербариев, остальные гоняют по поляне мяч и шастают по лесу. Вечерами мы сидим вокруг жарко пылающего костра, печем в нем картошку, и рассказываем всяческие истории.
Утром четвертого дня сворачиваем лагерь, убираем после себя поляну и по той же тропинке возвращаемся на опушку леса. К десяти часам подъезжает «пазик» с тем же шофером, грузимся в кабину и он пылит по грунтовке в сторону трассы. Поход явно удался. Все посвежели, покрылись золотистым загаром, спасибо Юрию Александровичу.
Каникулы проходят как обычно, 1 сентября начинаются занятия в школе. Накануне ноябрьских праздников наш класс принимают в комсомол. Однако не всех. В числе таких Виталька Говядов, Вовка Кириченко, и Колька Высочин. Желания к учебе все трое не проявляют, часто прогуливают занятия и хулиганят. Короче - трудновоспитуемые.
Остальные получают рекомендации в школьном комитете комсомола, зубрят Устав ВЛКСМ вместе с Кодексом строителя коммунизма и на следующий день после празднования очередной годовщины Великого октября, препровождаются в городской комитет комсомола.
Там, после небольшого экзамена на предмет знания этих руководящих документов, всем нам в торжественной обстановке вручают комсомольские билеты. Относимся мы к этому вполне серьезно, считая себя почти взрослыми. Да оно фактически так и есть. Многие вымахали с родителей, стали спокойнее и рассудительнее, детство осталось позади.
Некоторые ребята тайком покуривают, а девочки похорошели и теперь мы обращаем на них все больше внимания, чего раньше не наблюдалось.
Однажды в школе происходит занимательная картина. Минут за десять до начала занятий во дворе появляется Виталька Говядов. На нем цветастая рубашка с попугаями, жилет, и широченные клеша. В их нижней части от колен вставлены лампочки от фонарика, на ногах остроносые туфли на высоких каблуках
- Ну, ты даешь! - восхищенно окружаем. - А лампочки зачем?
Он снисходительно оглядывает нас, сует руку в карман, и те начинают мигать, как на новогодней елке.
- Вот это да-а… - открываем рты.
Но насладиться своим триумфом Витальке не удается. Откуда-то возникает директриса.
- Да, Говядов, - подойдя к нему, качает головой. - В таком виде в школу? Позор.
- А че? Я ниче? - делает дурашливую рожу.
- К урокам я тебя не допускаю! Иди домой и без родителей не возвращайся! -повышает голос Вера Власовна.
- Ну, тогда я пошел, - не особо расстраивается Виталька и паруся штанинами, величаво удаляется.
- А вы что застыли?! - оборачивается к нам директриса. - Немедленно на занятия!
Все тут же направляются к школьному крыльцу, с которого раздается призывная трель звонка.
А история с Виталькой не заканчивается. Желая отомстить директрисе, он вместе с двумя местными хулиганами, нападают через неделю на ее мужа. Когда тот возвращается вечером в изрядном подпитии домой, приятели отбирают у него в темном переулки бумажник и снимают с руки часы. Милиция быстро находит всех троих и суд определяет «мстителей» в воспитательную колонию сроком на три года.
Зимой в городе проходит юношеская спартакиада по лыжам. В ней принимаю участие все средние школы (их двенадцать) и наша «восьмилетка». Юрий Александрович выставляет команду из шести человек. В их числе Саня Йолтуховский, Валера Бочков, я, Лариса Лушина, Таня Семикоз и Нина Черная.
В назначенный день, это воскресенье, прихватив лыжи, на рейсовом автобусе приезжаем в поселок Краснополье - Глубокое, в школу №5. День выдался солнечный и морозный, во дворе весело толпится сотня участников.
Здесь же организован буфет, продается горячий какао и пирожки с повидлом, из репродуктора на фронтоне здания льются спортивные марши.Юрий Александрович уже здесь, вводит нас в курс дела.
Бежать предстоит пять километров, трасса проложена от школы через парк, далее вокруг местного озера и обратно. Сначала бегут парни, на втором этапе девчата. Каждый стартует по секундомеру, на финише производится подсчет.
- Соперники старше вас, - говорит Юрий Александрович, но надо постараться не ударить в грязь лицом. Понятно?
- Понятно, - киваем мы, после чего все вместе направляемся к месту старта. Там уже группа судей, несколько школьных директоров и молодой парень с двумя фотоаппаратами. На месте одеваем лыжи, получаем матерчатые номера на грудь и занимаем указанные места.
Далее главный судья палит в небо из сигнального пистолета, второй машет красным флажком, по заранее проложенной лыжне в парк уносятся первые спортсмены.
Остальные, ожидая своей очереди, подвигаются к старту, у меня возникает легкий мандраж. В том, что пройду дистанцию не сомневаюсь, бывали и больше. Но на такой вот спартакиаде - никогда.
Наконец оказываюсь на ограничительной черте, судья записывает в журнал мой номер и включает секундомер «пошел!
- Шух! - отвечают лыжи, бегу вперед. Скольжение отличное, подрабатывая палками, набираю ход. Через несколько минут догоняю скользящего впереди парня и кричу «лыжню!». Он отступает в сторону, проношусь мимо, впереди маячит второй. Его обгоняю на спуске, вскоре парк кончается, впереди замерзшее озеро.
