Петр I - основатель российского флота
Бронзовая скульптура царя Петра являлась копией скульптуры работы московского скульптора Льва Кербеля, установленной в Измайловском парке Москвы в 1998 году. Пьедестал изготовлен из небольших гранитных плит, который был установлен на трехступенчатом основании. Надпись на пьедестале гласила: "Петру I основателю флота России"…
Не знаю, почему калининградские скульптор и архитектор, для создания пьедестала и всего остального, в качестве материала выбрали тонкие и небольшие куски гранита, которые к тому же были приклеены не очень хорошо, если не сказать отвратительно…, т.к. уже через несколько лет после открытия памятника российскому царю, эти гранитные плиты стали отклеиваться и отваливаться.
Может, сами создатели памятника решили таким образом удешевить свое творение, а, может, и представители власти вмешались в процесс ценообразования, не знаю, да мне это и не интересно теперь. Важно, что схалтурили ребята… все вместе: и скульптор, и архитектор, и работники мэрии, ответственные за установку этого важного как для города, так и региона, а может и для страны в целом, памятника.
После установки памятника царю-императору, которого последние 25 лет многие россияне считают чуть ли не своим отцом родным (в разных общественных опросах имя Петра Первого очень часто фигурирует в итоговых списках в числе самого известного и влиятельного человека в России за последние 300 лет.
Многие жители города были очень рады, что такой памятник появился наконец в Кёниге. И вот, как-то гулял я с ребенком в сквере напротив штаба Балтфлота и увидел, что некоторые гранитные плиты, на которых люди сидят, и на самом постаменте, и на площадке рядом с памятником либо треснули, либо совсем отклеились и отвались. Картина получилась более чем нелицеприятная, или как говорят в таких случаях, «картина маслом»… И хотя в те годы это место и сам памятник не были включены в туристические маршруты, но туристов местные экскурсоводы сюда регулярно привозили. Именно здесь местные гиды с воодушевлением рассказывали туристам о том, как и когда Петр Великий посещал Кёнигсберг (только в Пиллау он побывал не менее трех раз, а в самом Кёнигсберге не менее шести раз). Говорили гостям города они и о том с чем были связаны его визиты в здешние края и какую пользу Отечеству они принесли в будущем.
Но при этом они как-то стыдливо пытались не обращать свое внимание на техническое состояние памятника…на отвалившиеся гранитные плиты… Ну ведь стоит же Петр, не падает, ну и ладно.
На проблемы, связанные с внешним видом памятника в те годы я пытался обратить внимание как городской общественности, так и городских и даже областных властей, размещая в интернете в различных городских пабликах и СМИ критические заметки. Но все мои усилия оказались напрасными. Время шло, а ситуация не менялась.
И тогда я решил обратиться непосредственно к руководителям Балтийского флота – либо к самому командующему, либо к одному из его заместителей. Напрямую.
И вот как-то в один из летних дней, рано утром я приехал к зданию штаба и встал там, где обычно старшие офицеры и адмиралы выходят из своих персональных автомобилей и направляются к дверям штаба.
Мое ожидание увенчалось успехом. Вскоре из машины вышел красивый и статный адмирал. Я быстрым шагом подошел к нему:
- Товарищ адмирал, разрешите обратиться?
Сам адмирал немного смутился, его адъютант (или помощник) отошел на шаг в сторону:
- Слушаю вас, - адмирал надел на голову фуражку, которую до этой секунды держал в руках, - Вы что-то хотите у меня спросить?
- Да… Меня интересует один вопрос. Когда и кто сможет отремонтировать облицовку на памятнике основателю российского флота – Петру Первому, а также восстановить внешний вид других гранитных плит, находящихся рядом с памятником?
Было видно, что адмирал не понимает меня, потому, что ему, судя по всему, ничего не было известно о поврежденных и отвалившихся гранитных плитах. Я показал ему несколько плит, которые давно находились в плачевном состоянии.
- Но ведь за сохранность этого памятника отвечают городские власти, - попытался поспорить со мной адмирал.
- Да. Но 300-летие российского флота, военного флота отмечаете именно вы – военные моряки - и награждаете по этому случаю друг друга юбилейными медалями. А найти несколько мешков плиточного клея и выделить двух-трех толковых матросов или просто нанять для выполнения этой несложной работы специалистов, не можете?
Было видно, что мои слова задели адмирала за живое. На вид мы с ним выглядели ровесниками. Адмирал внимательно посмотрел мне в глаза:
- А вы не из мэрии?
- Нет, я просто прохожий, неравнодушный житель города и прошу вас решить эту проблему. Ведь стыдно же, право слово….
Адмирал после короткого размышления дал мне слово, что все оторвавшиеся гранитные плиты вскоре будут возвращены и приклеены на штатные места. И что несколько мешков цемента или плиточного клея на складах Балтийского флота для выполнения этой задачи найдутся.
И надо отметить, что свое обещание адмирал исполнил, через несколько дней мы с женой поехали в театр, машину запарковали недалеко от здания штаба БФ. Я не удержался и подошел к памятнику. Все плиты были возвращены на места, приклеены, качественно и на совесть.
А потом спустя несколько лет, в 2019 году летом городские власти выделили из бюджета аж ЧЕТЫРЕ миллиона рублей, чтобы отремонтировать пьедестал памятника Петру I и прилегающие малые архитектурные формы у здания штаба Балтфлота. Видимо мои обращения наконец-то дошли до адресатов? За четыре миллиона рублей подрядчик должен был очистить гранитные тумбы, постамент, площадку, ступени, заменить элементы гранитного мощения вокруг памятника.
Кстати, в октябре 2024 года власти Калининграда выделяли почти 2,4 миллиона рублей на создание архитектурно-художественной подсветки памятника Петру I. Демонстрируя таким образом всему миру свою любовь и уважение, которые они испытывают к великому российскому царю-императору.
А уже летом этого, 2025 года, городские власти вновь начали искать подрядчика для ремонта памятника Петру I. Для этого из бюджета власти выделили 1 498 748 рублей (цифру взял с сайта госзакупок). Честно скажу, даже не смешно… Какой-то чиновник исхитрился составить смету в полтора ляма с точностью до ОДНОГО РУБЛЯ…
Как указано в техзадании, подрядчику, который будет выбран для выполнения этих важных для города реставрационных работ, необходимо будет применить устойчивые к внешнему воздействию, легкие в уходе, вандалоустойчивые, имеющие длительный срок службы материалы.
И вот тут я в очередной раз подумал, а почему бы скамейки и сам пьедестал не изготовить из цельного гранита? Что у нас камней гранитных в стране мало? Почему ошибку, допущенную четверть века назад создателями этого памятника, нельзя исправить сегодня? Чтобы не пришлось в будущем почти каждый год ничего собирать склеивать и приклеивать? Или этот памятник для кого-то давно превращен в «дойную корову»? Не знаю… Но только хочу заметить, что возле этого памятника любят фотографироваться (на память) многочисленные туристы, офицеры и матросы Балтийского флота… И одно радует, что на этих фотографиях не видны трещины и отвалившиеся куски гранитных плит…. Пока не видны…
На фото: офицеры Балтийского флота, награжденные юбилейной медалью «300 лет Российскому флоту» возле памятника Петру I.
Свидетельство о публикации №225071801578