Змеелов 7 Дождь и ветер стучит в окно

Стучит практически ежедневно с перерывами на час - другой. Для разнообразия гремят грозы. Потоки воды на улицах больших городов снимаются камерами мобильных телефонов и выкладываются в качестве видеороликов для просмотров почтеннейшей публики. Добрую усмешку вызвал обыватель, плывущий на надувной лодке мимо полузатопленных автомобилей, рядом с которыми томятся их владельцы, стоя по колено в мутной воде. Стихия, одним словом. Подводя итог, могу отметить, что количество солнечных дней в Беларуси за это лето не набралось и на одну неделю. Это уже, согласитесь, рекорд! Правда, из числа мало кому нужных.

Сидя на даче заглянул в «Новый мир, 1991/4». Обнаружил и прочёл интереснейшую статью Петра Вайля и Александра Гениса «Страна слов». Пара выдержек:
- когда таблица умножения не справилась с коммунизмом, её признали ошибочной;
- правда ушла в почву…
Но суть в ином: период советской истории, известный под названием «Оттепель», который авторы уместили в отрезок 1956 – 1968 годы, они считают куда более продуктивным и содержательным для советской интеллигенции, чем памятная ныне «Перестройка» (с ускорением или без него – не существенно).

Почему это привлекло внимание? Прошедшая декада унесла жизни известнейших кинорежиссеров, творческая судьба которых сложилась как раз в те далекие годы. 
Позволю себе длинную цитату из поста Андрея Плахова: «Сегодня же умер Юрий Кара… Мне же хочется только высказать печаль и сочувствие. Поколение «оттепельных» режиссеров уверенно состоялось – от Хуциева и Рязанова до Кончаловского и Шепитько. Поколение «перестроечных» - многое пообещало, но далеко не пошло. Кару подорвали, с одной стороны, успех дебютной ленты «Завтра была война», с другой – конфуз с «Мастером и Маргаритой».
Куда канул Василий Пичул (любимый ученик Хуциева) с его триумфальной «Маленькой Верой»?  Месяц назад незаметно покинул этот мир талантливый Валерий Рыбарев, чей фильм «Меня зовут Арлекино» был одним из манифестов перестроечного времени.
Ну и наконец Юрий Мороз. Редкий представитель режиссерско-продюсерского цеха, о котором, кажется, вспоминали только хорошо»
Здесь не упомянут только Александр Митта, с которым попрощались совсем недавно. 

«Оттепель» дала  плеяду талантов и поклонников не только в кино: сам свидетель популярности бардовской песни и яркой, обращенной к слушателю поэзии – сегодня уместно вспомнить  о дне рождения Евгения Александровича Евтушенко и его «Танки идут по Праге». Публиковались новая и хорошо забытая проза, звучала музыка уже известных и вновь заявивших  себе музыкантов и исполнителей. Это время создало множество диссидентов, достаточно резко критиковавших существовавшую систему, но не веривших в быстрые перемены: сколько не меняй клоунов, цирк продолжится.

Творцы времен «перестройки» зарекомендовали себя куда скромнее. Но подводить итоги в этом поколении пока рано.  Да: про текущую войну ничего говорить не стану. Во-первых: ничего нового. Во-вторых, есть  резон потерпеть очередных семь недель, до начала сентября.

Хочу обратить внимание на распространение обсценной лексики. То, что несколько ранее (смотри ту же «Оттепель») воспринималось, как отталкивающая непристойность, нынче в цене. Одной из причин умные люди считают ложное понимание демократии, другой – бравирование личной раскрепощенностью. Можно согласиться с тем и другим, но, на мой взгляд, многое диктуется здесь личной распущенностью. Принимаю упреки в морализме.

А дождь, по-прежнему, смывает все следы. Только белые машины во дворе стоят, уткнувшись в зелень травы. 


Рецензии