Оно тянется почти на километр, лыжня проложена сбоку, то исчезая в низине, то появляясь на пригорках. Здесь обхожу еще троих, а вот четвертый, здоровенный лоб, уступать лыжню не собирается. Пытаюсь обойти по целине, не получается, к тому же сбивается дыхание.
Но тут, как говорится, мне везет. Оглянувшись назад, соперник цепляется лыжей за кочку, теряет равновесие и заваливается на бок. Лыжня свободна, обхожу и этого. Очередной, которого догоняю, стоит сбоку нее и, опершись на палки ловит ртом воздух. - спекся.
Обогнув озеро, размеренно скольжу обратно за высоким худым парнем, а когда до парка остается километр, оставляю «ведущего» позади. Спина парит, чуть снижаю скорость, берегу силы к последнему рывку.
В парке обхожу еще двух ребят и через несколько минут финиширую. Судья щелкает секундомером, отворачиваю в сторону, опираясь на палки, глубоко дышу. Минут через десять подъезжают разгоряченный Саня с Валеркой, они стартовали позже и тоже прошли дистанцию.
Откуда-то появляется улыбающийся Юрий Александрович, - молодцы, ребята! Не подвели! Дает нам по барбариске и исчезает.
Между тем забег завершается, ко второму начинают готовиться девчата, мы, сняв лыжи, подходим к своим.
- Ну как настроение? - интересуется у них Саня.
- Боевое, - отвечает за всех Нина.
- Главное сразу сильно не рвите, берегите дыхалку - советует Валера.
Все трое кивают и занимают указанные судьей места.Мы же, направляемся в буфет под открытым небом, выпиваем по стакану какао и съедаем по паре пирожков.
Когда девичий забег заканчивается, судьи уходят в здание школы, потом возвращаются и всех участников строят по периметру двора. В его центре устанавливается пьедестал, главный судья зачитывает победителей мужской гонки.
Первое место занимает десятиклассник из 2-й школы, второе я, а третье Валера Бочков.
Под дружные аплодисменты участников поднимаемся на пьедестал, каждому вручается грамота от городского комитета комсомола и ДОСААФ*, корреспондент щелкает фотоаппаратом. Далее награждаются победившие в забеге девчата, наших там, к сожалению, нет.
На следующий день в городской газете «Труд горняка» появляется заметка о спартакиаде и несколько снимков. На одном мы с Валеркой, держа в руках грамоты, стоим на пьедестале.
Между тем наша учеба в школе завершается, в мае начинаются экзамены по русскому языку, алгебре и геометрии. Сдаем их без потерь, получив свидетельства о неполном среднем образовании. Впереди выпускной вечер. На его все сдают по пять рублей, организацией вместе с дирекцией занимается родительский комитет.
По издавна существующей традиции, вечер проводится в поселковом клубе.
На него закупаются шампанское с лимонадом, конфеты, фрукты и торты. В малом зале устанавливаются столы, накрытые белыми скатертями и длинные скамьи. На отдельной тумбе - магнитофон «Днепр -12» и дюжина бобин. Далее на столы водружаются напитки со вкусностями, а в вазах цветы.
Выпускники, принаряженные по такому случаю, сидят за отдельным столом, напротив родители (в основном мамы) и учителя.
Открывает вечер Вера Власовна с теплой речью, напутствуя нас в добрый путь. За ней берет слово одно из мам - председатель родительского комитета, выступает прочувственно, у других взрослых женщин влажнеют глаза. От выпускников выступает Лариса Лушина, благодаря учителей за полученные знания и заботу.
Далее переходим ко второй части: за столами хлопают пробки от шампанского, в тарелки накладываются куски торта, звучат тосты и пожелания. Спустя полчаса, Егор Андреевич о чем-то весело беседующий с Юрием Александровичам, встает со своего места и включает магнитофон.
В первый погожий Сентябрьский денёк
Робко входил я под школьные своды.
Первый учебник и первый урок -
Так начинаются Школьные годы…
душевно возникают в зале слова «Школьного вальса», он подходит к учительнице русского языка и литературы Анне Ивановне и приглашает ее на танец. То же делает Юрий Александрович, пригласив свою жену, преподающую историю с географией.
Не отстаем от старших и мы. Сергей Катченко кружится в вальсе с Наташей Маркиной, Юра Шабельников с Аней Бондаренко, вскоре танцуют почти все, включая родителей.
Когда в небе зажигаются звезды, они оставляют нас, многим утром на работу. Расходятся и учителя, а мы в четвертом часу утра отправляемся в Краснопольевский лес встречать рассвет. Добравшись туда, поднимаемся по тропинке на скалу, господствующую на местности и ждем.
Небо на востоке постепенно светлеет, окрашиваясь в пурпур, затем его прорезает первый золотой луч и мы, радостно крича, приветствуем восход солнца.
Начинается новый день, впереди множество дорог, одну из которых предстоит выбрать...
Свидетельство о публикации №225071801526
Александр Шевчук2 19.07.2025 13:30 Заявить о нарушении